Людмила Голяна: «Наша задача — максимум помощи в короткий срок» №4(115), 2022 год
Созданный на базе НМИЦ имени Г.И. Турнера Консультативно-диагностический центр — это уникальное многопрофильное подразделение с широким лечебно-профилактическим спектром деятельности. О функциях и задачах КДЦ рассказывает его руководитель Людмила Голяна.
— Людмила Геннадиевна, какова миссия Консультативно-диагностического центра?
— История Лахтинской — это история НМИЦ детской травматологии и ортопедии имени Г.И. Турнера. В конце XIX века на Лахтинской, 12 был создан приют для детей-калек под руководством Генриха Ивановича Турнера, который и заложил здесь основы отечественной ортопедии. В этом старинном историческом здании создавался фундамент нынешнего центра детской травматологии и ортопедии и зарождались его традиции.
Позже основная хирургическая и научная работа перешла в главное здание НМИЦ имени Г.И. Турнера в городе Пушкине, но необходимость возрождения Лахтинской — уже как современного консультативно-диагностического центра — была высока. В итоге в 2014 году после серьёзной реновации центр на Лахтинской улице был открыт. Мы сохранили исторический фасад здания, а внутри обустроили суперсовременные кабинеты, оснащённые передовым медицинским оборудованием. Сюда, в центр города, был переведён весь консультативный блок.
Количество принимаемых пациентов росло с каждым днём. Следующей нашей задачей предстояло сделать центр многопрофильным. Ортопедическая патология часто сочетается с другими заболеваниями, сопутствующей патологией, в связи с чем проблемы нужно решать здесь и сейчас. Мы задумались: как сделать так, чтобы ребёнок мог получить максимум помощи в одном месте в короткое время, пройти самую точную диагностику. В 60 процентах случаев наши пациенты приезжают издалека, это тяжёлое путешествие для родителей: ребёнок болен, у мамы и папы масса тревог, а ещё финансовые затраты на поездку и проживание в Санкт-Петербурге. Поэтому нам необходимо в максимально короткие сроки проконсультировать их по всем направлениям, поставить диагноз и составить план дальнейших действий. Исходя из этого сформулирована основная цель центра: это ранняя диагностика, своевременное начало лечения, предоперационная подготовка и реабилитация на различных этапах.
Мы подсоединили к общей работе ревматологов, неврологов, педиатров, лор-врачей, офтальмологов. Можно сказать, что работа идёт в формате «всё включено» в самом профессиональном варианте. Собравший в одном месте высокопрофессиональных специалистов по всем направлениям, КДЦ сегодня представляет собой мультицентр, где ребёнок получает максимальную помощь. Акцент на полноценную диагностику пациентов — это главная его функция.
— С помощью каких инструментов проводится такая полноценная диагностика? Расскажите подробнее о внутреннем наполнении Консультативно-диагностического центра.
— Как уже упоминалось, КДЦ оснащён современным высокотехнологичным оборудованием. Но главное его оснащение — это люди, которые здесь работают. Пациентов принимают ведущие специалисты Центра имени Г.И. Турнера по направлениям: травматология и ортопедия, вертебрология, неврология, комбустиология, ревматология, челюстно-лицевая хирургия, офтальмология, оториноларингология, педиатрия, урология, дерматология, нейрохирургия, реабилитация, гастроэнтерология с возможностью ФГДС, психология.
В составе КДЦ имеются дневной стационар, операционная с палатами отдыха, клинико-диагностическая лаборатория, кабинет нейропсихологической реабилитации. Предоставлены возможности для нейрофизиологических исследований. Функционирует рентгеновский кабинет последнего поколения, проводятся КТ- и МРТ-исследования, УЗИ. Перевязочные, гипсовые, процедурная оснащены в соответствии с современными требованиями, а отделение реабилитации — это безусловная гордость центра.
— В структуре КДЦ вы выделили отдельные важные направления, почему было принято такое решение?
— На основе наших наблюдений и практического опыта мы увидели, что у нас есть группы детей с конкретными заболеваниями, и стоит разработать маршрутизацию их диагностики и лечения. Например, для лечения детей с ревматологической патологией, которые часто к нам обращаются (а ортопедия и ревматология — это близкие дисциплины), мы создали Центр амбулаторного лечения артритов у детей — аналогичного по задачам и методикам учреждения сегодня в России нет. Врачи работают в команде: ревматолог вместе с травматологом-ортопедом. Также мультидисциплинарный подход используется в Центре лечения детей с последствиями спинномозговой грыжи Spina bifida. В команду специалистов входит врач травматолог-ортопед, который глубоко знает проблемы таких детей, а также невролог, офтальмолог, уролог, психолог, ортезист. Проблемы таких детей должны решаться комплексно. Востребован также амбулаторный Центр консервативного лечения сколиоза.
Хочется отметить, что в центрах работает психолог, который взаимодействует и с детьми, и с родителями. Удержать семейный комфорт в ситуации, когда ребёнок тяжело болен, — большая работа. Порой родители не справляются с этим грузом, поэтому психологическая помощь необходима.
— Особое внимание вы уделяете профилактике, в чём заключается эта работа?
— Мы активно работаем со школами города, в том числе по профилактике сколиозов и других заболеваний опорно-двигательного аппарата. Ещё одно важное направление, которое пользуется огромной популярностью, — скрининг детей до года. Особенное внимание уделяем ортопедии, чтобы успеть избежать тяжёлых последствий, вовремя поставить диагноз.
У нас есть программа спортивных медосмотров, в том числе мы взаимодействуем с Академией русского балета имени А.Я. Вагановой: спортивные танцы, балет — это большие нагрузки, мы обследуем юных танцоров. В будущем планируем общие научные исследования.
В планах — заниматься проблемами боли у детей, особенно у подростков, и первые шаги сделаны. С каждым годом таких направлений будет всё больше.
— Вы отмечаете важность преемственности в лечении ребёнка. Как в КДЦ решается эта задача?
— Действительно, мы лечим детей до 18 лет, а что же делать с момента совершеннолетия? Переход во взрослую сеть, смена врача — это стресс и для родителей, и для детей. Мы обратили на это внимание. И обеспечили преемственность. Взрослый ревматолог КДЦ начинает наблюдать ребёнка совместно с детским ревматологом с 17 лет, а далее мы можем спокойно отпустить нашего пациента под наблюдение взрослыми специалистами.
Или, например, наш Центр консервативного лечения сколиоза, который работает уже восемь месяцев, имеет в своём составе самых разных специалистов: ребёнка консультирует травматолог-ортопед совместно с неврологом, врачом ЛФК, в случае необходимости подключается ортезист. Ортезирование необходимо детям со сложной степенью сколиоза, и прямо у нас снимут мерки и составят план дальнейших действий. Такое комплексное обследование ребёнка тоже в рамках принципа преемственности лечения.
Надо сказать, что данному принципу мы следуем не только в лечении. Мы проводим круглые столы с самыми опытными специалистами, руководителями отделений, заведующими НМИЦ имени Г.И. Турнера. Разбираем сложные случаи, корректируем подходы к лечению, делимся друг с другом новыми научными данными. КДЦ на Лахтинской и основное наше учреждение, НМИЦ имени Г.И. Турнера в Пушкине, — это единый механизм.
— Как вы используете формат телемедицины?
— Получив помощь, семьи уезжают в регионы, но наша страна огромна и невозможно постоянно приезжать к нам на контроль лечения. Поэтому мы ввели такой формат и дистанционно проводим мониторинг, дистанционно отслеживая, правильно или нет ребёнок выполняет упражнения, что ему помогает, что некомфортно и так далее. Задача — получить максимум эффективности, минимизировать сложные нюансы. Мы уверены в перспективности и правильности нашей дистанционной работы.
— Как руководитель КДЦ вы уделяете большое внимание кадрам. Кто эти люди, на чьих плечах держится работа центра?
— У нас нет случайных людей: кто не может услышать боль, с которой приезжают родители с тяжёлыми детьми, не выдерживает напряжения и уходит. Работают в КДЦ те, кто готов делиться своим теплом, профессионализмом. Поэтому мы задаём планку требований начиная с работы колл-центра: звонок в колл-центр — первая встреча с нами, когда очень важно показать родителям, что мы рядом и обязательно поможем. Беседы бывают сложные, родители могут быть раздражены, взволнованы, а нужно их выслушать, поддержать, при этом соблюдать все сроки приёма, диагностики. Нужно обладать и профессиональной эрудицией, и терпением. В регистратуре свои сложности: надо искать правильные подходы. Родители нервничают, устав после долгой дороги. Но наши сотрудники справляются.
Я горжусь каждым из наших специалистов. Это Профессионалы с большой буквы. А в наших дальнейших планах — развивать научные направления.