ГК «Брэйн Системс»: обеспечение технологической независимости и развитие экспортного потенциала в цифровом здравоохранении №7(118), 2022 год
Группа компаний «Брэйн Системс» более 10 лет занимается вопросами цифровизации российского здравоохранения, считая при этом главными задачами достижение технологического суверенитета и системный подход. Как добиваться решения этих задач, рассказывает руководитель ГК «Брэйн Системс» Андрей Яковлев.
— Андрей Николаевич, с какими сложностями пришлось столкнуться на пути цифровизации медотрасли?
— Законодатели проделали серьёзную работу, сформулировали требования к медицинским организациям: при наличии лицензии на медицинскую деятельность медучреждение обязано обеспечивать своё участие в информационном обмене, то есть быть цифровым. В России более 250 тыс. действующих лицензий на медицинскую деятельность. Однако врачи, медсёстры по-прежнему работают на бумаге, или же вместо программ Word или офисных пакетов им поставили медицинские системы, где они заполняют текстовую информацию, которая непригодна для машинной обработки, то есть деятельность врачей не автоматизирована, а это 90 % уставной деятельности любой медицинской организации. Если врачу дать нормальный, аттестованный инструмент, он будет рад им пользоваться, а пока происходящее только усложняет его жизнь. Те преимущества, которые должно давать цифровое здравоохранение: снижение трудозатрат, рост качества, контролепригодность, применение математических методов для принятия решений, — не работают.
— В чём причины такого развития ситуации?
— Главврачи организаций поставлены в условия, когда во исполнение закона о цифровизации они вынуждены приглашать подрядные организации, а те вводят их в заблуждение в области специальных знаний. Вообще, IT-сфера — это самый удобный способ хищения средств. Получая цифровую систему, не соответствующую требованиям, заказчик не имеет способов защититься. Мы уже поднимали этот вопрос в Госдуме РФ: если в законодательство не внесут изменения о проведении госэкспертизы в области IT, мы не разберёмся с требованиями качества.
Ещё одна причина — раздел рынка: большие игроки поделили между собой регионы и осваивают колоссальный государственный бюджет. Будучи монополистами, они могут позволять себе не думать о качестве. Объём рынка госзаказа IT-услуг — более 600 млрд рублей в год; если учесть скрытые способы закупки IT-услуг, это примерно 5 % от бюджета страны. Мы до сих пор не имеем продуктовой линейки, которая могла быть создана на эти деньги, зато видим, как недобросовестные подрядчики пользуются этим инструментом. Бездействие контрольно-ревизионных органов вызывает недоумение. Для сравнения: бюджет Фонда развития IT составляет 20–30 млрд рублей — можно представить себе потенциал рынка госзаказа; врачи давно могли бы иметь прекрасные средства автоматизации деятельности.
Мы участвовали в заседании Комитета Госдумы РФ по здравоохранению в мае 2022 года как раз по вопросу оптимизации и цифровизации работы сферы здравоохранения. Все участники — представители медучреждений, ведомств, медицинские юристы — в один голос говорили: нам нужно безбумажное здравоохранение, оно имеет колоссальный потенциал. Но все инициативы по стандартизации и цифровизации меддокументации ответственными лицами в структурах Минздрава игнорируются.
— Группа компаний «Брэйн Системс» является участником процессов цифровизации здравоохранения. Какие задачи вы сейчас решаете?
— Мы пытаемся выстроить взаимодействие с органами исполнительной власти. Наша компания — член некоммерческого партнёрства РусСофт: это объединение IT-разработчиков, почти сто тысяч айтишников. Эта ассоциация обладает экспертным весом. В рамках РусСофт создан комитет МедТех. Мы поставили задачу на 2022–2023 годы выработать рекомендации, направить в технические комитеты, которые занимаются разработкой государственных отраслевых стандартов, обратиться в профильные министерства и в пределах 2023 года провести стандартизацию цифрового здравоохранения — разумеется, в случае поддержки отрасли.
Недавно вышла новая стратегия по информационной безопасности, это отдельная наука, содержащая сведения с грифами конфиденциальности, а от главврачей требуют решать такие задачи, это неправильно. Может сложиться ситуация, как с цифровизацией, и в медучреждения придут недобросовестные подрядчики. Мы планируем разработать типовые решения, разработанные документы направим регулятору и тем самым поможем отрасли. Отмечу, что наша компания с 2008 года работает в здравоохранении, поэтому активно делится своим опытом. В настоящее время мы выводим на рынок наш продукт МИС «МедСфера» (медицинская информационная система) типовую коробочную автоматизированную систему в защищённом исполнении. Мы не просто осуществляем передачу и установку программы для ЭВМ — в нашей продукции ответственность за реализацию всех требований законодательства юридически возлагается на нас, специалистов, снимая ответственность и непрофильные риски с медицинских организаций.
Медучреждениям важно правильно применять законодательство при цифровизации. В частности, по статье 469 ГК РФ заказчик имеет право требовать готовую цифровую систему, а для этого нужно появление стандартов в отрасли. По статье 470 ГК РФ, переданный товар (в данном случае цифровая система) должен сохранять свои качества, способности в течение разумного срока. В советских ГОСТах автоматизированная система имеет срок эксплуатации 10 лет, однако подрядчики часто требуют от медорганизаций дополнительные средства на очередную модернизацию системы или скрывают доработки в рамках договоров сопровождения — это незаконно, она должна функционировать бесперебойно в течение всей эксплуатации. К этому мы и должны прийти через стандартизацию. Наконец, согласно статье 178 ГК РФ, если заказчик находился в добросовестном неведении, то он вправе расторгнуть проведённую сделку в суде. Если у нас будет государственная экспертиза качества в IT-сфере, все эти статьи Гражданского кодекса РФ будут реально работать.
— Вы также работаете в направлении экспорта медуслуг.
— Да, сейчас России чрезвычайно важен выход на зарубежные рынки. По экспорту медуслуг мы работаем со странами АСЕАН, Африки, СНГ. Суть проста: гражданин Вьетнама хочет получить лечение в России — ему не нужно ехать в Москву, он может пойти в свою больницу, вьетнамский врач свяжется с российскими врачами — будет налажен обмен медицинской документацией, и человек получит качественную медпомощь благодаря телемедицине. Ещё до пандемии коронавируса мы подписали первое соглашение о таком сотрудничестве с Вьетнамом, но отсутствие поддержки властей с российской стороны делает реализацию проекта сложной, хотя иностранные государства готовы платить живые деньги отрасли, нашим врачам. Важно получить поддержку руководителей ведомств, властей, чтобы развивать экспорт российских медуслуг.
В РусСофт существует комитет по экспорту, который тоже помогает нам двигаться. В рамках ПМЭФ-2022 министр цифрового развития Максут Шадаев поручил РусСофту выработать дорожную карту поддержки экспорта; образована рабочая группа; кроме прочих важных мер, сформулировано новое понятие «отраслевые решения». В случае поддержки дорожной карты должен появиться новый ГОСТ, государственный реестр — и цифровое здравоохранение станет новым продуктом с высоким экспортным потенциалом на межгосударственном уровне.
— В ноябре 2022 года многие российские разработчики электроники и IT-решений представили свои работы на выставке «Российская электроника», вы также приняли участие в ней: как вы оцениваете потенциал наших специалистов?
— В России есть сильные предприятия, которые до сих пор выпускают радиоэлектронные компоненты. В рамках собственной инициативы «Брэйн Системс» с 2018 года работает в направлении консолидации спроса на цифровую платформу, полный цикл производства которой будет реализован на территории РФ. Сейчас Россия закупает оборудование, электронику производства Китая, Тайваня, которое часто имеет завышенную вычислительную мощность, что не требуется для решения задач, например, по обработке документов в здравоохранении, образовании, в банковской системе. Консолидируя спрос, мы сможем вытянуть рентабельность наших российских предприятий и создать экономические условия для их развития. Такую продукцию мы предлагаем зарубежным странам и потребителям в России.
ПАК «МедСфера» был апробирован в Роскосмосе: мы показали, что на непроизводительном вычислителе можно реализовать все задачи цифрового здравоохранения без потери качества. Это даёт возможность использовать российские разработки полного цикла производства, а пока на рынке под видом российской продукции продаются изделия, которые внутри содержат, например, ядра Cortex, сделанные на Тайване по английской лицензии.
— Что бы вы посоветовали нашим читателям?
— Главным врачам я бы советовал внимательно относиться к подрядчикам, опираться на статьи ГК (не платить за бесконечные доработки, требовать качества продукции) и подключаться к нашим разработкам (пилотный контур по телемедицине, отработке стандартов специальностей). Общими усилиями мы сможем бороться с недобросовестными поставщиками и разработать стандарты, позволяющие обеспечить качество рабочих мест врачей и реализовать экспортный потенциал цифрового здравоохранения.