Химическая безопасность страны — стратегическая задача ФМБА России №1(119), 2023 год
Об основных целях в этом направлении, о важных разработках и методиках рассказывает заместитель руководителя ФМБА России Игорь Борисевич.
— Игорь Владимирович, в чём важность и главные задачи стратегии химической безопасности России?
— Стратегия национальной безопасности Российской Федерации в качестве одного из приоритетов устойчивого развития страны рассматривает её химическую безопасность. Актуальность данного стратегического направления обусловлена усиливающимся негативным влиянием химических факторов на население, производственную и социальную инфраструктуру и экологическую систему. Увеличение риска возникновения чрезвычайных ситуаций (в том числе террористических воздействий) на потенциально опасных химических объектах различной организационно-правовой формы собственности представляет возрастающую угрозу жизнедеятельности человека. Состояние дел в различных сферах обеспечения химической безопасности свидетельствует о том, что защищённость населения и среды его обитания на территории Российской Федерации от опасных химических факторов не доведена до уровня, при котором отсутствуют недопустимые риски причинения вреда окружающей среде, жизни и здоровью человека.
В сложившейся ситуации геополитических вызовов угрозы, связанные с химическим фактором, не так очевидны и обсуждаемы, однако актуальность вопроса химической безопасности не вызывает сомнений, так как в настоящее время в России функционирует свыше 10 тыс. потенциально опасных химических объектов, большинство из которых устарело и представляет реальную угрозу для населения.
При этом 70 % химически опасных объектов находятся в городах с населением более 100 тыс. человек. На освобождённых территориях Российской Федерации экологическая обстановка также формирует целый комплекс нерешённых медико-гигиенических проблем.
Необходимо учитывать и экологическую угрозу от объектов накопленного вреда окружающей среде (ОНВОС), включая бывшие промышленные предприятия и объекты размещения отходов. В России, согласно официальным данным Министерства природных ресурсов и экологии РФ и Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, в 2012 году было выявлено 77, а в 2021 году — 327 объектов HBOC.
— Каковы основные химические угрозы на современном этапе?
- Это — широкое использование химических веществ с высокой токсичностью, накопление в окружающей среде опасных химически стойких соединений;
- глобализация промышленности: импорт сотен и тысяч новых, малоисследованных материалов, разработка и внедрение в производство принципиально новых классов химических веществ, воздействие которых на человека и окружающую среду изучено недостаточно;
- «взрывное» развитие промышленности некоторых соседних стран;
- глобализация сельского хозяйства: новые пестициды, генетически модифицированные организмы и токсины в импортном продовольствии;
- наличие большого количества выведенных из эксплуатации потенциально опасных химических объектов, технические и технологические ресурсы которых близки к предельным или полностью исчерпаны, а также территорий, загрязнённых в результате хозяйственной деятельности;
- аварии на химических объектах в связи с критическим уровнем износа оборудования, усложнением технологических процессов производства и недостаточным уровнем квалификации персонала;
- увеличение количества организаций, осуществляющих производство химической продукции, значительный рост количества химических отходов, отсутствие эффективных технических решений, касающихся обезвреживания химически опасных отходов и рекультивации загрязнённых территорий;
- использование технологий, не обеспечивающих надлежащую химическую безопасность;
- распространение химического оружия (ХО), совершение террористических актов с применением потенциально опасных химических веществ.
— ФМБА России на сегодня является основной организацией, которая обеспечивает химико-биологическую безопасность России?
— ФМБА России — государственная структура, занимающаяся обеспечением химико-биологической безопасности территории и жителей Российской Федерации, а также проведением мероприятий по охране здоровья на предприятиях с опасными условиями труда. Агентство проводит медико-санитарные мероприятия по предупреждению, выявлению причин, локализации и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, радиационных, химических и биологических аварий и инцидентов, распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений).
В соответствии с распоряжением Правительства РФ от 21.08.2006 №1156-р в перечень организаций и территорий, подлежащих обслуживанию ФМБА России, входят 732 предприятия и 52 территории, в том числе 18 закрытых административно-территориальных образований.
Правительством РФ в целях последовательного снижения до приемлемого уровня риска воздействия опасных химических и биологических факторов на население и окружающую среду была утверждена госпрограмма «Обеспечение химической и биологической безопасности Российской Федерации». С целью решения поставленных задач по обеспечению химической безопасности населения создана ведомственная информационно-аналитическая система специального медицинского и санитарно-гигиенического мониторинга состояния здоровья персонала и населения в районах расположения химически опасных объектов для комплексной обработки информационных потоков (сбор, систематизация, анализ элементов, определяющих в совокупности химическую обстановку), а также подготовлены соответствующие предложения и рекомендации для принятия решений управляющими структурами различного уровня (предприятие, промышленный район, территориальное образование и т.д.).
— Расскажите об опыте социально-гигиенического мониторинга (СГМ) в регионах.
— В регионах накоплен значительный опыт ведения СГМ. Но методические вопросы данного мониторинга требуют совершенствования.
Для наглядного анализа причинно-следственной связи состояния окружающей среды и здоровья населения как современного метода анализа и интерпретации формируемых данных специалисты, работающие в системе СГМ, отмечают необходимость применения ГИС-технологий. Однако в использовании ГИС-технологий имеется ряд нерешённых вопросов методического, организационного и практического характера, связанных с общими проблемами информатизации здравоохранения. Материалы медицинской статистики чаще всего не дают ответа на вопрос: сколько случаев данного заболевания связаны с качеством жизни, производственными вредностями или санитарно-гигиенической характеристикой территории. Участниками СГМ накоплены огромные массивы данных, характеризующих состояние здоровья и среды обитания населения, тем не менее ведомственная разобщённость, локальный характер имеющегося программного обеспечения, несовместимость используемых форматов данных не позволяют дать оценку ситуации с учётом всех необходимых критериев.
Несмотря на большое внимание, уделяемое проблеме обеспечения химической безопасности в стране, необходимо отметить, что комплексное, глубокое изучение возможного влияния деятельности химически опасных объектов (ХОО) на здоровье персонала и населения проводится в основном научно-исследовательскими институтами и не имеет единой унифицированной программы. Вместе с тем всё больше накапливается данных о повышении уровня экологически обусловленной патологии, при этом установление и доказательство причинно-следственных связей в системе «здоровье человека — среда обитания» невозможно без оценки влияния ХОО на работающее население. Наиболее оптимальным вариантом решения данной проблемы является создание Минздравом России государственной информационной системы химической безопасности с обязательным учётом успешного опыта других ведомств.
— Ещё одним приоритетным направлением деятельности ФМБА России является снижение до приемлемого уровня степени риска для здоровья населения и окружающей среды от источников химической опасности. Как анализируются риски деятельности хозяйствующих субъектов?
— В рамках санитарного законодательства Российской Федерации установлена обязанность опасных хозяйствующих субъектов проведения оценки риска при проектировании санитарно-защитных зон. Анализ отечественных публикаций по оценке риска за последние 15 лет свидетельствует о наличии ряда проблем, приводящих к недооценке фактической опасности для здоровья населения. Так, при оценке риска значительная часть информации остаётся неоценённой, используемые модели не всегда верифицированы, следовательно, достоверность результатов уменьшается, а процесс оценки риска сопряжён с неопределённостями.
Специалистами СГМ крайне редко используются региональные факторы экспозиции для расчёта дозовых нагрузок, значения факторов экспозиции для детского населения, недостаточно освещена оценка риска трудоспособному населению при многосредовом (комплексном) воздействии.
Силами ФМБА России проводится мониторинг опасных химических веществ и биологических агентов на территории Российской Федерации, а также ведётся разработка современных методов индикации химических веществ в объектах окружающей среды и биологических средах, разработка предложений по первоочередным мерам в отношении опасных химических и биологических объектов, территорий их дислокации. Разработка методологии выявления загрязнения объектов внешней среды опасными химическими веществами при одновременном применении методов физико-химического и токсикологического анализа, с учётом согласованных методов и критериев оценки опасности токсичных химикатов (ТХ), определяется угрозой техногенных аварий на объектах, использующих особо опасные химические вещества, и случаями использования ТХ в военных конфликтах и террористических актах. При планировании и проведении экоаналитических экспертиз концепция «разведочного анализа» (скрининга неизвестных соединений) позволяет выявить токсичные соединения в таких сложных объектах, как сточные воды металлургических и целлюлозно-бумажных производств, продукты сгорания неизвестных материалов, иловые осадки очистных сооружений.
— Насколько велико влияние химических угроз на здоровье населения страны? И какие методики, в том числе разработанные ФМБА России, позволяют отслеживать этот момент и разрабатывать профилактические меры?
— Химическая нагрузка на население Российской Федерации возрастает. По различным оценкам, общее количество малых молекул, составляющих «экспозом» (сумму всех соединений в окружающей среде, воздействующих на человека) составляет 105–106 соединений. Вклад такого разнообразия внешних факторов химической природы в этиологию неинфекционных заболеваний до конца не ясен.
В «догеномную» эпоху высказывались предположения о решающем вкладе генетических особенностей организма, однако успехи в расшифровке человеческого генома не привели к значительному прогрессу в установлении причин заболеваний: сугубо генетические факторы являются определяющими лишь для 10 % заболеваний. Цепь событий от конкретного воздействия до возникновения и прогрессирования различных экологически обусловленных заболеваний до сих пор недостаточно изучена. Отчасти это объясняется тем, что всесторонняя характеристика экспозома является весьма сложной задачей вследствие его сложной динамической природы, а также недостатка и ненадёжности аналитических данных.
Обеспечить прогресс в оценке взаимодействия организма человека и химических факторов среды, оценке реальной опасности и вклада в заболеваемость возможно путём совершенствования методов аналитической токсикологии, дополненных мультиомиксными подходами, что позволяет изучать взаимосвязи токсикокинетики и токсикодинамики химических соединений, физиолого-биохимического ответа на токсическое воздействие с учётом представлений о гомеостазе, стрессе и механизмах адаптации к воздействию химических веществ на новом технологическом уровне. Более глубокая интеграция мультиомиксной методологии в практику профилактической токсикологии позволит получить новые знания о воздействии ксенобиотика во всём его многообразии и взаимовлиянии с наследственными факторами.
Для решения задач оценки санитарно-гигиенической ситуации и формирования доказательной базы негативного влияния факторов среды обитания на человека в учреждениях ФМБА России накоплена сумма технологий физико-химических методов исследований объектов окружающей среды и биологических образцов для выявления неизвестных токсикантов в малых и сверхмалых дозах. Сформирован необходимый инструментарий для обнаружения и доказательной оценки химической нагрузки на организм работающего населения и выявления экспозома на молекулярном, клеточном, организменном и популяционном уровне.
В зоне ответственности ФМБА России на протяжении многих лет находится разработка методов обнаружения и идентификации биомаркеров токсичных и опасных органических соединений в биологических объектах. Решение данной задачи намного сложнее, чем определение химических веществ в объектах окружающей среды (ООС). В то же время необходимо отметить, что использование различных методик анализа ксенобиотиков в биосредах создаёт определённые преимущества биомониторинга над «внешним мониторингом» (производственный контроль и контроль атмосферного воздуха), поскольку позволяет получить более точную оценку риска независимо от источников и путей поступления токсиканта. Биомониторинг, таким образом, может рассматриваться как основной инструмент оценки тяжести и характера воздействия химического фактора на организм человека. Биомаркерами могут быть любые вещества, структуры или процессы, измерение параметров которых позволяет сделать вывод о произошедшем воздействии токсичных веществ, а также предсказать последствия такого воздействия.
По мере появления новых аналитических технологий возможности лабораторий по обнаружению и количественному определению биомаркеров токсичных соединений в биопробах стремительно повышаются. В соответствии с этим повышается и информационный вклад результатов биомониторинга (мониторинга биомаркеров токсикантов в биосредах человека) в общую картину санитарно-химического благополучия (либо неблагополучия) работников химических предприятий и населения близлежащих территорий.
Несмотря на поступательное развитие аналитических технологий, проблемой остаётся увеличивающаяся пропасть между возросшими возможностями ведущих российских лабораторий по раскрытию реальной картины последствий воздействия токсичных химсоединений на человека средствами биомониторинга и существующей нормативно-юридической системой, не обеспечивающей визуализацию результатов воплощения этих возможностей в практику.
— Отдельной важной задачей, которую решает ФМБА России, является обеспечение химической безопасности в районах размещения объектов по хранению и уничтожению химоружия во все периоды их деятельности.
— Да, особое значение при обеспечении безопасности объектов по уничтожению ХО имело создание научно обоснованной системы защиты персонала и населения, нацеленной на исключение или максимальное снижение воздействия на людей и окружающую среду вредных факторов. Для обеспечения безопасной ликвидации запасов ХО были разработаны необходимые гигиенические нормативы: предельно допустимые концентрации (ПДК) и предельно допустимые уровни (ПДУ) отравляющих веществ (VX, зарин, зоман, иприт, люизит) и продуктов их деструкции в разных объектах производственной и окружающей среды. Разработаны и утверждены санитарные правила «Гигиенические требования к размещению, проектированию, строительству, эксплуатации и перепрофилированию объектов по уничтожению химического оружия, реконструкции зданий и сооружений и выводу из эксплуатации объектов по хранению химического оружия», являющиеся основополагающим документом, отражающим гигиенические аспекты проведения работ по уничтожению химического оружия. После окончания процесса уничтожения ХО, начиная с 2016 года, проводится поэтапный вывод из эксплуатации бывших объектов и ликвидация последствий их деятельности, предусматривающая полное и безопасное обезвреживание и демонтаж зданий, сооружений, технологического оборудования, использовавшегося непосредственно в процессе обезвреживания отравляющих веществ, коммуникаций, а также отходов. Успешно решены вопросы по перепрофилированию объектов с целью вовлечения их в хозяйственный оборот.
Несмотря на то что к настоящему времени завершён процесс уничтожения ХО, а Российская Федерация в полном объёме выполнила взятые на себя обязательства, не теряют актуальности проблемы, связанные как с реальной угрозой применения ХО в террористических целях и в локальных военных конфликтах, так и с расследованием ситуаций, возникающих вследствие подозреваемого или предполагаемого применения. Сохраняется опасность контакта с «оставленным» ХО, затопленным и захоронённым, часто в неустановленных местах.
Идентификация и определение токсичных химикатов и продуктов их превращения — неотъемлемая составляющая комплекса мероприятий по обеспечению обязательств, принятых Россией по Конвенции о запрещении химического оружия. В рамках выполнения настоящих обязательств активно развивается направление участия в верификационной деятельности международной (межправительственной) организации по запрещению химоружия (ОЗХО) — поддержание готовности химико-аналитической лаборатории к расследованию инцидентов, связанных с возможным нарушением конвенции. В ФМБА России на базе ФГУП «НИИ гигиены, профпатологии и экологии человека» в течение 13 лет функционирует единственная гражданская назначенная лаборатория ОЗХО.
— Какие ещё мероприятия проводит ФМБА России в рамках обеспечения химической безопасности?
— Чрезвычайно важной областью деятельности медицинских учреждений системы ФМБА России является планирование и проведение медико-диагностических и профилактических мероприятий, начиная с медицинского освидетельствования лиц, поступающих на работу на ХОО, и заканчивая эффективной процедурой установления причинно-следственных связей между состоянием здоровья и условиями труда на данных предприятиях.
Проводится разработка критериев оценки потенциального и реального рисков, создание регистра здоровья наблюдаемых контингентов и состояния производственной и окружающей среды, выявление причинно-следственной связи между состоянием здоровья и воздействием химического фактора, что является ключевыми положениями для принятия управленческих решений по профилактике и сохранению здоровья на исследуемых объектах.
В настоящее время проводится активное введение разработанных медико-санитарных паспортов (МСП) территорий, расположенных вблизи химически опасных предприятий. Разработаны и утверждены более 30 МСП ХОО.
В ФМБА России созданы бригады экстренного реагирования, специально обученные и оснащённые укладками для оказания неотложной медицинской помощи при аварийных ситуациях на опасных химических объектах.
Разработанные профилактические и оздоровительные мероприятия позволили существенно сократить вредное воздействие ТХ на персонал химических объектов и полностью исключить их влияние на население ближайших территорий.
В целом, проводимое ФМБА России научное сопровождение химически опасных предприятий направлено на правовое, организационно-методическое обеспечение санитарно-эпидемиологических требований при работах с опасными химическими веществами, на изучение механизмов действия, выявление хронических отравлений, научное обоснование биомаркеров интоксикации, идентификацию и индикацию химических токсикантов в объектах производственной и окружающей среды, в биосредах. Сопровождение включает в том числе мониторинг состояния среды обитания, оценку качества жизни и риска, прогноз возможных отклонений здоровья работающих на ХОО и населения, проживающего вблизи этих объектов, разработку и оценку мероприятий по обеспечению химической безопасности.
Отдельное место в исследованиях занимает выявление загрязнения химическими веществами территорий расположения ОНВОС. Объективный риск здоровью населения и персонала при воздействии химических веществ, загрязняющих окружающую среду, ставит задачу предотвращения реального ущерба народному хозяйству опосредованно через ущерб здоровью. Для решения этой актуальной задачи необходимо построение эффективной системы химической безопасности в государстве и её санитарно-эпидемиологическое обеспечение, позволяющее своевременно выявлять причинно-следственные связи в системах «производственная среда — здоровье персонала», «окружающая среда — здоровье населения». Современным развитием методологии реагирования на изменение химической обстановки является риск-ориентированный подход с опорой на информационно-аналитические и геоинформационные базы данных.