ФГБУН «Федеральный исследовательский центр питания и биотехнологии»: нам есть что предложить российским гражданам №1(106), 2021 год

Лариса Токарева

Нутрициология как наука имеет в России более чем столетнюю историю. Ещё в 1907 году в Московском государственном университете была создана кафедра физиологии питания, на базе которой в 1920-м возник Научно-исследовательский институт физиологии питания, а десять лет спустя уже был образован Государственный научно-исследовательский институт питания Наркомздрава РСФСР. Сегодня ФГБУН «Федеральный исследовательский центр питания и биотехнологии» отмечает уже 90 лет со дня основания, и 60 из них здесь работает уникальный человек, прошедший все ступеньки карьеры, от младшего научного сотрудника до директора, — доктор медицинских наук, академик РАМН Виктор Александрович Тутельян. О питании он знает всё.

ЭРА ФИЗИОЛОГИИ И ЭРА БИОХИМИИ

— Виктор Александрович, федеральный исследовательский центр питания и биотехнологии проходил разные этапы становления. Какие именно?

— Его предшественник, Институт физиологии питания, не случайно был создан в тяжёлое время преодоления последствий Первой мировой и Гражданской войн, когда перед страной стояли сложнейшие задачи изыскания дополнительных источников обеспечения населения продуктами питания, разработки оптимальных норм потребления пищи. Возглавил организацию тогда профессор кафедры физиологии питания при МГУ, ученик И.М. Сеченова Михаил Николаевич Шатерников. Через десять лет на этом посту его сменил известный биохимик, профессор Борис Ильич Збарский, который более известен как учёный, бальзамировавший тело Ленина. Он написал Сталину о необходимости комплексного решения проблемы питания граждан. И уже в марте 1930 года в структуру вновь организованного учреждения как составные части вошли Институт физиологии питания и Клиника лечебного питания. Этот период его деятельности я называю «эрой физиологии питания».

В 1961 году, когда директором объединённого учреждения «Институт питания АМН СССР» стал членкорреспондент АМН СССР Алексей Алексеевич Покровский, началась «эра биохимии». Развивалась энзимологическая ветвь, стали изучать роль ферментов в регуляции метаболизма, особенностей течения того или иного заболевания в целях проведения диагностики и лечения (энзимотерапия). Он был уверен, что «в самом ближайшем будущем должна значительно возрасти роль химии в повышении биологической ценности многих природных продуктов, имея в виду «детальное исследование химического состава пищевых продуктов и дополнение их недостающими (синтетическими) аминокислотами и витаминами». Это был период очень ярких инициатив и интереснейших экспериментов. Впервые проводился комплекс исследований по безопасности продукции микробиологического синтеза, получившего в это время очень бурное развитие. В год выпускалось 1,5 миллиона тонн кормового белка, все субстанции витаминов и аминокислоты, ферментные препараты, полностью обеспечивая потребность СССР и стран социалистического лагеря. Пожалуй, это была пора расцвета нашего Института. Его исследования получили признание ВОЗ, ФАО (продовольственная организация ООН), европейских капстран и США. Здесь был создан центр мирового уровня по нутрициологии. И в первую очередь это заслуга А.А. Покровского.

КАК СТАТЬ УЧЁНЫМ, ИЛИ РОЛЬ СЛУЧАЙНОСТИ В ВЫБОРЕ СПЕЦИАЛИЗАЦИИ

— Вы всегда хотели заниматься нутрициологией?

— На первом курсе института, как все порядочные студенты Первого Московского орденов В.И. Ленина и Трудового Красного Знамени медицинского института им. И.М. Сеченова, я хотел стать хирургом, поэтому штудировал анатомию. Но мой преподаватель, ассистент Борис Александрович Никитюк, сказал: «Если сдадите череп на 5, я возьму вас в свой кружок». Я сдал. Тот кружок заложил в мою душу любовь к науке, исследовательскому процессу, работе с литературой. Борис Александрович заразил нас своим энтузиазмом учёного. Фактически именно он открыл мне путь в науку.

На втором курсе, когда начали изучать биохимию, моя группа оказалась на кафедре профессора А.А. Покровского. Алексей Алексеевич рассказывал захватывающие вещи об ингибиторах моноаминоксидазы, которые помогали в период войны командованию Советской Армии во время разработки и проведения крупнейших операций не засыпать. Мы слушали, затаив дыхание. Так я оказался в кружке биохимии. Когда Покровского избрали директором Института питания, он взял с собой и меня.

С началом нового учебного года я уже мыл посуду в лаборатории. Вскоре директор предложил мне вести в кружке научную работу по ферменту карбоангидразы, числясь на ставке препаратора. Это стало первой записью в моей трудовой книжке. Когда в 1965 году я окончил институт, у меня уже было 6 публикаций в хороших журналах.

Впоследствии я занимался лизосомами. В 1968-м защитил по ним кандидатскую диссертацию. Через три года я уже был старшим научным сотрудником, а в 1976-м стал заведовать лабораторией.

В этом же году ушёл из жизни после тяжёлой болезни мой учитель Алексей Алексеевич Покровский. Мы бережно храним память о нём, создали мемориальный кабинет. ...Шли годы, менялось руководство. В 1980-м мне предложили пост заместителя директора по науке. Здесь я задержался на 20 лет. А затем стал директором НИИ питания РАМН.

ЛЕКАРСТВО — В ТВОЕЙ ТАРЕЛКЕ

— Как вы считаете, можно ли за счёт смены рациона увеличить продолжительность жизни?

— Любая наука базируется на нерушимых законах природы. В области питания их два. Первый — закон соответствия энергетической ценности рациона энергозатратам организма. Ещё М.Н. Шатерников в своё время писал: «Вместе с пищей организм получает нужные ему запасы энергии. Значит, пища и в этом отношении имеет чрезвычайно важное значение, и питание должно обеспечить организму, с одной стороны, его вещественный состав, а с другой — запасы энергии».

Согласно второму — закону соответствия химического состава рациона нашим физиологическим потребностям в пищевых веществах, макро- и микронутриентах и биологически активных соединениях — в еде должно присутствовать порядка 170 полезных компонентов (пищевых веществ). При этом надо иметь в виду, что 30–35% из них — незаменимые или эссенциальные факторы. Если они есть в нашем рационе — мы здоровы, если отсутствуют — мы начинаем болеть. К примеру, из 20 аминокислот, составляющих белки, 8 являются незаменимыми для взрослого человека, а для ребёнка — 10. Законы природы очень жёсткие. Любое их нарушение в ту или другую сторону чревато потерей здоровья. Необходимых человеку витаминов 12. Если нет хотя бы одного, последствия также могут быть пагубными.

— Хватает тех, которые мы потребляем вместе с пищей, или обязательно использовать химически синтезированные?

— Если вы не употребляете ежедневно 300–400 граммов свежих овощей и фруктов, то однажды утром можете обнаружить кровь на своей зубной щётке. Или — синяки после даже лёгких объятий. Всё это — одно из клинических проявлений недостатка витамина С.

Так называемые «заеды» в уголках губ свидетельствуют о нехватке витамина группы В. И так по всем остальным витаминам. А скрытые формы гиповитаминоза, которые мы сможем обнаружить практически у половины нашего населения, если эти люди не принимают витаминных препаратов, снижают наш адаптационный потенциал. То же — по микроэлементам.

В настоящее время мы изучаем важность биологически активных «минорных» компонентов: флавоноидов, индолов. Они содержатся в растительных плодах, овощах, ягодах, которые мы зачастую недополучаем. А ведь именно эти вещества являются экзогенными регуляторами нашего метаболизма, воздействуя на экспрессию генов, синтезирующих ферменты защиты, антиоксиданты. При нехватке «минорных» компонентов человек становится очень восприимчивым к тем же аденовирусным инфекциям.

— Именно потому сегодня на повестке дня стоит вопрос персонализации питания?

— Очень многое зависит от индивидуальных особенностей организма, его генетики, гормонального фона. Основы метаболизма заложены природой для каждого человека свои. Один расходует в день 900 килокалорий, другой — 1200. Питание является важным этиологическим либо патогенетическим фактором развития целого ряда алиментарно-зависимых заболеваний. Это, в первую очередь, вся сердечнососудистая патология, ожирение, ряд нарушений опорно-двигательного аппарата, даже онкология.

С другой стороны, с помощью правильно подобранного рациона — как рычага — можно провести профилактику и улучшить лечение той или иной болезни.

Сегодня мы интенсивно изучаем роль микробиома (совокупности кишечной микрофлоры организма). Он в значительной степени влияет на наше с вами здоровье, усвояемость пищи, иммунитет. Мы возродили направление энтерального и парентерального питания, предусматривающее создание специализированных обогащённых продуктов лечебного и профилактического назначения.

— Известно, что вам приходилось заниматься проблемами ГМО и даже БАДами.

— На опыте изучения продукции микробиологического синтеза мы создали систему новых методологических подходов оценки безопасности генетически модифицированных организмов. Мы организовали мощный заслон, не допуская на наш рынок непроверенные ГМО. Ответственно заявляю: всё, что имеется на прилавках, прошло длительную и весьма сложную систему проверки (исследования проводятся на трёх поколениях, определяются новые биомаркеры), поэтому безопасно для нас и наших потомков.

Созданию биологически активных добавок к пище мы обязаны ещё одному мощному и перспективному направлению деятельности НИИ питания, которое в своё время успел заложить ещё А.А. Покровский: роли пищи как источника фармакологически и биологически активных веществ. Система эффективности, нормативные показатели — всё это разработано нами. Даже само название «БАД» родилось в стенах этого института.

К сожалению, в настоящее время в индустрии БАД появилось много ложного, наносного. Мы даже название хотели менять — не разрешили...

— Какова ваша личная диета?

— Признаться, я не фанатик диет. Когда во время лекций мне задавали такой вопрос, я отвечал: сторонник любой, так как не более 0,1–0,2% из тех, кому рекомендована та или иная диета, соблюдает её точно и достаточно продолжительно для того, чтобы она могла нанести вред. А то, что у человека хотя бы какое-то время будет мотивация контролировать своё питание, регулярно становиться на весы, уже можно считать положительным фактором.

У меня же есть определённые правила, согласующиеся с существующими в данной области законами. Питание должно быть разнообразным. Его объём должен равняться энергозатратам. Нужен белок в размере 100 граммов в день. Наконец, главное — надо уметь вовремя остановиться, чтобы не переедать, а также иметь силу воли отказаться от того, что ты любишь. К примеру, хлеб исключить из рациона я не могу, а вот сахар уже давно не добавляю. Ещё надо быть очень осторожным с колбасными изделиями: все они содержат минимум 20–30 % жира. Никогда не забываю про овощи и фрукты. А так — ничего особенного.

— Помимо безопасности самой продукции существует ещё система потребления — компонент, за который отвечает сам человек. как довести ваши разработки до каждого?

— Слова академика АМН СССР А.А. Покровского о необходимости «науку о питании сделать доступной и понятной для всех» не потеряли актуальности и сегодня, когда свыше половины населения России имеют избыточную массу тела. Не случайно президент страны В.В. Путин считает крайне важным повышение культуры питания, Правительством РФ издаются постановления по улучшению качества пищевой продукции, поскольку она представляет собой мощный регулятор здоровья населения нашей страны.

Огромная часть нашей ответственности — внедрение образовательных программ. Чем выше уровень образования, тем больше люди задумываются о здоровом питании. На базе Института работают кафедры различных вузов. Имея лицензию на собственную образовательную деятельность, мы активно внедряем в жизнь специальные семинары и курсы лекций. К сожалению, во всех СМИ и соцсетях хватает выступлений харизматичных, но абсолютно безграмотных людей, «советы» которых несут большой вред вашему здоровью. Поэтому трансляция знаний в области нутрициологии является очень важным звеном.

В этой связи мы придаём большое значение и нашей издательской деятельности. Недавно выпустили атлас «Качество жизни. Здоровье и питание».

НИИ ПИТАНИЯ СЕГОДНЯ

К нашему разговору присоединяется директор ФГБУН «ФИЦ питания и биотехнологии» член-корреспондент РАН, доктор медицинских наук, профессор Дмитрий Борисович Никитюк.

— Дмитрий Борисович, что представляет собой Центр питания и биотехнологии в наши дни?

— Помимо непосредственно Института питания, учреждение имеет несколько филиалов. Один из них — научно-исследовательский центр биотехнологического профиля. Есть институт детского питания; институт космического питания, создающий продукты для людей, работающих в экстремальных условиях. Кроме того, в состав нашего Центра вошёл экспериментальный завод. Таким образом, сложился полностью замкнутый производственный цикл. Сначала определяется потребность в том или ином пищевом продукте, возможность его выпуска, прописываются достаточно жёсткие медико-биологические требования. Затем вырабатывается экспериментальная партия с последующим масштабированием в промышленность.

Сегодня Институт питания является ответственным за разработку спектра вопросов, касающихся нутрициологии и диетологии. В год выполняется 15–18 тем фундаментальных исследований.

Центр имеет парк современного оборудования, отличную библиотеку, прекрасные конференц-залы.

Мы постоянно совершенствуем методы оценки пищевой ценности: белки, жиры, углеводы, их количество и качество в данном продукте. Есть лаборатория химии пищевых продуктов, инструментальных методов анализа. Используются самые современные технологии.

Кроме того, в наши обязанности входит разработка норм физиологических потребностей в пищевых веществах и энергиях. Такие нормы подлежат периодическому пересмотру в связи с демографическими процессами, миграцией населения, появлением новых профессий и другими факторами. Это — важнейший документ, поскольку на его основе разрабатывается так называемая «потребительская корзина», от него зависят многие экономические показатели, а главное — обеспечивается здоровье нашего населения.

Большое количество практически ориентированных, прикладных тем (около 60) ежегодно проходит через Институт в рамках госзадания. Поддерживаются также широкие международные контакты, в том числе и на постсоветском пространстве.

Помимо фундаментальной лаборатории энзимологии питания, руководимой академиком В.А. Тутельяном, у нас работает лаборатория возрастной нутрициологии, которая проводит соответствующие исследования в области детского питания; имеется также лаборатория спортивной антропологии и нутрициологии, разрабатывающая новые пищевые продукты. Занимаются наши сотрудники и изучением новых нетрадиционных источников пищи.

Федеральный исследовательский центр питания и биотехнологии располагает также Клиникой лечебного питания на 240 мест, из которых 40 — детские.

В одном из отделений — энтерального и парентерального питания — организован приём постковидных пациентов, нуждающихся в реабилитационных мероприятиях. Ведь после пневмонии человек очень долго восстанавливается: ему требуется специальная дыхательная гимнастика, массаж, контроль реаниматолога. Мы создали у себя все эти условия.

— Расскажите о специальных методических рекомендациях, связанных с пандемией.

— В марте — апреле 2020 года сотрудниками ФГБУН «Федеральный исследовательский центр питания и биотехнологии» был не только разработан, но и разослан всем нашим партнёрам (а их несколько тысяч) «Специализированный рацион питания для детей и взрослых, находящихся в режиме самоизоляции или карантина в домашних условиях». Также разработан рацион для переболевших коронавирусной инфекцией в восстановительный период. Разработаны и утверждены в установленном порядке и другие методические документы по вопросам профилактики, лечения, реабилитации ковидных больных.

Примерно раз в два года проводим международные конгрессы, в которых принимает участие по 1,5–2 тысячи человек. На базе Центра функционируют три кафедры, проходят обучение ординаторы, имеется аспирантура.

Сотрудниками издаётся в год несколько десятков монографий, большое количество научных статей, в том числе в ведущих мировых журналах.

В Центре здорового и спортивного питания любой желающий в рамках ОМС или других программ страхования может пройти обследование системы своего питания и физического статуса. А заканчивается всё разработкой рациона с учётом индивидуальных особенностей пациента, его антропометрических особенностей, метаболизма, пищевых предпочтений и т.д.

У нас были прекрасные учителя и предшественники. И сегодня среди сотрудников Центра — 5 членов Российской академии наук, много докторов наук. Но основная наша надежда — на тех, кто продолжит дело российской нутрициологии. У нас создан и действует совет молодых учёных, смена растёт хорошая. Поэтому мы уверенно смотрим в будущее. Нам есть что предложить российским гражданам.