×

Должности, опубликованные на сайте, указаны на момент публикации

Клиническая больница № 31: профессионализм и творчество во имя пациента №4(61), 2013 год

Нина Злаказова

Клиническая больница № 31 — одно из лучших многопрофильных учреждений московского здравоохранения. За 42 года cуществования больницы здесь сложились свои научные направления по многим отраслям медицины, поскольку в течение десятилетий она является не только центром практической медицины, но и мощной научной базой. Когда входишь в огромное круглое здание по ул. Лобачевского, знакомишься с системой работы клиники, безусловно ощущаешь, что ты находишься в современном медицинском центре. Вместе с тем больница имеет свои давние хорошие традиции. Это сочетание особенно привлекательно для пациентов. В системе городского здравоохранения больница решает проблемы обеспечения населения столицы как скорой и неотложной, так и плановой медицинской помощью. Посещающие это учреждение медики из других стран всегда высоко оценивают и техническое оснащение больницы, и работу российских коллег. Римма Маслова, главный врач, работает в клинике, можно сказать, с момента её создания. В своём интервью она рассказывает в первую очередь о сегодняшнем дне учреждения, о том новом, что появляется в нём в связи с очередным этапом реформирования столичной медицины.

— Римма Александровна, сейчас сфера здравоохранения Москвы переживает время реформ, этап серьёзного технического переоснащения. Какие перемены в связи с этим происходят у вас?

— Смысл любого оснащения и переоснащения медицины, любого реформирования — это забота о здоровье пациентов, о качестве диагностики, лечения и восстановления. Сегодня идёт мощный этап реформирования здравоохранения. Но в нашей больнице о реформах и о модернизации думали всегда. Амбициозный проект 80-х годов «Клиника XXI века» ознаменовался введением в строй главного нашего корпуса. Его необычная архитектура, удачное конструктивное решение позволяют больнице быть адекватной сегодняшнему времени. Главным врачом клиники в те годы был Георгий Натанович Голухов, ныне министр правительства Москвы, руководитель Департамента здравоохранения. Он был настоящим энтузиастом этого проекта, очень быстро и успешно продвигал его, желая создать клинику XXI века, которая была бы интересна как для врачей, так и для пациентов. С одной стороны, вы видите у нас комфортные палаты, наш огромный нестандартный холл, здесь часто звучит живая музыка, создана приятная обстановка, есть социальные службы — парикмахерская, кафе. Всем этим могут пользоваться наши пациенты и сотрудники. С другой стороны, состав помещений и медицинского оборудования за десять лет принципиально изменился: к одному томографу добавился второй, на смену установленному вначале ядерному магнитно-резонансному томографу пришёл более совершенный, ультразвуковые приборы на сегодняшний день самые современные, причём замена их производилась неоднократно. То же самое касается эндоскопической хирургии: всё оборудование меняется уже по второму-третьему разу в соответствии с достижениями медицинской науки и техники. Появились новые приборы, которых вообще не было десять лет назад, скажем ангиографы, а соответственно, появились и новые методики. 

— Ваша клиника является мощнейшей научной базой, вы сотрудничаете со многими медицинскими учебными заведениями, виднейшими учёными.

— Да, особенность нашей больницы состоит в том, что мы являемся не только учреждением практического здравоохранения. Мы тесно сотрудничаем с медицинскими вузами: на нашей базе действуют восемь кафедр, здесь работают многие именитые профессора. И это сотрудничество — залог того, что новые методики у нас внедряются быстро и широко, ставятся на поток и перестают быть новыми. Ведь что значит «новые методики»? Это в первую очередь методики, которые позволяют сохранить здоровье, то есть органосберегающие методики. Они позволяют быстро выписать человека из больницы в здоровом, часто трудоспособном состоянии. Для пациента это означает меньше боли и меньше потерь. У нас широко используются все эндоскопические и лапароскопические методы, которые ведут к щадящему внедрению в организм пациента и к благополучному финалу. Они очень широко применяются и в хирургии, и в гинекологии, и в урологии — это три основных наших направления хирургического профиля. Не менее важное направление — травматология и ортопедия. Здесь у нас применяются самые высокие технологии, связанные с эндопротезированием тазобедренных, коленных суставов, развивается протезирование плечевого сустава. Всё это, безусловно, связано с использованием самых высоких технологий.

Больница успешно переоснащается в соответствии с требованиями времени, параллельно с этим происходят изменения и в нашем кадровом ресурсе: многие специалисты за последние годы получили квалификационную категорию, защитили диссертации. Несколько сотрудников нашей больницы являются специалистами окружного масштаба — хирург, уролог, травматолог, ревматолог и невролог. Кроме того, на нашей базе работают три специалиста Департамента здравоохранения города Москвы: главный уролог, главный травматолог-ортопед и патолого­анатом. Это немаловажно. 

На базе больницы проводится много разных симпозиумов, включая мероприятия международного уровня с участием представителей Японии, Польши, Швейцарии и других стран. Швейцарские коллеги, например, довольно высоко отозвались и о качестве помощи, оказываемой нашей клиникой, и об её объеме. Их очень удивляет количество наших пациентов, потому что их хирурги работают в значительно менее интенсивном режиме.

За последние годы создана и успешно действует служба дежурных администраторов. У нас круглые сутки работают врачи, которые готовы решить любую проблему — вызвать дополнительных консультантов, организовать доставку или выписку больных, связаться со службой скорой помощи.

— Сколько времени существует такая служба и насколько она себя оправдывает?

— Службе дежурных администраторов уже десять лет. Это была идея Георгия Натановича Голухова, который руководил больницей с 1988 по 2012 год, а я тогда была начмедом. Каждый день мы имеем полную картину в режиме онлайн. Служба себя оправдала полностью: такая служба администраторов должна быть при возможности в каждой крупной клинике, потому что у врачей достаточно собственной нагрузки, чтобы ещё заниматься распределением больных и организационными моментами. Наша больница во многом работает в режиме скорой помощи, больные прибывают постоянно, и заниматься администрированием докторам очень сложно. А пациенты хотят внимания, хотят индивидуального подхода. В больнице решаются ведь и многие социальные вопросы.

Первыми в Москве из учреждений здравоохранения мы создали электронные истории болезни, у нас своя сеть, в которую вносятся данные с соблюдением полной защиты информационного пространства, всего, что касается больных и данных по больнице. Это потребовало около трёх лет большого напряжённого труда, установки компьютерного оборудования на каждом рабочем месте. Это тоже была большая работа главного врача Голухова, которую мы продолжаем, к этому мы постепенно привели всех наших докто­ров и средних медработников. Каждую процедуру, каждое выполнение назначений, взятие анализов нужно оформить через компьютер. Кроме того, все цифровые приборы, все новые томографы подключены к нашей сети, и все обследования в электронную карту пациента попадают мгновенно.

— Сейчас для московского здравоохранения закуплено много новейшего качественного высокотехнологичного оборудования. Вы готовы к его появлению на своей базе?

— Конечно. Нам оно просто необходимо. И мы пошли дальше — переоснащаем прекрасные операционные, которые так понравились нашим иностранным коллегам, поскольку есть возможность сделать их ещё лучше. У нас будут интегрированные операционные. Две операционные практически уже готовы. Профессора, главный врач, заместитель главного врача по хирургии на своём рабочем месте могут наблюдать за ходом операции. Здесь будут и более комфортные условия для работы, отличное профессиональное освещение с возможностью фокусировать свет на операционном поле. 

В больнице введено таблетированное питание для больных: каждый пациент получает еду в отдельном боксе, первое — второе — третье. У нас работает новая линия пищеблока, еда имеет приятный вид, сохраняет температуру, подаётся в контейнерах, в симпатичной посуде, то есть культура питания находится на должном уровне.

— Расскажите о самых последних поступлениях высокотехнологичного оборудования. 

— Одно из них — ангиографы, сейчас как раз идёт период их установки, подготовки помещения, что тоже позволит нам расширить диагностику и лечение. Особенно это ощутимо в связи с тем, что один из наших корпусов выходит из капитального ремонта, и по программе Минздрава и Правительства Москвы в нём будет создано первичное сосудистое отделение. Точнее, это целый комплекс, состоящий из неврологии, нейрореанимации, кардиологии и коек интенсивной терапии. 

У нас есть мощное, замечательно работающее отделение лучевой диагностики, которое мы после капитального ремонта существенно обновили, установили последнее поколение магнитно-резонансных томографов, всё остальное оборудование здесь будет также переоснащено.

Все главные направления нашей работы активно укрепляются и развиваются. Первичное сосудистое отделение, интегрированная операционная — это самое новое из того, что у нас происходит, это наш сегодняшний и завтрашний день. 

— 31-я больница знаменита тем, что здесь оказывают помощь больным сердечно-сосудистого профиля, хотя в народе до сих пор бытует мнение, что «инсульт нигде не лечат».

— Как видите, очень даже лечат. У нас чрезвычайно хорошая, я бы даже сказала, блестящая неврология, которая специализируется на помощи больным сосудистого профиля, тем, у кого, как мы часто говорим, инсульт. В отделении работает кафедра 2-го Медицинского института, которую одно время возглавляла сегодняшний министр здравоохранения России 

Вероника Игоревна Скворцова. У нас очень хорошо представлена ранняя реабилитация, начинающаяся буквально на стадии реанимации, — и по инсульту в нашей больнице самая низкая смертность в России, причём многие больные уходят из отделения на своих ногах. К сожалению, отделение наше невелико, и разместить здесь всех желающих лечиться именно у нас мы не можем. 

— Расскажите о возможностях обучения медицинского персонала на базе вашей больницы. И, конечно, о научной работе, ведущейся в её стенах.

— У нас проходит множество циклов самого разного обучения, при этом мы приглашаем к нам преподавателей, например, для среднего медицинского персонала, то есть делаем выездные циклы. В нашей больнице очень высокий процент средних медицинских работников и врачей, имеющих квалификационную категорию, в целом это около 75 %. 

На базе больницы ведётся обширная научная работа, выходит много монографий с участием наших врачей. Назову лишь некоторые имена — тех, кто имеет свою школу, приобрели известность в нашей стране и за рубежом, стали светилами медицинской науки. Это доктор медицинских наук, врач-уролог Армаис Альбертович Камалов, это главный ортопед-травматолог г. Москвы, профессор Николай Васильевич Загородний, это Людмила Михайловна Михалёва, главный патологоанатом Москвы, доктор наук, профессор. Вообще, у нас в клинике много замечательных врачей самых разных направлений. Знаменита наша школа акушерства и гинекологии, её основательница — Галина Михайловна Савельева, академик РАМН, профессор, доктор наук. Славится и клиника хирургии, возглавляет которую доктор наук, профессор Сергей Георгиевич Шаповальянц, а изначально ею руководил Юрий Михайлович Панцырев, член-корреспондент РАМН, основатель хирургической клиники 2-го медицинского института. Этот список можно продлить. Кафедра неврологии — это в недавнем прошлом ведение Вероники Игоревны Скворцовой, члена-корреспондента РАМН, профессора, министра здравоохранения. Сейчас она, естественно, не может совмещать работу с заведованием кафедрой, но это её школа. 

— Получается, что 31-я городская больница уже в течение многих лет является кузницей кадров для здравоохранения Москвы и России.

— Да, действительно, настоящая кузница кадров. Нашу больницу многие знают и предъявляют к нам требования очень высокие, иногда это касается не только профессионального уровня, но даже бытовых мелочей. У нас, по мнению наших пациентов, должно быть всё, даже если этого нет почти нигде в России. Но главное, на чём держится авторитет больницы, — это профессионализм докторов и медицинского персонала в целом. 

— Со стороны можно подумать: всё у вас хорошо, всё даётся легко и просто. Но не бывает так, чтобы жилось без проблем.

— Конечно, мы можем говорить, что удовлетворены оснащением мед­оборудованием, но, чтобы технику правильно эксплуатировать, нужны ещё и расходники — это довольно уязвимая тема. 

И второе: сейчас существует много инструкционных и законодательных ограничений, которые затрудняют и затягивают проведение ремонта и пр. Эти ограничения иногда просто противоречат здравому смыслу. 

Но на все эти обстоятельства мы смотрим оптимистично: на то и дана возможность жить и работать, чтобы преодолевать трудности, чтобы делать своё дело.

— Было бы во имя чего преодолевать — ради чего каждый день приходить на работу с хорошим настроем, даже если впереди очень сложный день, как это часто бывает.

— Во имя пациента, конечно. И мы преодолеваем все сложности, все рабочие моменты, нас слышат, мы обращаемся за помощью и поддержкой и получаем её. Наверное, для этого и существуют правительственные программы Москвы и России, которые позволяют расшить узкие места и решить важные проблемы.

— Как в целом вы смотрите на мощные модернизационные мероприятия в сфере здравоохранения? К какому уровню позитивных перемен они приведут, на ваш взгляд?

— Я могу их только приветствовать. Понятно, что в здравоохранении много проблем и что их надо решать. Необходимо двигаться вперёд — сейчас здравоохранение получает шанс сделать качественный современный рывок, и все профессионалы это понимают.

— Ну а для вас, для вашей клиники, с её клинической и научной базой, техническое оснащение даст возможность выйти и на иной научный уровень?

— Мы имеем прекрасную базу для переоснащения и движения вперёд. У нас была техника других поколений, но мы и тогда работали качественно, и сейчас готовы к работе на технике более современной. Я думаю, что социальная направленность в работе московского Правительства, его внимание к сфере здравоохранения не ограничатся сегодняшними мерами. В управленческой сфере города и Департамента работают люди с хорошим научным потенциалом, задействован административный потенциал Министерства, я бы сказала, творческий потенциал современных организаторов здравоохранения. Когда люди хотят решать проблемы, они делают это.

Факты
Более 75 % поступающих в ГКБ № 31 пациентов доставляются бригадами скорой помощи. В 2012 году хирургическая активность больницы выросла на 4,8 % и составила 57,5 %. Показатель малоинвазивных вмешательств растёт из года в год и достиг 52,6 %. Участие в федеральной Программе здравоохранения позволяет проводить капремонт 6-го лечебного корпуса. В итоге в больнице появится первичное сосудистое отделение на 48 коек для больных с острым нарушением мозгового кровообращения с реанимацией на 12 коек и кардиоотделение на 24 койки с БИТом на 6 коек. Идёт оснащение современным медоборудованием и техникой для оказания в полном объёме помощи пациентам с острой сердечно-сосудистой патологией. В ГКБ № 31 с 2009 года функционирует информационная служба, в составе которой — отдел АСУ, отдел защиты информации, кабинет медстатистики с архивом. Разрабатываемое информационной службой больницы программное обеспечение является уникальным для московского и российского здравоохранения и отмечено рядом патентов. В больнице внедрён программно-вычислительный комплекс идентификации пациентов по полису ОМС, сбору информации о пациенте для формирования счетов на застрахованных. Оптимизированы системы учёта и кодирования медпомощи по действующим московским городским стандартам стационарной помощи.