Михаил Мурашко: «Интересы пациента — превыше всего. Нельзя допускать превалирования экономических преференций над ценностью человеческой жизни и здоровья» №3(105), 2020 год
Состоялась десятая встреча министров здравоохранения стран БРИКС «Эпоха COVID-19: глобальная солидарность стран БРИКС для охраны здоровья» под председательством Российской Федерации. Жизнь внесла свои коррективы: пандемия ограничила коммуникации между странами, поэтому участники встретились в формате видеоконференции. Председатель мероприятия, министр здравоохранения Российской Федерации Михаил Мурашко обратился к участникам с докладом, в котором проанализировал ситуацию.
— Пандемия новой коронавирусной инфекции показала, что общество чрезвычайно уязвимо перед инфекционными болезнями. И сейчас, в эпоху глобальных взаимосвязей, вирус стремительно распространяется между континентами. Впервые в истории здравоохранения страны БРИКС столкнулись со столь масштабной и очень непростой ситуацией. Хотя подобные сценарии неоднократно обсуждались, в том числе с прогнозированием объёмов медицинской помощи и доступности медицинской продукции. При этом пандемия COVID-19 явилась беспрецедентной угрозой, которая испытывает на прочность наши национальные системы здравоохранения и в целом устойчивость экономик стран.
В полной мере стала понятна роль медицины как макроэкономического понятия. Проблема COVID-19 обсуждается сегодня на высочайшем уровне. Так, в ходе работы 74-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН выпущен ряд важнейших резолюций, включающих в себя всеобъемлющие скоординированные меры реагирования на пандемию коронавирусного заболевания. В этой связи важным аспектом повышения готовности стран и реагирования на новую коронавирусную инфекцию становится консолидация усилий специалистов всего мирового сообщества и обмен лучшими национальными практиками для купирования распространения заболевания. Эпидемия новой коронавирусной инфекции стала общей проблемой для стран БРИКС. С момента её возникновения наши страны находятся в тесном контакте, обмениваясь информацией, координируя совместные действия, оказывая помощь. Мы все знаем, что БРИКС является оптимальной площадкой для совместного поиска эффективных путей решения глобальных и региональных проблем.
Сегодня мы собрались, чтобы обсудить основные достижения наших стран в связи со вспышкой эпидемии новой коронавирусной инфекции и сформулировать ожидания будущих действий в указанном направлении. Надеемся, что обсуждение сегодня будет глобальным, принципиальным и заложит основу решений предстоящего саммита БРИКС в Санкт-Петербурге.
Михаил Альбертович Мурашко ознакомил присутствующих с усилиями, предпринятыми Российской Федерацией по ликвидации распространения новой коронавирусной инфекции.
— Будучи первой фармакологически неконтролируемой пандемией в цифровую эпоху, COVID-19 кардинально перестроил подходы к системе оказания медицинской помощи. В полной мере стала понятна роль здравоохранения как макроэкономического понятия. Поэтому только чётко выстроенная система мероприятий позволяет не допустить взрывного развития эпидемии в России. В весенний период определённая часть мероприятий позволила нам сдержать распространение и подготовить систему здравоохранения.
Важнейшая роль в условиях пандемии отводится инфекционной службе и службе санитарно-эпидемиологического контроля. В Российской Федерации сохранилась система контроля, выстроенная по вертикали, включающая в себя федеральный, региональный и районный уровни инфекционной службы. Именно эта система на начальном этапе пандемии позволила как можно дольше удерживать ситуацию под контролем.
Функционированию также способствует и система обязательного медицинского страхования: все граждане Российской Федерации имеют медицинскую страховку, и это обеспечивает страховое покрытие финансовых расходов.
Однако в случае с COVID-19 мы столкнулись с патогеном, который распространяется достаточно быстро и вызывает ряд осложнений, тем самым увеличивая нагрузку как в объёмах, так и финансовую. Система здравоохранения в существующем на тот момент формате в полной мере на вызов пандемии ответить, конечно же, не могла. Поэтому перестройка системы была основной задачей весеннего периода. До начала пандемии COVID-19 имелось 52 тыс. взрослых и детских инфекционных коек; на сегодняшний день для лечения пациентов развёрнуто порядка 250 тыс. коек, то есть коечный фонд инфекционной службы был увеличен почти в пять раз.
В короткие сроки Министерством здравоохранения РФ было подготовлено два документа: приказ, регламентирующий работу медицинских организаций, и методические рекомендации по профилактике, диагностике и лечению. Сегодня действует девятая версия методических рекомендаций. Фактически было сформировано всего два документа, и это упрощает работу всей системы.
Настоящим «чёрным лебедем» стала цифровая пандемия, которая захватила информационное пространство фейками, вбросами, паническими заявлениями. Для борьбы с недостоверной информацией Правительством Российской Федерации был разработан единый специализированный информационный сайт стопкоронавирус.рф, призванный доносить до населения достоверную информацию.
В свою очередь Минздравом России была создана специальная информационная система — федеральный регистр пациентов с COVID-19, — в которую вводятся данные обо всех заболевших пациентах и протоколы лечения. На сегодняшний день именно эта система позволяет консолидировать в себе данные. Также данный регистр стал источником данных реального мира для принятия управленческих решений. Сегодня в него вносятся данные и по вакцинации пациентов.
Небывалое развитие получили телемедицинские консультации, которые проводятся ведущими федеральными медицинскими центрами Минздрава России в круглосуточном режиме. Это и реанимационные консультативные центры, и телемедицинские центры при поликлинических подразделениях для амбулаторных пациентов.
В целях оперативной подготовки медицинских кадров были разработаны дистанционные образовательные модули, и практически все медицинские работники, которые работают с этой категорией пациентов, дистанционно прошли обучение.
Во всех странах мира, включая страны БРИКС, наиболее сложной как с экономической, так и с социальной точки зрения оказалась работа по организации и обеспечению медицинской продукцией. Резервы, разумеется, имелись, но они не способны были одномоментно покрыть всё возрастающие расходы. Поэтому произошли изменения регуляторной системы и ориентированность промышленности на текущие потребности. Результатом организации медицинской промышленности стало введение в обращение более 100 отечественных систем на определение самого РНК-содержащего вируса и антител к коронавирусной инфекции. Не менее 180 тест-систем разных производителей сегодня используется в целом в стране для диагностики коронавирусной инфекции. В Российской Федерации в настоящее время проводится более 400 тыс. исследований, что соответствует странам-лидерам по тестированию.
Первый в мире противовирусный препарат с показаниями для лечения коронавирусной инфекции был зарегистрирован в Российской Федерации и выпускается сегодня нашими производителями.
Первая в мире зарегистрированная вакцина Sputnik-V вышла в гражданский оборот и начала распространяться сегодня по регионам. Промышленные масштабы наращиваются: сегодня производители уже отработали технологические регламенты и запускают массовое производство.
В течение октября зарегистрирована вторая вакцина на основе пептидных антигенов. В настоящее время параллельно идут исследования и ряда других перспективных вакцин. В том числе мы участвуем в мультицентровых исследованиях.
В настоящее время для оценки эффективности вакцины и безопасности используются цифровые ресурсы, и впервые в мире мы разработали глобальный формат взаимодействия информационной системы и мобильного приложения по контролю качества и переносимости лекарственного препарата, что позволяет нам иметь реальный мир данных по данной вакцине.
Пандемия проявила наличие целого ряда проблем у национальных систем здравоохранения. В частности, недостаточную мобилизационную готовность перед лицом масштабных биологических угроз. Прогноз ситуации по распространению инфекционных болезней и, в более широком смысле, биологических угроз показывает, что с высокой долей вероятности мы можем сталкиваться и с другими инфекционными патогенами, в том числе и с уже ранее известными, у которых формируется резистентность к антимикробным препаратам и снижение эффективности лечения. Именно поэтому мы сегодня с вами впервые в истории БРИКС обсуждаем инициативу создания комплексной системы раннего предупреждения рисков возникновения массовых инфекционных заболеваний. Данная комплексная система должна являться рабочим механизмом БРИКС и работать для каждого человека, ставя интересы пациента превыше всего, не допуская превалирования экономических преференций над ценностью человеческой жизни и здоровья.
В конце своего доклада Михаил
Мурашко заметил, что «этот год был непростым, но очень плодотворным… в эпоху пандемии COVID-19 нам с вами удалось уделить достаточное внимание другим инициативам БРИКС, по которым ранее осуществлялось сотрудничество».