ДГП № 52: качество и преданность делу №5(69), 2014 год
ГБУЗ г. Москвы «Детская городская поликлиника № 52 Департамента здравоохранения города Москвы» стало в результате программы модернизации головным учреждением амбулаторного центра с двумя филиалами — в Сокольниках и Измайлово, обслуживающим 32 840 детей в возрасте до 18 лет. Коллективом, в составе которого 112 врачей и 190 человек среднего медицинского персонала, руководит главный врач Евгений Омелянюк, возглавляющий учреждение без малого двадцать лет.
— Евгений Пантелеймонович, какие события последнего периода вы считаете самыми значимыми для учреждения?
— Не скрою, это — капитальный ремонт. Качество работы плотно зависит от тех условий, в которых надо его добиваться, не так ли? А многие московские поликлиники выглядели до начала программы модернизации, мягко говоря, не слишком презентабельно. Ремонт мы делали без закрытия учреждения. Старались, как могли, но всё равно получали шишки от пациентов за неудобства. Зато с мая прошлого года начали, можно сказать, новую жизнь.
Сама программа модернизации дала много замечательного лечебного и диагностического оборудования — один цифровой рентгеновский аппарат может в корне изменить технологическую базу поликлиники, а у нас появился целый небольшой отряд подобного оборудования, в том числе экспертного класса. Особо выделил бы прекрасный офтальмологический кабинет. Все эти, казённым языком говоря, 22 единицы нового оборудования на сумму 45 млн рублей попали в руки грамотных, подготовленных специалистов.
— Что изменилось в содержании медицинской услуги?
— По большому счёту, мы ещё до модернизации уделяли большое внимание лечебно-диагностическим возможностям. Внедряли современную функциональную диагностику, включая нейро- и кардиодиагностику, во всём округе первыми освоили систему холтеровского мониторирования. Всегда старались быть на полшага впереди.
Реорганизация, реструктуризация системы здравоохранения в Москве, создание амбулаторных центров и многоуровневого оказания медико-санитарной помощи населению даёт огромные новые возможности прежде всего в том отношении, что позволяет маневрировать кадрами. Если раньше отсутствие врача-специалиста в поликлинике могло прервать лечебный процесс, создав в нём опасную паузу, то теперь мы фактически утроили свои возможности, оперируя несколькими кадровыми составами, если учесть все входящие в амбулаторный центр учреждения. Врач-педиатр первичного звена, хирург, ортопед, офтальмолог, отоларинголог, кардиолог, рентгенолог, врачи функциональной и ультразвуковой диагностики полностью обеспечивают спектр медицинских услуг, предоставляемых на первом уровне. На втором у нас работают замечательные врачи: рефлексотерапевт, акушер-гинеколог, аллерголог-иммунолог, кардиолог функциональной диагностики. Принципиально новую основу получила лабораторная диагностика — раньше всё считали вручную, теперь это делают автоматические анализаторы. Мощность лаборатории такова, что она без проблем справляется даже с пиковой нагрузкой, которая наблюдается в период профилактических осмотров детей.
В нашем учреждении чётко разграничены функции и обязанности медиков, при этом они работают сплочённой бригадой с тесными вертикальными и горизонтальными связями, повышающими качество и оперативность оказания медицинской помощи — в детской медицине последнее обстоятельство всегда имело особый вес.
— Как обстоит дело с кадрами?
— Укомплектованность участковыми педиатрами — основной для детского амбулаторного центра показатель — составляет примерно 80 процентов, что представляется весьма неплохим уровнем. Врачи имеют высокую мотивацию для творческого и интенсивного труда, поскольку верхняя граница их заработка не ограничена. Кстати, те медики, которые приходят к нам из коммерческого сектора медицины, убеждаются, что как профессиональные, так и материальные возможности развития в государственной медицине сегодня ничуть не ниже. Хотелось бы сказать похвальное слово об уровне подготовки тех, кого называют молодыми специалистами: в этом устоявшемся определении второе слово вполне на месте — из медицинских вузов к нам приходят грамотные, подготовленные кадры. Вместе с выплатами стимулирующего характера их первоначальные зарплаты также можно считать привлекательными. Добавлю, что в прошлом году средняя зарплата в учреждении выросла по сравнению с предшествовавшим годом в среднем на 10 процентов.
— Что изменилось для родителей ваших маленьких пациентов за последние два года?
— Начать следует с возможности электронной записи: так называемая «электронная регистратура», являющаяся частью Единой медицинской информационно-аналитической системы (ЕМИАС) Москвы, меняет не только привычки, но и сознание пациентов. Заодно отмечу, что качественно иным стало управление потоками пациентов, а также информационное взаимодействие между амбулаторно-поликлиническим звеном и стационарами. В общем, Департамент здравоохранения Москвы и Департамент информационных технологий проделали огромную работу, причём весьма своевременно: представим на секунду, что ЕМИАС исчезнет — всё вернулось бы на десятилетия назад! Следующий ожидаемый шаг — внедрение интегрированной амбулаторной медицинской карты.
Тонкая настройка «электронной регистратуры» позволяет теперь избежать такой обременительной вещи, как необоснованная самозапись к специалисту: раньше это было почти нормой. Теперь соответствующее решение принимает лечащий врач-педиатр, и нерентабельного использования врача-специалиста больше нет. Так что можно сказать, что одна из главных характеристик «нового» здравоохранения — его доступность — обеспечивается не только медицинскими, но и организационными методами.
— Профилактические осмотры детей — насколько это важно в наши дни?
— В нашем амбулаторном центре два дня в неделю выделены полностью для приёма детей по программе профилактических осмотров. Детские сады, школы и так называемые неорганизованные дети — всё происходит на нашей территории. В течение года нам удаётся осмотреть практически весь приписанный контингент, то есть свыше тридцати тысяч детей.
Раннее выявление заболеваний считается сегодня во всём мире главной магистралью обеспечения детского здоровья. Если говорить о наиболее часто встречающихся случаях из числа впервые выявленных, то в наших условиях это в первую очередь заболевания опорно-двигательного аппарата, или, другими словами, ортопедическая патология: сколиоз, плоскостопие, нарушение осанки. Городские дети ведут малоподвижный образ жизни, отсюда и результат. На втором месте — заболевания органов зрения, на третьем — заболевания желудочно-кишечного тракта как следствие нарушения питания.
— Отсюда — два шага до Центра здоровья в вашей поликлинике, верно?
— Да. Любой ребёнок, а при желании и его родители могут в тестовом режиме пройти обследование, или, как сейчас модно говорить, скрининг, чтобы получить слепок своего здоровья. Всё добровольно, всё бесплатно — идеальная, можно сказать, ситуация. Жаль только, что не всем родителям хватает мотивации для того, чтобы заглянуть в центр здоровья не по случаю, а осознанно. Ведь многим детям из групп риска (как известно, Министерство здравоохранения делит всех детей на пять групп, а во второй уже и появляется наличие риска для здоровья) такой своевременный осмотр ох как бы помог не перейти в следующую группу. В Центре здоровья, правда, диагноз не ставят — там фиксируют функциональные нарушения и дают соответствующие рекомендации. И делают это вовремя.
К счастью, у нас охват приличный: в прошлом году через Центр здоровья прошло больше шести тысяч детей, то есть практически каждый пятый из приписанного контингента. Хороший инструмент для продвижения Центра и пропаганды здорового образа жизни — популярная в Восточном округе газета «Соколинка-информ».
— Ваши задачи на завтра?
— Остаются прежними — добиваться качества и доступности медицинской помощи. И ещё — закреплять достойное положение врача в нашем обществе.