«Неотложка»: мы сокращаем время оказания помощи №5(116), 2022 год
В Москве действуют 142 бригады неотложной помощи — 82 бригады неотложной медицинской помощи взрослому населению и 60 бригад неотложной медицинской помощи детям, которые равномерно распределены на территории Москвы, в том числе Новой Москвы. Работа отделения неотложной помощи ССиНМП имени А.С. Пучкова помогает разгружать скорую помощь и экономить время оказания помощи пациентам. О работе отделения мы беседуем с Ильёй Серовым, заведующим отделением экстренной консультативной скорой медицинской помощи.
Отделение неотложной помощи — одно из подразделений Станции скорой и неотложной медицинской помощи имени А.С. Пучкова. За свою историю (а неотложная помощь была организована в Москве в 1921 году, через два года после создания службы скорой помощи) это направление несколько раз меняло свою подведомственность. С 1926 года неотложка впервые была включена в структуру скорой помощи как одна из служб: тогда были разработаны первые нормативы, определены направления развития службы. Позже пункты неотложной помощи влились в структуру крупных поликлиник. Это затрудняло работу: функции отделений фактически растворились, утратились.
«На ситуацию обратил внимание Департамент здравоохранения города Москвы, и в 2015 году снова организовали отделения неотложной помощи при поликлиниках, — рассказывает Илья Серов, заведующий отделением экстренной консультативной скорой медицинской помощи. — С 2016 года вызовы поступали уже централизованно через единый диспетчерский центр станции скорой помощи: здесь они распределяются на экстренные и неотложные. Если вызов подходит под определение неотложной помощи, поступает на выполнение бригаде. С 2017 года неотложная помощь полностью перешла в структуру скорой помощи Москвы».
Изначально неотложная помощь работала в часы пиковой нагрузки — вечером и ночью, но сейчас бригады выезжают круглосуточно. Кроме того, централизованный приём вызовов позволяет быстрее перенаправить бригаду в нужное время; машина может выехать и в соседний район, если она рядом.
«Это экономит время, с учётом сложной дорожной ситуации, и позволяет нам перекрывать те очаги, где возникает большое количество вызовов. Итог — большой плюс для пациентов, мы сокращаем время оказания помощи. Кроме того, удалось разгрузить бригады скорой помощи, врачи стали ещё быстрее приезжать по экстренным вызовам, — подчёркивает Илья Серов. — Сейчас в Москве действует 11 отделений неотложной помощи. Основная нагрузка — вызовы по обострениям хронических заболеваний, чаще всего — повышение артериального давления, неосложнённые гипертонические кризы, большой процент — заболевания костно-мышечной и периферической нервной системы (остеохондрозы, радикулиты), много обращений с жалобами на боли в суставах. Также много вызовов с острыми инфекциями. Период пандемии коронавируса был непростым, но наши врачи достойно его прошли, научились быстро реагировать, диагностировать новые симптомы клинического заболевания.
Вызовы неотложной помощи не требуют серьёзных манипуляций в кратчайшие сроки — это уже задачи скорой помощи. Если врач понимает, что нужна госпитализация или если нужно более серьёзное экстренное обследование, он вызывает бригаду скорой помощи.
«В неотложной помощи работают врачи: педиатры, терапевты, врачи общей практики (семейные врачи) и врачи скорой помощи — все они могут оказать квалифицированную врачебную помощь и дать рекомендации, провести диагностику (педиатры в том числе обучены методике отоскопии, в состоянии выявить отит как простой, так и гнойный — это важно для маленьких детей, которые не могут формулировать свои жалобы), — рассказывает Илья Серов. — В оснащении бригады неотложной помощи есть глюкометр, оториноскоп, электрокардиограф (который позволяет смотреть ЭКГ в реальном времени и записать исследование), пульсоксиметр (прибор, который вошёл в практику неотложной помощи уже давно, ещё до пандемии коронавируса)».