Помогаем детям вместе: врачи, родители, педагоги, логопеды, воспитатели, психологи №4(115), 2022 год
Крайне важно поддерживать маленьких пациентов в ходе лечения. Генрих Иванович Турнер, основатель института травматологии и ортопедии, считал воспитательно-педагогическую работу частью философии своего дела. И сейчас в учреждении, носящем его имя, этому направлению уделяют большое внимание. Коллектив Центра убеждён: чтобы достичь успешных результатов выздоровления и развития личности пациентов, необходимо эмоционально поддерживать детей, которые порой находятся на лечении долгие месяцы. Вот почему в НМИЦ имени Г.И. Турнера одним из приоритетов считается воспитательная и педагогическая деятельность.
Рассказывает Юрий Овсянников, начальник отдела воспитательной работы и психологической помощи НМИЦ детской травматологии и ортопедии имени Г.И. Турнера.
— Наши педагоги-воспитатели вместе с родителями и медицинским персоналом проводят работу по социально-психологической реабилитации детей. Важно помочь нашим юным пациентам формировать правильную реакцию на какие-то физические недостатки, развивать в них умение жить и работать в коллективе, формировать личностные качества, поддержать самоуважение.
На практике замечено, что наши мастер-классы, занятия творчеством помогают детям преодолеть замкнутость, обрести веру в свои силы и возможности. При этом врачи проявляют дружелюбие, но настойчивы в вопросах выполнения медицинских назначений, соблюдения правил поведения и самообслуживания. Это, в свою очередь, помогает социальной адаптации ребёнка. Для пациентов Центра имени Г.И. Турнера проводятся различные занятия, в том числе по музыкальной терапии, арт-терапии. В палатах ведётся творческая деятельность, это раскрывает потенциал ребёнка. Причём благодаря тому, что мастерские передвижные, даже лежачие пациенты могут участвовать в таких мастер-классах.
Наши пациенты имеют возможность выезжать в театры и музеи Санкт-Петербурга. Центр имени Г.И. Турнера уже давно сотрудничает, например, с Санкт-Петербургским государственным театром марионеток имени Е.С. Деммени, Эрмитажем, Военно-медицинским музеем. В сопровождении педагогов дети выезжают на прогулки и экскурсии по Екатерининскому и Александровскому, Петродворцовому и Гатчинскому паркам. Ребята бывают и на Детской железной дороге, и в зоопарке, и в других интересных местах города и области.
На базе медицинского центра для пациентов, которым предстоит длительное или многоэтапное лечение, работает школа. «Болеть нельзя, учиться!» — говорит руководитель этого структурного подразделения Анастасия Лебедева.
— Школа вместе с медицинским центром прошла долгий путь развития. Сотрудничество началось в 1932 году, и за эти годы выработался оптимальный режим, сочетающий в себе учебный процесс и медицинские процедуры. Сам основоположник отечественной ортопедии Генрих Иванович Турнер полагал, что чем сильнее недуг, тем сильнее должны быть средства социальной реабилитации. И обучение мы считаем важным инструментом для полноценной успешной социализации ребёнка с ограниченными возможностями здоровья.
Наша образовательная модель на базе медицинского центра давно и успешно функционирует. Она максимально учитывает образовательные потребности ребёнка с ограниченными возможностями. К нам часто за советом обращаются другие медицинские центры и госпитальные школы, и мы охотно делимся опытом. Школа при медицинском центре является участником уникального федерального проекта «УчимЗнаем», объединяющего госпитальные школы по всей стране и за рубежом, целью которого является повышение качества жизни ребёнка, находящегося на длительном лечении.
Миссия школы — сохранение непрерывности образования. Если ребёнок приезжает в Центр на 2–3 недели, стоит сосредоточиться на лечении, а если лечение занимает несколько месяцев, то без учёбы не обойтись. Есть дети, которые обучаются в школе при медицинском центре с первого по одиннадцатый класс. Результативность обучения трудно прослеживается из-за постоянной сменяемости контингента учащихся. Однако специфика ортопедических заболеваний такова, что в течение одного года ребёнок может возвращаться в клинику до трёх раз. Опросы учащихся, находящихся на многоэтапном лечении, показали, что 80 % учеников сохранили свои позиции в успеваемости, 12 % стали учиться немного лучше.
Ортопедические нарушения не препятствуют объединению детей в учебные группы — «больничные классы». Групповая система организации учебного процесса позволяет проводить полноценную работу с детьми как в палатах, где размещаются одновозрастные дети, так и в помещениях на отделениях, которые в разное время дня выполняют разное назначение (во внеурочное время рекреация становится игровой, вечером — местом просмотра телепередач).
Несмотря на внимание нашего государства к нуждам детей с ограниченными возможностями, личностный потенциал ребёнка-инвалида зачастую остаётся невостребованным в школах по месту жительства. Возможности таких детей ограничены не только болезнью, но и стенами своей квартиры. Некоторые дети годами изолированы от среды сверстников, поэтому сохранение групповой системы обучения является одной из приоритетных целей. Обучаясь в группе, такие ребята получают бесценный опыт общения с ровесниками и работы в коллективе.
В первой половине дня педагоги проводят работу с лежачими детьми, которые не могут передвигаться к месту занятий, а затем, во второй половине, — обучение в классах. Стоит отметить, что даже в реанимации ребята стремятся скорее приступить к занятиям, и в особых случаях по решению руководства медицинского центра такую возможность детям предоставляют.
Школа в медицинском центре — это не только уроки, точнее, совсем не уроки в классическом смысле. Это полноценная территория детства с неожиданными открытиями и завораживающими исследованиями, увлекательными виртуальными путешествиями, креативными мастер-классами, конкурсами, викторинами, современными учебниками и, конечно, отметками. Только оценивание знаний в нашей школе особое — очень бережное, заботливое, формирующее позитивную самооценку, говоря профессиональным языком. Это место обретения верных друзей и наставников и новых жизненных мотиваций!
В этом учебном году мы запустили несколько интересных актуальных проектов, которые нашли положительный отклик как среди ребят и родителей, так и в профессиональной педагогической среде. Проект «Знакомство с приёмами свободного творчества» помогает сформировать позитивную картину мира и раскрыть собственный творческий потенциал. Выстроить долгосрочную жизненную стратегию, которая положительно отразится на психическом и физическом здоровье, призван проект «Содействие профессиональному самоопределению подростков с ОВЗ». Проект был отмечен специальным призом II Всероссийского конкурса «Педагогический дебют учителя-дефектолога» при поддержке Союза дефектологов Российской Федерации и Департамента государственной политики в сфере защиты прав детей Минпросвещения России. «Сказкотерапия для малышей» знакомит ребёнка с народным творчеством, гармонизирует и повышает его эмоциональный фон, а «Весёлая артикуляционная гимнастика», кроме коррекции звукопроизношения, развивает образное и логическое мышление у младших школьников.
Педагоги подразделения решают не только образовательные задачи, но и осуществляют психотерапевтический уход для поддержания душевного равновесия детей.
Образовательный процесс в стенах медицинского центра — это возвращение ребёнка в привычную систему координат, к полноценной детской жизни, ничем не отличающейся от жизни нормотипичных сверстников. Стоит отметить, что лечащие врачи, несмотря на занятость, сами направляют на обучение ребёнка, которому предстоит длительное лечение, понимая, что это существенная психоэмоциональная поддержка. Вот почему так важна и нужна работа в содружестве — мы помогаем детям вместе: врачи, родители, педагоги, логопеды, воспитатели, психологи.
Генрих Турнер уделял огромное внимание просвещению населения, выпускал книги, считал важным обучать граждан оказанию первой помощи. В продолжение вековых традиций Центр имени Турнера разрабатывает и внедряет социальные программы поддержки детей-инвалидов, активно занимается просветительской деятельностью в рамках профилактики детского травматизма и оказания первой помощи. Врачи читают лекции на темы профилактики, оказания первой помощи в разных учреждениях, пресс-служба ведёт активную информационную работу в этом направлении.
Создана также социальная программа профессиональной ориентации детей с травмами и заболеваниями опорно-двигательного аппарата, благодаря которой они приобретают специальность. Бережно сохраняются исторические традиции, развиваются культурные связи с ведущими учреждениями культуры и искусства страны. Для нас каждый ребёнок уникален и бесценен, а раскрывается он в атмосфере доверия и доброжелательности.