Должности, опубликованные на сайте, указаны на момент публикации

Гузель Агадуллина: «Сегодня медицинская сестра должна быть высокопрофессиональным специалистом» №1(112), 2022 год

Гузель Рауфовна Агадуллина, главная медицинская сестра ООО «ПЭТ-Технолоджи Балашиха», лауреат премии имени академика А.И. Савицкого в номинации «Лучшая медицинская сестра».

 Как начинался ваш путь в медицину? Почему вы выбрали для себя сферу онкологии?

— Мне всегда нравились естественные науки, и я с детства хотела стать врачом. После окончания медицинского колледжа поступила в медицинский университет на лечебный факультет. Но потом наша семья переехала в другой город, и там негде было учиться. Уже потом я окончила Башкирский государственный медицинский университет по специальности «сестринское дело», а затем интернатуру по специальности «управление в сестринском деле». Работала в отделении радиотерапии на кобальтовых аппаратах для дистанционной лучевой терапии и линейном ускорителе электронов, одновременно преподавала в медицинском колледже. В 2013 году на территории Уфимского онкодиспансера открылся первый центр ядерной медицины ООО «ПЭТ-Технолоджи». Начали развиваться такие направления, как ПЭТ-КТ-диагностика и лучевая терапия на системе Кибер-нож — самые передовые технологии в лучевой диагностике и лучевой терапии. В это время меня пригласили в центр на должность главной медицинской сестры, что для меня было вызовом и возможностью реализовать на практике те идеи, которые появлялись в процессе моей работы в отделении радиотерапии. В 2017 году открылся новый онкорадиологический центр «ПЭТ-Технолоджи Балашиха», и мне предложили организовать сестринскую службу этого центра. Стояла задача обеспечить целый спектр процессов жизнеобеспечения всего центра: подготовить множество документов для лицензирования, организовать закупку необходимого оборудования, материалов для работы всех служб. Безусловно, одной из первостепенных задач было обучение персонала работе на сложном ультрасовременном оборудовании. Выполнить весь объём работы возможно было только при участии всего коллектива. И мы это сделали. В настоящее время центр является передовым учреждением как по оказанию специализированных медицинских услуг, так и по функционированию процессов логистики, контроля качества, обеспечения безопасности пациентов, персонала и оборудования.

— Каковы профессиональные задачи медицинской сестры и, в частности, главной?

— Основная задача любого медицинского работника — это повышение уровня образованности, самосовершенствование в профессии. Мы работаем в радиационной медицине, с ионизирующим излучением, радиофармпрепаратами, с химиопрепаратами, поэтому мы должны строго соблюдать правила техники безопасности. Задача главной медсестры — ежедневная координация процессов обеспечения лечебно-диагностических мероприятий, постоянный контроль соблюдения правил организации медицинской деятельности, мониторинг фармакологической и эпидемиологической безопасности. Для меня моя профессия — это ещё и возможность развития сестринского дела в нашем центре. Отмечу, что наша компания даёт возможность учиться, развиваться и реализовывать полученные знания в ежедневной деятельности. Успешная работа коллектива достигается только тогда, когда людям комфортно и безопасно работать.

— Насколько тяжело работать в сфере онкологии с точки зрения психологии?

— Для нас онкологический пациент — это такой же пациент, какими являются для терапевта или, скажем, невролога их пациенты. Только время у нас на выполнение самой современной диагностики, принятие решения о выборе метода лечения и его реализации сведено к минимуму, а ошибка равна цене жизни. В настоящее время, учитывая развитие медицины, мы уже можем сказать, что онкология — не приговор, и эту идею важно донести до пациента. Чтобы соответствовать бурному развитию медицинских технологий, медсестра должна быть высокопрофессиональным специалистом. Кроме того, медицинской сестре необходимо умение чувствовать пациента: взять его за руку, когда это необходимо, утешить или подбодрить.

— В чём заключается суть вашего проекта «Развитие профессиональных компетенций операторов линейных ускорителей (RTT)»?

— В России активно развивается лучевая терапия, на смену кобальтовым аппаратам приходят сложные линейные ускорители электронов, протонные комплексы, аппараты для карбон-ионной лучевой терапии. Работа на них требует серьёзной подготовки медицинского персонала. Но в настоящее время в России отсутствует централизованная подготовка персонала для работы на таком оборудовании. Если в Европе на подготовку специалиста среднего медицинского звена, работающего с ускорительной техникой, уходит 3–4 года постдипломного образования, то наши будущие операторы лучевых ускорителей получают подготовку только на рабочих местах за 1–2 месяца. Мы решили, что в нашем центре нужно реализовать проект повышения профессиональных компетенций операторов линейных ускорителей. Совместно с врачами-радиотерапевтами, медицинскими физиками, специалистами по радиационной безопасности мы занялись подготовкой этого проекта и начали со своих медсестёр. Сейчас наши медицинские сёстры могут обеспечить безупречное качество и абсолютную безопасность выполнения лучевой терапии, а в нашем центре мы смогли реализовать в рутинном использовании все виды дистанционной лучевой терапии, которые существуют в мире.

Реализация этой программы позволит уменьшить нагрузку на врачей-радиотерапевтов. Какую-то часть работы можно доверить среднему медицинскому персоналу. Тем самым повышается статус медицинской сестры и делает её работу более интересной, позволяет понимать всю сущность выполняемых действий, видеть результат своего труда, медицинские сёстры чувствуют себя полноценными специалистами, от которых зависят успех лечения и здоровье пациентов. Врачи-радиотерапевты при этом смогут больше времени уделять качеству планирования облучения и обеспечению индивидуального подхода к пациенту. Сейчас мы готовимся к тому, чтобы дать возможность специалистам из других регионов обучаться теоретическим аспектам в онлайн-формате и осваивать тонкости профессии на практике на нашей базе. Во многих учреждениях уже ставится современное оборудование, и специалисты должны его осваивать. Надеюсь, что наша инициатива будет реализована и на государственном уровне в рамках специального курса постдипломного образования при медицинских колледжах.

— Каковы ваши ближайшие профессиональные планы?

— Помогать на своём уровне выходу нашей компании на мировой рынок услуг в области радионуклидной диагностики и радиационной онкологии, тераностики. Тогда специалисты со средним медицинским образованием смогут не только безупречно обращаться с любой ускорительной техникой — будь то линейный ускоритель электронов, протонный или карбон-ионный комплекс, — но и выполнять рутинные врачебные манипуляции, помогая докторам, консультировать по отдельным вопросам пациентов, интерпретировать анализы, владеть иностранными языками.

— Как вы воспринимаете свою победу в конкурсе?

— Для меня это было неожиданностью. От имени всех медицинских сестёр я хочу поблагодарить инициаторов премии за то, что включили в неё такую номинацию. Премия — признание вклада и служения медицине, и это не только моя личная победа, это победа всего нашего коллектива, который активно стремится к развитию нашего центра. Я думаю, что премия имени Савицкого — это большой стимул для личного и профессионального роста специалистов, а также возможность перенимать лучший опыт своих коллег.

— Как вы оцениваете уровень развития онкологической медицины в России?

— Сейчас в России идёт её бурное развитие. Если сравнить ситуацию сегодняшнюю с существовавшей несколько десятков лет назад, то увидим, что появляются и новые методы лечения онкозаболеваний, и новые технологии, такие как таргетная терапия, радиотераностика. Появляются методы лечения, которые позволяют перевести неоперабельные опухоли в операбельные, а пациенты с 4-й стадией заболевания, множественными метастазами могут рассчитывать на существенное удлинение продолжительности жизни и повышение её качества. В очень близком будущем, буквально через 1–2 года, произойдёт действительно новый прорыв в радиотерапии, связанный с использованием флеш-терапии и терапии ионами углерода. Во многих случаях онкология уже не смертельная болезнь, и общими усилиями с пациентами, от которых тоже зависит немало, мы будем продолжать бороться с нею и побеждать.