×

Должности, опубликованные на сайте, указаны на момент публикации

Информатизация деятельности медицинской организации — важнейшее условие повышения доступности и качества медицинской помощи №1(103), 2020 год

О.В. Стрельченко, директор ФГБУЗ СОМЦ ФМБА России, к.м.н.

Современные медицинские информационные технологии могут оказать существенное влияние на повышение качества и доступности медицинских услуг населению. Целесообразность и эффективность цифровизации деятельности медицинских организаций очевидна, об этом свидетельствует семилетний опыт работы ФГБУЗ СОМЦ ФМБА России с использованием МИС. Система позволяет координировать работу всех структурных подразделений учреждения, расположенных в разных районах Новосибирска.

С ноября 2012 года в Центре ведутся электронные медицинские карты амбулаторного больного (форма № 25/у-04), стационарного больного (форма № 003/у) со специально разработанным листом врачебных назначений.

Внедрение электронной медицинской карты (ЭМК) на базе МИС позволило втрое сократить время обработки медицинской документации на всех этапах. Значительная экономия времени регистраторов достигнута за счёт исключения действий с бумажной амбулаторной картой.

В ЭМК консолидируется вся информация об истории болезни пациента, результатах его диагностических исследований и лечения, что сокращает время на сбор анамнеза и знакомство с информацией о патологическом процессе. Организована предварительная дистанционная первичная запись пациента на приём к врачу — по телефону, через колл-центр и интернет-сайт (до 30 % посещений). Запись на повторный приём и диагностические исследования осуществляется в кабинете врача.

В работе с медицинскими документами и биоматериалами для исследований в Центре используются штрих-коды, что позволяет гарантированно, безошибочно и практически мгновенно идентифицировать пациента и принадлежность материала и автоматически вносить необходимые сведения в базы данных МИС, в режиме онлайн информировать врача.

Центр первым в восточной части Российской Федерации (2015) перешёл на оформление электронного листка нетрудоспособности, без бумажного бланка, что позволило в 7–10 раз сократить время на его оформление и передачу как работодателю, так и в Федеральный фонд социального страхования.

В стационаре с помощью МИС осуществляется планирование и контроль использования коечного фонда, в том числе по профилям, подразделениям, видам медицинской помощи и врачам.

Записи в электронные медицинские карты стационарного больного, кроме лечащего врача, вносят другие привлекаемые специалисты, заведующие отделениями, врачи-диагносты, медицинские сёстры. Через МИС лечащие врачи оформляют направления на диагностические и лабораторные исследования, включая экстренные показания, а также лист назначений, и получают полную информацию об их выполнении.

Принятые меры способствовали повышению качества медицинской помощи, о чём свидетельствует отсутствие с 2014 года замечаний по лечению больных и ведению медицинской документации со стороны экспертов страховых медицинских организаций.

В стационаре создан и действует Единый сестринский пост, который обеспечивает медикаментами 6 отделений. Его работа значительно упростила процесс обеспечения пациентов лекарственными средствами, рационализировала их использование, позволила сэкономить финансовые ресурсы по данной статье расходов (до 15 %).

В Центре используется система так называемого «эффективного контракта», которой предусмотрен перечень критериев оценки эффективности деятельности работников, определена их весомость в баллах, в соответствии с которыми рассчитывается размер стимулирующих выплат в зависимости от достигнутых результатов. Использование МИС обеспечивает объективность при расчёте вознаграждения за труд.

Подтверждением правильности и эффективности проводимых преобразований являются не только «производственные» показатели (использование ресурсов, экономия финансовых средств и др.), но и мнение пациентов, их оценка деятельности учреждения. Как показали последние опросы, в целом работу стационара Центра оценили как отличную 87 %, как хорошую — 10 % респондентов, 3 % затруднились ответить. Все пациенты — при необходимости госпитализации в будущем — хотели бы попасть в наш стационар.

Все опрошенные в поликлинике указали, что были приняты врачами в указанное в талоне время; 96 % ожидали оформление документов в регистратуре менее 10 минут и лишь 4 % — более этого времени; у 97 % респондентов не возникло никаких сложностей при оформлении документов в регистратуре. Таким образом, цифровизация деятельности учреждения практического здравоохранения способствует достижению поставленных перед здравоохранением целей, то есть повышению доступности и качества медицинской помощи, о чём свидетельствуют прежде всего отзывы пациентов.