Микронутриенты: маленькие, но дорогие золотники №1(106), 2021 год
Правительство РФ ставит задачей путём улучшения качества жизни населения достичь к 2030 году повышения продолжительности жизни до 80 лет. Этот показатель, как известно, тесно связан с уровнем смертности от неинфекционных заболеваний. Больше половины таких смертей можно предотвратить не только своевременной диагностикой и лечением, но и мерами профилактики. Одной из ключевых составляющих является правильное питание. Что касается качества жизни человека, то оно определяется в том числе отсутствием заболеваний, относящихся к так называемым «алиментарно-зависимым», то есть возникающим из-за недостаточности или дефицита витаминов, минералов и других нутриентов.
Об этой проблеме нашему журналу рассказывает Ольга Бушуева, руководитель подразделения «Питание и здоровье» химического концерна BASF в России и странах СНГ.
Международная группа BASF с головным офисом в Германии основана более 150 лет назад, находится на острие зелёных технологий и работает в сегменте B2B, поставляя сырьё и системные решения практически для всех отраслей промышленности: от нефтегаза до детских товаров, от сельского хозяйства до автомобилестроения, пластиков, фармацевтики и косметики и многих других. В концерне заняты более 110 000 сотрудников. Российское подразделение является работодателем для 650 человек и входит в рейтинг 500 крупнейших компаний страны по размеру выручки.
В современном мире, отмечает эксперт, остаётся не так много мест, где голод распространён в виде недостаточности калорий, но при этом широкую известность, в том числе в развитых странах, приобрело понятие «скрытый голод». Например, кусочек торта способен покрыть потребности человека в калориях на уровне хорошего обеда, но в нём не будет необходимых организму витаминов и минералов. В рационе человека оказывается слишком много рафинированных и переработанных продуктов. С нерациональной диетой накапливается дефицит микронутриентов, способный привести к большим проблемам в организме.
Это глобальная проблема, её признаёт Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ). BASF активно привлекается в качестве технического эксперта в проектах по борьбе с недостаточностью микронутриентов, а точнее говоря, в программах обогащения пищевых продуктов (Food Fortification). Здесь мы работаем совместно с Глобальным альянсом по улучшению питания (GAIN), опираясь на Цели устойчивого развития ООН в области ликвидации голода. Это прежде всего социальные инициативы, не имеющие коммерческой составляющей.
Специфика работы BASF состоит в том, что, с одной стороны, это производственный концерн, который, в частности, предлагает на рынке витамины, ингредиенты для пищевых продуктов и кормовых добавок. Но, с другой стороны, мы также работаем непосредственно с учёными, например диетологами, которые наблюдают за процессами, связанными с употреблением и распространённостью дефицита нутриентов. Даём техническую экспертизу относительного того, как наиболее рационально применять витамины в пищевых продуктах, а затем вести мониторинг их содержания — именно в этой области с нами чаще всего сотрудничают региональные академии питания. Компания BASF также всецело содействует ВОЗ в реализации инициатив по обогащению пищевых продуктов.
Как проблема дефицита микронутриентов решается в других государствах? Более 50 стран внедрили обязательные программы по обогащению базовых пищевых продуктов (муки, сахара, растительного масла, риса) витаминами и минералами. Например, в Дании маргарин обогащается витамином А с 1917 года по сей день. В Канаде обогащение витамином А маргарина является обязательной мерой. Обогащение муки высшего со- рта витаминами группы В и железом применяется в Казахстане. В 2020 году там начала разрабатываться национальная программа по обогащению растительного масла витаминами А и D. По словам эксперта концерна BASF группы Food Fortification Initiative Марко Штерца, несмотря на то, что в рамках государственных программ по борьбе с дефицитом нутриентов рекомендованная дозировка витамина в пищевом продукте покрывает только 30 % от суточной потребности человека (остальное поступает с природным составом еды), статистические данные показывают, что уже через год наблюдаются значительные улучшения содержания нутриентов в составе крови у населения. В перспективе двух — пяти лет снижается количество алиментарнозависимых заболеваний.
«Давайте коснёмся экономических последствий обеспечения населения рациональным питанием, — говорит Ольга Бушуева, — и рассмотрим проблему с точки зрения выгод для государства. Подсчитано, например, что расход в объёме 45 долларов на одного ребёнка в целях его вакцинации от наиболее распространённых болезней приводит к экономии — то есть уменьшению затрат на лечение, снижению смертности в соотношении 16:1. А если говорить о витаминизации, то 15 израсходованных долларов конвертируются по вышеприведённому принципу в соотношении 27:1! В качестве примера: срок пребывания пациента в хирургическом стационаре заметно сокращается, если у него не наблюдается дефицита витамина D. В целом ответственное отношение государства к питанию и здоровью населения влечёт за собой улучшение когнитивных функций человека, а также производительности труда, что является вкладом в национальную экономику».
Что касается России, то ещё в 70-х годах прошлого века здесь была введена обязательная круглогодичная C-витаминизация питания «организованных групп населения», которая привела к положительным сдвигам в состоянии здоровья людей. Действовала также государственная программа йодирования поваренной соли для борьбы с заболеваниями щитовидной железы.
Сегодня обязательной витаминизации у нас нет, хотя существует программа витаминизации пищевых продуктов витамином D для детского питания, в школах и детских садах. Эта программа была инициирована ФИЦ питания, биотехнологии и безопасности пищи совместно с Министерством здравоохранения Российской Федерации. Частные, да и не только, производители пищевых продуктов руководствуются собственными представлениями о витаминизации. Возникает дисбаланс между представлениями об этом нутрициологов и поддержкой соответствующих программ производственной сферой. Ответственная роль связующего звена между учёным сообществом и пищевой промышленностью принадлежит Федеральному исследовательскому центру питания, биотехнологии и безопасности пищи и, в частности, его директору Дмитрию Никитюку и академику РАМН Виктору Тутельяну. «Конечно, важнее всего признание проблемы на государственном уровне, однако соответствующую информацию надлежит последовательно распространять и среди населения, и в среде медицинских работников, повышая уровень общественного осознания данной проблематики», — заключает Ольга Бушуева.
Указывая на особую роль витамина D в функционировании практически всех органов и систем человеческого организма, профессор Коденцова подчёркивает: дефицит данного витамина является фактором риска развития многих болезней: в их числе сердечно-сосудистые заболевания, бронхиальная астма, артериальная гипертензия, ожирение, остеопороз, сахарный диабет 2-го типа, туберкулёз и др. Вследствие недостаточности витамина D происходят также нарушения функций иммунной и репродуктивной систем, повышается смертность. Те люди, которые были лучше обеспечены витамином D, реже заболевали ковидом, а если болели, то болезнь у них протекала в лёгкой форме. Выживаемость пациентов с недостаточностью витамина D после госпитализации в отделение реанимации или подвергнутых принудительной вентиляции лёгких значительно меньше, чем у пациентов, которые хорошо обеспечены витамином D.