×

Должности, опубликованные на сайте, указаны на момент публикации

Единый коллектив, единая цель №1(65), 2014 год

Геннадий Габриэлян

Поликлиника № 5 Мосгорздравотдела была образована в марте 1960 года для медицинского обслуживания персональных пенсионеров союзного и республиканского значения. В июле 1977 года в связи с расширением сети поликлиник и больниц началось строительство нового здания поликлиники № 5 в Даевом переулке. В январе 2012 года поликлиника переименована в Государственное бюджетное учреждение здравоохранения города Москвы «Городская поликлиника № 5 Департамента здравоохранения города Москвы». С 1 октября 2012 года поликлиника, включив в себя четыре филиала, стала действовать как амбулаторно-поликлиническое объединение. Общая численность приписанного населения — 157,9 тыс. человек. Число получивших медицинскую помощь в 2013 году — 46 тыс. человек. Беседуем с главным врачом Городской поликлиники № 5 города Москвы, кандидатом медицинских наук Андреем Тяжельниковым.

— Андрей Александрович, каковы итоги и перспективы программы модернизации московского здравоохранения для вашего амбулаторно-поликлинического объединения?

— Модернизация в большей степени коснулась материально-технической базы, и это были очень важные изменения, но не менее значимыми оказались результаты реорганизации системы медицинской помощи, или, другими словами, организационно-правовых форм лечебных учреждений. Для нас они выразились в том, что были объединены пять поликлиник под эгидой Городской поликлиники № 5. Самое сложное, важное и нужное, что надо было сделать, — это объединить коллективы. Мне представляется, что мы стали лауреатом фестиваля «Формула жизни» в номинации «Поликлиника года» в первую очередь потому, что нам удалось стать полноценно функционирующим объединением. Не будет преувеличением сказать, что, к сожалению, некоторые московские медицинские объединения нового типа по существу остаются разрозненными поликлиниками, которые просто существуют под общим названием.

У нас же за минувший год сформировалось хорошее взаимодействие, причём не только в организации медицинского функционала, но и в реорганизации всей хозяйственной деятельности, кадровых служб. Все пять поликлиник живут единым коллективом и единой целью. Мы особенно гордимся, что в течение всего последнего года успешно решали те задачи, которые ставит перед нами столичный Департамент здравоохранения с точки зрения повышения доступности оказания медицинской помощи. У наших пациентов появилась возможность пользоваться услугами не только той единственной поликлиники, к которой они были прикреплены раньше, но и посещать любое из учреждений, входящих в новое объединение, а значит, пользоваться всеми их ресурсами.

Поскольку современная обстановка диктует нам необходимость конкуренции, борьбы за пациента, мы должны предлагать ему что-то сверх того, что предусматривают нормативы, — в этом, собственно, и состоит суть деятельности современного медицинского учреждения. В полученном нами дипломе учреждение отмечено за достижения в области здравоохранения, которые, смею надеяться, повысили эффективность той самой деятельности, ради которой мы и существуем.

— Какие главные черты характеризуют новое амбулаторно-поликлиническое объединение?

— Появление объединения не означает, что какие-то слабые поликлиники присоединились к какой-то сильной. Исторически сложилось так, что некоторые наши филиалы по некоторым медицинским специализациям оказались даже впереди головного учреждения — отмечу в этом отношении пульмонологическое отделение филиала № 1 или травматологическое отделение филиала № 4. Мы избежали принципиальной ошибки, не став переводить врачей и переносить оборудование в головное учреждение в надежде сделать его ещё лучше. Наоборот, мы начали искать пути повышения эффективности тех ресурсов, которыми располагали. Некоторая ротация кадров между отделениями произошла, но это естественный и нужный процесс, который объединяет врачей и способствует развитию их взаимозаменяемости.

В объединённой структуре возникли новые подразделения, которых раньше не было, и они имеют чёткую вертикаль управления: например, хирургические отделения и хирурги расположены на разных базах, но подчиняются единому заведующему. А в формально существующих объединениях специалисты подчинены руководителям отделений в филиалах. У нас специалисты мобильны — они свободно перемещаются между филиалами, что, конечно, повышает эффективность их деятельности.

В течение прошедшего года мы — и администрация, и врачи — реально встречались с населением и провели в филиалах столько же совещаний, сколько и в головном учреждении. Сейчас мы исходим из того, что у нас существуют единая территория и общее население, которое мы всеми доступными средствами и способами должны обслуживать.

Что изменилось для пациентов? Главным образом, то, что скорейшая и эффективная диагностика из пожелания стала реальностью. Раньше за первым приёмом у врача или первым посещением лаборатории могла последовать передача пациента на более высокий уровень — в районную поликлинику или окружное отделение, потому что там или оборудование лучше, или квалификация врача выше — для уточнения диагноза. Происходило двойное, а если пациент ещё и госпитализировался в стационар — тройное дублирование определённых исследований, чтобы удостовериться в одном и том же диагнозе. Сегодня участковый терапевт точно знает, в каком филиале находятся нужные профильные специалисты и адекватное оборудование, и сразу направляет пациента по точному адресу.

Не отрицаю, что с населением приходится вести большую разъяснительную работу как относительно административных изменений в системе оказания медицинской помощи, так и новых её возможностей непосредственно в области лечения. Для этого мы используем в первую очередь санитарно-просветительские каналы: проводим встречи, лекции, семинары для пациентов во всех филиалах, а также в центрах социального обслуживания и советах ветеранов.

— Какими медицинскими достижениями вы гордитесь?

— У нас есть очень хорошее травматологическое отделение с круглосуточным режимом работы, кстати сказать. Там сложился такой замечательный коллектив, что мы думаем о развитии экстренной травматологической и плановой ортопедической помощи, превращении этого пункта в полноценное реабилитационное отделение.

Другой образцовый орган — пульмонологическое отделение в филиале № 1, которое раньше было окружным; мы рассчитываем превратить его, при поддержке 

Департамента здравоохранения и главного специалиста-пульмонолога, в некий центр для оказания профильной амбулаторно-поликлинической помощи и, если всё получится, сделать его общегородским центром амбулаторной пульмонологии.

Наконец, в филиале на Трубной улице находится единственный в Москве прививочный пункт для отъезжающих за границу — раньше он находился на Неглинной, и он заслуженно авторитетен.

В целом нам интересно развивать дополнительные виды медицинской помощи, которые привлекали бы к нам больше пациентов.

— Какими ещё примечательными событиями отмечен для вас прошедший год?

— Мы провели ряд акций, которые, надеюсь, примут теперь характер регулярных мероприятий. Одна из них — наше участие в проведении Всемирного дня пожилого человека, который отмечается 1 октября. В течение сентября мы приглашали по субботам в наши поликлиники маломобильных пациентов, которые в силу возраста и физического состояния вообще обращаются к врачам крайне редко. Специальным транспортом их доставляли в поликлиники и здесь проводили диспансеризацию. Это позволяло пожилым людям получить необходимую медицинскую помощь и, с другой стороны, разгружало рабочие дни учреждений в том смысле, что посещения их маломобильными пациентами зачастую создают неизбежные «пробки» в очередях.

Пример другой акции, пришедшейся на октябрь, — раннее выявление рака молочной железы. Эта программа была рассчитана на женщин трудоспособного возраста (39–55 лет), которые в будние дни поликлинику почти не посещают, так как заняты на работе. В сотрудничестве с благотворительными организациями и СМИ мы провели информационную кампанию, в ходе которой приглашали в поликлиники, опять же по субботам, женщин на прохождение маммографии. Затем, если возникала необходимость, их консультировали профильные специалисты Городской больницы № 57. Результаты этой акции оказались ошеломляющими: из тысячи обследованных женщин у трёхсот были отмечены изменения в молочной железе, к счастью доброкачественные, а у восемнадцати обнаружен рак молочной железы. Весьма вероятно, что сами они в поликлинику так бы и не обратились. То есть можно с уверенностью сказать, что обнаружение болезни на ранней стадии спасло им жизнь. Почему тысяча? Это было обусловлено пропускной способностью пяти поликлиник, участвовавших в акции. В нынешнем году подобного рода деятельность будем осуществлять уже на плановой основе.

Наконец, акция помощи людям без определённого места жительства. Она проводится ежегодно по инициативе Департамента здравоохранения города Москвы и Фонда культурных и гуманитарных инициатив «Общее дело». А в нашей поликлинике есть структурное подразделение, которое называется «отделение медицинской и социальной помощи для лиц без определённого места жительства». Это единственное в России подразделение подобного рода, которое было образовано ещё в 2003 году при поддержке Правительства Москвы. Тогда впервые стали обращать внимание на эту проблему, и отделение открылось при Городской поликлинике № 7, которая вот сейчас вошла к нам. Роль такого отделения становится, по моему убеждению, всё более важной, поскольку, сочувствуя людям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, мы, медики, отчётливо сознаём, что они представляют угрозу для медико-санитарного состояния в городе, распространяя, помимо воли, опасные заболевания наподобие туберкулёза. Здравпункт для них в Нижнем Сусальном переулке действует постоянно, а раз в год мы проводим акцию «Рождество для каждого» — последняя состоялась 28 декабря 2013 года. В ходе этой акции дополнительно к той помощи, которая оказывается данной группе лиц на постоянной основе, были собраны тёплое бельё и предметы личной гигиены, что особенно важно для зимнего времени года, — всего примерно для полутора тысяч человек. Кстати говоря, за годы существования здравпункта его посетило около 40 тыс. человек.

Выделю важный аспект данной работы: помимо непосредственного оказания медицинской помощи этой категории москвичей наша задача состоит ещё и в том, чтобы способствовать оформлению ими полисов медицинского страхования и последующего получения медицинской помощи на общих основаниях. А это, в свою очередь, зачастую связано с восстановлением утраченных документов, что требует дополнительных и весьма квалифицированных усилий. 

Их мы предпринимаем в сотрудничестве с Департаментом социальной защиты столицы. Для самих пострадавших оформление медицинского полиса оказывается отличным стимулом к возвращению в нормальную жизнь.

— Расскажите подробнее о сотрудничестве с центрами социального обслуживания и советами ветеранов.

— Характерно, что центры социального обслуживания прошли, как и мы, процедуру централизации, и контактировать с ними на меж­отраслевом уровне стало легче и продуктивнее. На территориях таких центров мы проводим школы-лектории для населения на актуальные темы, например: каких результатов следует ждать от лечения инсульта, потому что зачастую непонимание подобных вещей ведёт к конфликту пациента со всей системой оказания медицинской помощи. Заболевания, характерные для пожилого возраста, а также сахарный диабет, особенности питания — всё это является предметом регулярных лекций. При этом мы помним, что многие люди приходят на подобные встречи не столько за медицинской, сколько за социальной помощью, и психологический фактор здесь очень важен.

Что касается первичных ветеранских организаций, то с ними мы осуществили пилотный проект так называемых «интерактивных школ здоровья», когда выступление врача не ограничивается сухой лекцией, а переходит в прямое общение с аудиторией. Этот опыт показал свою эффективность: многие люди записываются на приём к врачу в поликлинике только для того, чтобы задать ему один-два вопроса. После «интерактивной школы» необходимость в этом отпадает… Кстати сказать, и врачи проявляют прямую заинтересованность в подобных мероприятиях: они оплачиваются дополнительно.

— Как видно, вы придаёте большое значение социальной роли здравоохранения.

— Безусловно, и при этом я искренне верю в эффективность межотраслевого взаимодействия: мы успешно сотрудничаем с управами Красносельского, Басманного и Мещанского районов, где очень хорошо осознают такую полезность, а также и с территориальным центром социального обслуживания, и с управлением социальной защиты населения. Это не только работа по оказанию медицинской помощи — она связана с повышением общего уровня здоровья москвичей. А эту задачу не решить только действиями медицинских учреждений.

— Каковы ваши приоритеты в текущем году?

— Одна из главнейших задач — с точки зрения объединения, с точки зрения повышения эффективности использования ресурсов — это создание эффективной модели управления. На пути её внедрения мы пришли к выводу, что достичь цели можно только через систему менеджмента качества и последующей сертификации с получением сертификата ISO 9001.

В медицинской практике, как нам представляется, можно создать ясные и понятные регламенты, а в некоторых медицинских учреждениях, надо сказать, они созданы и действуют: Европейский медицинский центр и АО «Медицина» уже сертифицированы.

Мы прошли часть этого большого проекта, рассчитанного до марта 2015 года, сделав первичный аудит тех главных процессов, которые происходят в организации. И убедились, что в медицинской практике есть достаточно много вещей, которые имеют удобную логику. Например, получение листка нетрудоспособности: чёткие вход и выход из процесса, условия выдачи листка и так далее. Есть внутренний и внешний аудиторы — заместитель главного врача по клинико-экспертной работе и фонд социального страхования соответственно. Или санитарно-эпидемиологический режим, также превосходно регламентированный уже сейчас. А вот в регистратуре, например, нет жёсткого описания тех действий, которые должен выполнить регистратор при обращении к нему пациента. В процессе подготовки к сертификации все недостающие элементы регламента должны появиться.

Изначально инициатива сертификации принадлежала нашему учреждению. Затем она была поддержана Департаментом здравоохранения, и, в соответствии с его приказом, наше объединение приступило к пилотному проекту по внедрению системы менеджмента качества. Впоследствии наш позитивный опыт — надеюсь, он таким и окажется — может быть распространён на другие медицинские учреждения.

Самое главное — надо мотивировать людей и дать им «прожить» регламент на собственной практике. Только тогда он станет удобным для выполнения, а потому и привлекательным, и выгодным. Не забудем также, что система менеджмента качества затрагивает и административный персонал, и бухгалтерию, кадры, вспомогательный персонал… Вот почему нам потребуется ещё год.