Алгоритмы быстрого реагирования №5(116), 2022 год
Система ССиНМП им. А.С. Пучкова — это две связанные между собой достаточно большие, сложные, многоуровневые, информационные системы. Первая и основная — это Комплексная автоматизированная система управления станцией скорой помощи (КАСУ), первая версия которой была запущена на Станции ещё в прошлом веке, в 1998 году. Разумеется, за свою долгую жизнь она прошла путь серьёзного усовершенствования. КАСУ включает в себя ряд подсистем, позволяющих полноценно функционировать Станции. Они автоматизируют процесс управления работой бригадами скорой помощи и даже в определённой мере помогают осуществлять управление самим процессом оказания скорой медицинской помощи. Вторая система — Автоматизированная навигационно-диспетчерская система управления Станцией скорой помощи (АНДСУ). Рассказывает Евгений Черняков, заместитель главного врача по медицинской части ССиНМП им. А.С. Пучкова.
Шаг 1. Приём вызова
Один из этапов работы КАСУ — это приём вызова. Сложный процесс, который за время существования информационной системы ССиНМП им. А.С. Пучкова претерпел большое количество изменений и в настоящее время достаточно автоматизирован, что позволяет минимизировать время приёма вызова от абонента, а также выявить возможные угрозы жизни и здоровья пациенту. Сложный алгоритм, заложенный внутри информационной системы, позволяет обрабатывать комбинации вопросов, которые может задать диспетчер.
В среднем сейчас максимальное затраченное время на приём и обработку вызова в экстренной форме составляет 30–40 секунд, с учётом того, что человек, вызывающий скорую, не всегда в состоянии внятно и чётко ответить на поставленные вопросы и даже назвать адрес. При этом среднее время ответа оператора сейчас по Станции составляет не более 4 секунд.
С 2015 года на Станции проведены работы по интеграции информационной системы Станции и других информационных систем города Москвы. Так, в 2015 году проведена интеграция с информационной системой Московского городского фонда обязательного медицинского страхования (МГФОМС), в результате которой уже на этапе приёма вызова появилась возможность определять страховую принадлежность пациентов. В 2017–2018 годах проведена интеграция с системой обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому федеральному номеру: Система 112 (тел. 112).
Шаг 2. Маршрутизация вызова (подбор бригады)
Звонок из любой точки Москвы поступает в Единый городской диспетчерский центр управления Станцией на 1-м Коптельском переулке.
Далее происходит следующее. Система:
1) определяет номер, с которого позвонили, чтобы в случае разрыва связи нажатием одной кнопки мгновенно произвести обратный дозвон и продолжить разговор, если какую-то значимую информацию не успели зафиксировать;
2) вызов от диспетчера пульта «103» направляется диспетчеру направления (направление в данном случае — это округ или часть округа), а затем на подстанцию, а также может быть назначен непосредственно на ближайшую бригаду скорой медицинской помощи;
3) с помощью интегрированной с КАСУ системы АНДСУ диспетчер направления определяет на карте города ближайшую к месту вызова бригаду;
4) в случае, если есть свободная бригада на подстанции, диспетчер передаёт вызов диспетчеру подстанции, и он уже назначает бригаду;
5) в случаях, когда свободная бригада находится вне подстанции, вызов в автоматизированном режиме поступает непосредственно на абонентский комплект бригады, с последующей автоматической регистрацией всех этапов выполнения вызова бригадой через планшетник.
Шаг 3. Абонентский комплект: вызов принят
Абонентский комплект бригады скорой помощи позволяет позиционировать бригаду на местности и, таким образом, максимально сократить время прибытия к пациенту. Введённая нами система расчётного времени прибытия на вызов или в стационар при проведении медицинской эвакуации позволила отказаться от регламентированного 20-минутного прибытия. Так, благодаря нашим новым информационным технологиям в среднем на вызовы в экстренной форме мы приезжаем за 10,4 минуты.
Программное обеспечение абонентского комплекта (с функциями GPS и ГЛОНАСС) прокладывает маршрут до места вызова, и на планшетник приходит информация о расчётном времени прибытия. Бригады следуют на вызов с учётом правил дорожного движения и правом приоритетного проезда экстренных служб. При этом у бригады также есть возможность немедленного оповещения диспетчера о различных непредвиденных обстоятельствах, например передача в автоматизированном режиме информации о движении в плотном потоке и т.д.
Также в абонентском комплекте имеется специальная «тревожная кнопка». Она оповещает оперативный отдел, что по месту нахождения бригады необходимо направить сотрудников полиции. При помощи абонентского комплекта бригады Станции могут связаться с любой диспетчерской службой, а также с абонентом, вызвавшим бригаду, например, для уточнения местонахождения пациента.
При этом в абонентский комплект заложено неизмеримо больше, нежели только навигационно-диспетчерские функции. В 2017 году проведена масштабная работа по интеграции с Единой медицинской информационно-аналитической системой города Москвы (ЕМИАС). То есть при поступлении вызова информация о нём фиксируется в электронной карте пациента в ЕМИАС, что важно для его лечащего врача.
Кроме того, благодаря интеграции планшетов с ЕМИАС врач или фельдшер бригады московской скорой имеет возможность «познакомиться» с пациентом ещё по пути на вызов: нажав кнопку абонентского комплекта, специалист узнаёт информацию о пациенте, занесённую в его электронную медицинскую карту, и, таким образом, получает представление о примерном анамнезе пациента.
Эпидемия COVID-19 также потребовала внедрения новых функций и сервисов в информационную систему Станции, в том числе и планшет бригады, с целью предупреждения распространения новой коронавирусной инфекции COVID-19 и обеспечения инфекционной безопасности пациентов и выездного медицинского персонала Станции. Внедрялся функционал по учёту заболевших и контактировавших граждан, что позволило своевременно передавать эту информацию коллегам амбулаторно-поликлинического звена и обеспечивать указанную категорию пациентов своевременной медицинской помощью.
Благодаря информационному взаимодействию с информационными системами МГФОМС бригаде доступна информация об оказанной пациенту медицинской помощи даже за пределами города Москвы.
Шаг 4. Абонентский комплект: на вызове
Во время работы непосредственно на вызове абонентский комплект позволяет посредством специального программного обеспечения с помощью ряда экранных форм, предустановленных в планшете, передавать диспетчеру в автоматизированном режиме всю информацию о вызове. Дополнительно в планшете установлены справочники по тактике и объёмам терапии, функционал передачи электрокардиограммы пациента на дистанционный консультативный кардиологический пост Станции для удалённой интерпретации проведённого ЭКГ-исследования и консультации с врачом-кардиологом.
Как сказано выше, КАСУ взаимодействует с информационными системами МГФОМС: системой персонального учёта медицинской помощи и единым реестром застрахованных лиц. При приёме вызова, когда абонент называет свои данные, автоматически формируется запрос к системе МГФОМС — и в случае идентификации пациента Станция автоматически получает ответ о его страховой принадлежности. После выполнения вызова информация о пациенте передаётся в информационные системы МГФОМС.
Благодаря интеграции систем не требуется обработка огромного массива информации в ручном режиме, всё происходит автоматически. Одна из важных функций абонентского комплекта — это возможность информировать оперативный отдел Станции о наличии на вызове пациента с острым коронарным синдромом с подъёмом сегмента ST (инфарктом миокарда).
Шаг 5. Абонентский комплект: медицинская эвакуация
Один из модулей КАСУ условно называется «Стационар». Если раньше бригаде всегда требовалось звонить в отдел медицинской эвакуации, то сейчас по ряду нозологических форм этот этап можно исключить. Так, занесённый в экранную форму код диагноза загружается в систему, автоматически анализирующую ряд параметров (местонахождение ближайших стационаров с соответствующим профилем, их загруженность и прочее) и выдающую бригаде варианты для проведения медицинской эвакуации. Таким образом, и на этом этапе организации госпитализации выигрываются 1–3 минуты для скорейшей доставки пациента в стационар.
Использование информационных технологий в управлении Станцией позволяет максимально оптимизировать медицинские силы организации и в кратчайшие сроки прибывать на вызовы для оказания скорой медицинской помощи. Информационная система Станции позволяет также сообщать в стационар о направлении пациента с тем или иным заболеванием.
В свою очередь, и больницам теперь заранее известно, какое количество пациентов в данный момент следует в их приёмные отделения. Всё это избавляет от накладок и ожиданий, которые в экстренных ситуациях могут угрожать жизни пациентов.