Центр организации курортного дела ФГБУ «НМИЦ РК» Минздрава России №2(107), 2021 год
Центр организации курортного дела как отдельное подразделение в структуре ФГБУ «НМИЦ РК» Минздрава России сформирован во исполнение приказа Минздрава России. О задачах и работе Центра рассказывает его руководитель Наталья Мачула.
— Наталья Владимировна, какие самые важные задачи возложены на Центр организации курортного дела ФГБУ «НМИЦ РК» Минздрава России?
— Центр организации курортного дела как отдельное структурное подразделение в структуре ФГБУ «НМИЦ РК» Минздрава России был сформирован во исполнение приказа Минздрава России от 13.03.2019 No 125 «Об утверждении Положения о формировании сети национальных медицинских исследовательских центров и об организации деятельности национальных медицинских исследовательских центров». Центру были поручены головные функции по профилю «санаторно-курортное лечение».
Центр организации курортного дела ведёт мониторинг современного состояния санаторно-курортной отрасли в субъектах Российской Федерации, оказывает организационно-методическую поддержку деятельности санаторно-курортных организаций различных форм собственности. Нашей задачей является также актуализация и разработка нормативно-правовых актов в сфере здравоохранения по профилю «санаторно-курортное лечение».
Сотрудники Центра выезжают в субъекты Российской Федерации в рамках выполнения головных функций. Формируют предложения совершенствования профессиональных стандартов в сфере здравоохранения по профилю «санаторно-курортное лечение».
Таким образом, на Центр организации курортного дела возложена важная интегративная функция в работе с субъектами Российской Федерации, направленная на разработку проектов нормативно-правовых актов по организации санаторно-курортного дела, в том числе по изучению, сохранению и развитию курортов, лечебно-оздоровительных местностей и природных лечебных ресурсов на территории Российской Федерации, а также по организации оказания санаторно-курортного лечения в условиях санатория, в соответствии с показаниями и противопоказаниями.
Ещё одно направление — это контроль и организационно-методическое сопровождение субъектов Российской Федерации за ходом реализации плана мероприятий по выполнению Стратегии развития санаторно-курортного комплекса Российской Федерации.
— Одна из миссий Центра — курирование и продвижение системы санаторно-курортного комплекса Российской Федерации. За счёт чего это достигается?
— Обеспечить выполнение этой задачи помогает существующий уже более десяти лет Государственный реестр курортного фонда Российской Федерации (https://kurort.rosminzdrav.ru/). Ресурс был создан Минздравом России. Реестр наполнялся и модернизировался специалистами Центра организации курортного дела. Наша задача — помочь гражданам найти санаторий с подробным описанием, сделать правильный выбор.
Сегодня Реестр курортного фонда открыт для всех интернет-пользователей. На него опираются и врачи, которые направляют пациентов на санаторно-курортное лечение. На площадке Реестра курортного фонда собрана информация о более чем 2000 санаторно-курортных организациях и о 272 курортах нашей страны. Санатории классифицированы по профилям заболеваний и по популярным направлениям и имеют качественную фотоподборку, чтобы пациент мог выбрать подходящий вариант. Специальный информационный раздел содержит материалы компетентных врачей о реабилитации и санаторно-курортном лечении в Российской Федерации.
Реестр курортного фонда позволяет осуществить автоматизированный поиск курортов по группам заболеваний, что значительно облегчает выбор санаторно-курортной организации. Для пользователей Реестра доступны статьи о курортах, лечебно-оздоровительных местностях с актуальным описанием присутствующих на этих территориях природных лечебных ресурсов и с подробным описанием возможностей санаторно-курортного лечения на данных территориях.
— В чём заключается выездная работа сотрудников Центра?
— Выездные мероприятия осуществляем с 2019 года. За три года посещено 85 субъектов Российской Федерации (137 медицинских организаций в рамках оказания организационно-методической поддержки, внедрения и развития системы управления качеством и контроля качества оказания медицинской помощи по профилю «санаторно-курортное лечение»). Выездные мероприятия позволяют наладить контакты с субъектами Российской Федерации и поделиться лучшими практиками Санаторий «Россия» организации санаторно-курортного лечения.
По результатам выездных мероприятий сотрудники Центра организации курортного дела составляют подробный план развития и поддержки субъектов Российской Федерации. На его основе органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации разрабатывают и внедряют меры, направленные на сохранение и развитие курортов и лечебно-оздоровительных местностей. Санаторно-курортные организации в субъектах Российской Федерации получают методические рекомендации по совершенствованию организации качественного лечебного процесса с применением природных лечебных ресурсов и современных методов физиотерапии.
— Какие подразделения входят в Центр, в чём заключается их работа?
— В состав Центра организации курортного дела входят три отдела: это отдел медицинской кибернетики и баз данных, отдел проектной деятельности и организационно-методологического обеспечения и отдел мониторинга, анализа и стратегического развития санаторно-курортного дела.
В задачу отдела медицинской кибернетики и баз данных как раз входит ведение программно-информационного комплекса «Государственный реестр курортного фонда Российской Федерации». C 2015 года отделом проводится модернизация Реестра https://kurort.minzdrav.gov.ru/, в рамках которой разработана открытая часть Реестра, доступная всем гражданам Российской Федерации. В Реестре сформирован удобный поиск организаций и карта плотности организаций, библиотека знаний о санаторно-курортном лечении и раздел опросов и отзывов. Благодаря планомерной работе удалось повысить посещаемость платформы Реестра с 7000 посетителей в квартал до 60 000. Также в рамках оптимизации Реестра курортного фонда выявлен максимально достоверный перечень курортов и лечебно-оздоровительных местностей Российской Федерации.
Отдел проектной деятельности и организационно-методологического обеспечения и отдел мониторинга, анализа и стратегического развития санаторно-курортного дела ведут работу в рамках реализации государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере здравоохранения по профилю «санаторно-курортное лечение».
Сотрудники отделов разрабатывают проекты нормативных правовых актов по организации деятельности курортов, лечебно-оздоровительных местностей и природных лечебных ресурсов, по организации оказания санаторно-курортного лечения в условиях санатория, по показаниям и противопоказаниям для санаторно-курортного лечения.
Сотрудники ведут мониторинг состояния санаторно-курортного комплекса Российской Федерации, готовят справочные материалы, разрабатывают предложения по реализации Стратегии развития санаторно-курортного комплекса Российской Федерации, взаимодействуют с профильными общественными объединениями по развитию санаторно-курортного комплекса России.
Именно здесь проводится экспертиза планов развития инфраструктуры курортов для повышения инвестиционной привлекательности субъектов Российской Федерации и экспертиза медико-технических заданий для развития инфраструктуры санаторно-курортного комплекса России. Сотрудники отдела выезжают в регионы в рамках выполнения головных функций по профилю «санаторно-курортное лечение».
Центр занимается подготовкой и проведением научно-практических мероприятий, ведёт мониторинг и анализ состояния санаторно-курортного комплекса Российской Федерации. В частности, это II Международный конгресс «Всемирный день водных ресурсов», V Международный конгресс «Санаторно-курортное лечение», Всероссийские совещания главных внештатных специалистов федеральных округов и субъектов Российской Федерации по санаторно-курортному лечению.
— Большая часть работы Центра связана с аналитикой?
— Да. Центр организации курортного дела ведёт аналитическую деятельность по профилю «санаторно-курортное лечение». Это формирование и актуализация перечня приоритетных направлений исследований в сфере охраны здоровья, в том числе разработок персонифицированных подходов в медицине. Мы анализируем количество пациентов, получивших санаторно-курортное лечение, а также обеспечение кадрами и потребности в области подготовки медицинских работников для санаторно-курортных организаций в субъектах Российской Федерации.
— Ещё одно важное направление деятельности Центра организации курортного дела — реализация плана мероприятий по выполнению Стратегии развития санаторно-курортного комплекса Российской Федерации. Что делается с этой целью?
— Стратегия развития санаторно-курортного комплекса Российской Федерации была разработана в соответствии с перечнем поручений президента Российской Федерации по итогам заседания президиума Государственного совета Российской Федерации 26.08.2016. Документ был принят распоряжением Правительства Российской Федерации от 26.11.2018 No 2581-р.
Стратегия нацелена на повышение доступности санаторно-курортного лечения для граждан Российской Федерации путём дальнейшего развития санаторно-курортного комплекса Российской Федерации; на реализацию государственной политики в сфере использования, развития и охраны природных лечебных ресурсов, лечебно-оздоровительных местностей и курортов с расположенными на них объектами и сооружениями, включая объекты инфраструктуры, предназначенные для лечения и оздоровления населения; на развитие материально-технической базы санаториев и оздоровительного туризма в стране.
Цель Стратегии — увеличить число граждан, получающих санаторно-курортное лечение, увеличить количество санаторно-курортных организаций и мест в них, повысить инвестиционную привлекательность лечебно-оздоровительных местностей и курортов, создать условия для привлечения частных инвестиций в эту сферу.
Стратегия является основой для организации деятельности органов госу-дарственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, государственных и частных организаций в сфере санаторно-курортного дела, так как для многих субъектов Российской Федерации санаторно-курортный комплекс выполняет системообразующую функцию, напрямую влияя на их социально-экономическое развитие.
Были установлены показатели реализации Стратегии. Это число лечившихся и отдыхавших в санаторно-курортных организациях, за исключением лиц, получивших амбулаторное лечение; доля санаторно-курортных организаций, включённых в Государственный реестр курортного фонда, в общем количестве санаторно-курортных организаций России; доля медицинских работников, участвующих в оказании санаторно-курортного лечения, повысивших квалификацию в системе непрерывного медицинского образования.
29 ноября 2019 года был утверждён план мероприятий по реализации Стратегии.
Для реализации основных направлений деятельности сотрудники Центра организации курортного дела на регулярной основе участвуют в совершенствовании и актуализации системы государственного регулирования развития санаторно-курортного комплекса Российской Федерации, оказывают организационно-методическую помощь санаторно-курортным организациям (независимо от форм собственности) в организации качественного лечебного процесса, осуществляют аудит санаторно-курортного лечения во всех субъектах Российской Федерации и возможной маршрутизации нуждающихся пациентов.
Центр проводит мониторинг состояния кадрового обеспечения санаторно-курортных организаций России, формирует доступную систему информирования медицинских работников и населения о возможностях санаторно-курортного комплекса Российской Федерации, участвует в экспертизе планов развития инфраструктуры курортов для повышения инвестиционной привлекательности, в том числе для развития инфраструктуры санаторно-курортного комплекса Российской Федерации.
В рамках реализации Стратегии ведётся разработка единого национального стандарта (ГОСТ), устанавливающего требования к услугам санаторно-оздоровительного комплекса. Данный ГОСТ определит единые требования к санаторно-курортным организациям всех форм собственности и поможет качественно описать услуги, предоставляемые пациентам, вне зависимости от нахождения санаторно-курортной организации, установит единые подходы к организации санаторно-курортного лечения. Для всех организаций, вне зависимости от расположения или ведомственной принадлежности санатория, будут установлены одинаково высокие требования. И пациенты — от Калининграда до Камчатки — получат санаторно-курортные услуги на высочайшем международном уровне.
Разработан и направлен в субъекты Российской Федерации Типовой комплекс мер по развитию и охране территорий лечебно-оздоровительных местностей и курортов, имеющих наибольший ресурсный, инвестиционный потенциал для развития санаторно-курортного комплекса, проводится постоянная организационно-методическая поддержка субъектов в данном направлении.
Рассматриваются проекты технического задания на оказание услуг по проведению предпроектных работ.
Была проведена работа по подготовке проекта классификации природных лечебных ресурсов, медицинских показаний и медицинских противопоказаний к их применению в лечебно-профилактических целях.
Во исполнение пункта 20 Плана реализации Стратегии в части разработки, проведения и оценки социологических опросов для целевых аудиторий об услугах санаторно-курортного комплекса Российской Федерации сотрудниками разработаны анкетные материалы социологического опроса для целевых аудиторий. Анкеты были размещены в интернете.
Мы ведём мониторинг достижений целевых показателей реализации Стратегии.
Взаимодействие с санаторно-курортными организациями всех форм собственности, работающих на территории страны, позволяет оценить, провести анализ и направить рекомендации с целью усовершенствования медицинской помощи по профилю «санаторно-курортное лечение».
Сотрудники Центра организации курортного дела активно участвуют в таких мероприятиях, как Международный конгресс «Санаторно-курортное лечение», «Здравница», Всероссийское совещание главных внештатных специалистов по санаторно-курортному лечению, Всемирный день водных ресурсов и так далее. Это важный момент работы, который помогает продуктивно работать со специалистами из всех регионов и в масштабах всей страны совместно находить решения в ответ на новые вызовы.