НПЦ «Фармзащита»: отвечая новым вызовам №3(105), 2020 год
ФГУП Научно-производственный центр «Фармзащита» ФМБА России сегодня занимается не только разработкой и внедрением уникальных медикаментозных средств, защищающих человека от воздействия экстремальных факторов внешней среды, но также исследованиями в области космической медицины, спорта высоких достижений, а кроме того, вносит реальный вклад в дальнейшее развитие практического здравоохранения. О решении этих задач, а также о работе с новыми вызовами, стоящими в настоящий момент перед российским здравоохранением, нам рассказал руководитель Центра Константин Филин.
— Константин Николаевич, как, по-вашему, должна складываться работа ФГУП НПЦ «Фармзащита», направленная на оптимизацию системы медикаментозной защиты населения от воздействия экстремальных факторов?
— Процесс оптимизации системы медикаментозной защиты населения от воздействия экстремальных факторов мы рассматриваем в двух плоскостях.
Первое и самое главное — это, конечно, модернизация ресурсного обеспечения. Помимо научно-технологических изысканий, направленных на разработку инновационных антидотов и противолучевых средств, сегодня оптимизация системы медикаментозной защиты во многом определяется созданием новых форм уже существующих лекарственных препаратов и совершенствованием способов их введения в организм с целью повышения биодоступности, пролонгации фармакологической активности и снижения побочных эффектов. Это обусловлено как достигнутым возможно предельным уровнем эффективности существующих средств медицинской защиты, так и современными научно-технологическими возможностями.
Определённые перспективы мы связываем с работами по обоснованию и расширению показаний для использования препаратов общеклинической практики в качестве средств медицинской защиты от химических и радиационных воздействий, а также по созданию комбинированных препаратов, позволяющих выключать сразу несколько ключевых звеньев того или иного патологического процесса.
Как это реализуется на практике? НПЦ «Фармзащита» только что завершена процедура регистрации антидота фосфорорганических веществ «Карбоксим» в форме преднаполненного шприца. Практически завершена разработка нового комбинированного противолучевого лекарственного препарата.
Учитывая то обстоятельство, что в настоящее время из программы обучения студентов медицинских вузов нашей страны практически исключены вопросы токсикологии, радиобиологии и медицинской защиты, в качестве важного направления оптимизации системы медикаментозной защиты мы рассматриваем трансляцию результатов научных изысканий не только в научную среду, но и в практическое здравоохранение. С этой целью мы стараемся доводить до коллег-клиницистов, а также организаторов здравоохранения информацию о состоянии и перспективах развития медицинских средств защиты путём докладов и научных публикаций, принимая участие в научно-практических конференциях, симпозиумах, выставках медико-фармацевтической продукции.
Только за последние три года Центром изданы два руководства по использованию антидотов и противолучевых средств, пять монографий, посвящённых токсикологии, клинике, диагностике и лечению острых отравлений цианидами, фосфорорганическими соединениями, токсичными продуктами горения, аварийно опасными химическими веществами, а также вопросам состояния и перспективам развития медикаментозных средств противолучевой защиты.
— Каковы новые направления научной работы сотрудников предприятия? Можете ли вы конкретизировать некоторые из этих положений?
— Общеизвестно, какой ущерб здоровью населения причиняют природные и техногенные пожары. По данным МЧС России, ежегодно на территории Российской Федерации происходит более 13 тысяч пожаров, при этом погибает 7–8 тысяч человек. Наибольшее количество этих смертей связано с вдыханием дыма и токсичных продуктов горения. В настоящее время не существует антидотов, которые можно использовать для защиты населения и спасателей при пожарах. Поэтому «Фармзащита» осуществляет решение этой проблемы. Экспериментально-теоретически нами была показана принципиальная возможность создания лечебно-профилактического антидота против угарного газа и цианидов на основе металлосодержащих соединений с псевдопептидными лигандами. И сейчас мы трудимся над технологическим аспектом создания приемлемой лекарственной формы антидота.
Также нами отработаны методы синтеза противолучевых средств длительной стимуляции радиорезистентности организма на основе андростендиола, планируется дальнейшая деятельность в этом направлении по созданию лекарственной формы препарата.
Кроме того, наш коллектив трудится над созданием биологических добавок к пище (БАДов), а в перспективе — и лекарственных препаратов, предназначенных для предотвращения преждевременного старения организма работающих в условиях вредных и опасных факторов производства. Это новое направление наших исследований, и здесь мы ожидаем определённого прорыва.
— Один из активно развивающихся трендов в фармацевтической промышленности — разработка пролонгированных форм лекарственных препаратов. Какова деятельность «Фармзащиты» в этой области?
— С учётом специфики деятельности предприятия мы сосредоточены на вопросе разработки пролонгированных лекарственных форм антидотов и радиозащитных средств с направленным транспортом и регулируемым высвобождением действующего начала. Научные заделы по этой проблеме широко представлены в соответствующей литературе. Определённые перспективы мы связываем с разработкой лекарственных форм препаратов, позволяющих модифицировать фармакологическую активность препаратов за счёт использования тех или иных носителей, способствующих улучшению транспортировки субстанций через гистогематические барьеры.
Мы также прорабатываем технологические аспекты возможности создания лекарственных форм противолучевых средств, которые обеспечивали бы адресную доставку активных молекул непосредственно в митохондрии клеток. Это, в частности, так называемые таргетные (мишенные) формы антиоксидантов. Здесь ещё предстоит много работы, и эта достаточно специфическая тема заслуживает отдельного разговора.
— В связи с новыми вызовами, стоящими перед отечественной медициной, как изменились для НПЦ «Фармзащита» задачи по синтезу и организации производства лекарственных препаратов общеклинического назначения?
— Разработка инновационных лекарственных препаратов общеклинического назначения — процесс достаточно затратный и длительный и не являющийся нашей прерогативой, так как основные научно-технологические усилия Центра нацелены на разработку противолучевых средств и антидотов. Но, как правильно вы отметили, новые вызовы ставят перед нами и новые задачи. Мы активно участвовали в выполнении Федеральной целевой программы «Развитие фармацевтической и медицинской промышленности Российской Федерации на период до 2020 года и дальнейшую перспективу», освоив технологию производства более десятка жизненно необходимых лекарственных препаратов-дженериков. В настоящее время мы продолжаем деятельность в этом направлении, работая над созданием дженериков из группы анксиолитиков, нейролептиков, селективных блокаторов кальциевых каналов, гипогликемических средств и других.
Несколько лет назад Центром разработана технология и освоено производство противомалярийного препарата «Мефлохин». В условиях пандемии нами экспериментально-теоретически и клинически показана возможность использования данного препарата в качестве средства лечения коронавирусной инфекции. Работа в этом направлении будет продолжена.
Также проведены исследования, направленные на преодоление сложности введения инъекционных лекарственных препаратов, связанной со спецификой их использования в условиях невесомости во время космического полёта.
Кроме того, НПЦ «Фармзащита» разработана технология производства ряда препаратов неотложной помощи (атропин, кеторолак, лидокаин, фуросемид, этамзилат) в форме преднаполненных шприцев; проведены процедура их государственной регистрации и предварительные испытания по оценке устойчивости к воздействию факторов космического полёта. В настоящее время эти препараты доставлены на российский сегмент МКС и заняли своё место в бортовой медицинской укладке, что, безусловно, будет способствовать дальнейшему совершенствованию ресурсного медицинского обеспечения безопасности длительных космических полётов.