Дмитрий Морозов: «В противостоянии распространению инфекции в первую очередь важны грамотные управленческие и законодательные решения» №3(105), 2020 год
В рамках реализации плановых мероприятий Минздрава России при поддержке Фонда международного медицинского кластера и Федерального научно-практического центра подготовки и непрерывного профессионального развития управленческих кадров здравоохранения прошло V Всероссийское совещание кафедр организации здравоохранения и общественного здоровья. На пленарном заседании «Опыт организации медицинской помощи в условиях пандемии. Пандемия как точка роста для здравоохранения» выступил председатель Комитета Государственной думы по охране здоровья Дмитрий Морозов. В своём докладе «Система здравоохранения в период пандемии: опыт законодательной работы» парламентарий осветил нормативную, правовую и законодательную деятельность Комитета Государственной думы по охране здоровья в текущем году.
Председатель Комитета Государственной думы по охране здоровья Дмитрий Анатольевич Морозов в формате дайджеста перечислил основные результаты работы российских парламентариев в течение первой половины 2020 года. Так, первого апреля 2020 года в целях экстренного реагирования на вызовы, связанные с распространением коронавирусной инфекции, Государственной думой был принят Федеральный закон № 98-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ по вопросам предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций», направленный на реализацию мер, предложенных президентом Российской Федерации, куда вошли следующие базовые позиции:
• Дополнение определения чрезвычайной ситуации, обстановки на определённой территории, сложившейся в результате «распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих».
• Право Правительства Российской Федерации вводить режимы повышенной готовности и чрезвычайной ситуации и устанавливать обязательные для исполнения правила поведения в условиях этих режимов.
• Право органов государственной власти субъектов Российской Федерации устанавливать дополнительные правила поведения, обязательные для исполнения.
• Дополнительные полномочия Правительства РФ «по регулированию обращения лекарственных средств и медицинских изделий, особенностей оказания медицинской помощи».
Докладчик обратил внимание на то, что депутатам Государственной думы пришлось последовательно отстаивать экстренные меры по изменению законодательства. Так, новое развитие в условиях пандемии получили телемедицинские технологии: «Напомню, что в нашем законе о телемедицине мы прописали необходимость очной консультации — осмотр у врача первый раз.
И после этого этот лечащий врач может проводить телемедицинский мониторинг или лечение этого пациента».
В условиях пандемии становилось ясно, что это требует изменений, и нужно дать полномочия Правительству и Минздраву устанавливать особенности применения телемедицинских технологий: можно было провести мониторинг и даже первичную диагностику тяжести состояния пациента удалённо, и только после этого принимать решение: врач к нему должен прийти или скорая помощь — сразу приехать его госпитализировать». Это было учтено в Федеральном законе от 8 июня 2020 года № 166-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях принятия неотложных мер, направленных на обеспечение устойчивого развития экономики и предотвращение последствий распространения новой коронавирусной инфекции».
Были введены законы по эпидемиологической безопасности о внесении изменений в Кодекс административных правонарушений и даже в Уголовный кодекс за нарушение режима ЧС, правил поведения, санитарно-эпидемиологических правил.
Депутаты взяли под свой контроль обеспечение лекарственными средствами и средствами индивидуальной защиты: «В январе 2020 года мы провели мониторинг завышения цен на противовирусные лекарства и средства индивидуальной защиты. В результате был выявлен рост цен в большинстве субъектов Российской Федерации (81 %), отмечен рост оптовых цен на медицинские маски. Выявлена проблема с доступностью средств индивидуальной защиты для граждан из-за поставок большого количества масок за пределы России».
В связи с этими нарушениями были установлены допустимые розничные цены и оптовые надбавки, а также проведён ряд законодательных решений: Постановлением Правительства РФ от 2 марта 2020 года № 223 введён временный запрет на вывоз из России ряда средств для обеспечения защиты населения от распространения заболеваний; Федеральным законом от 26 марта 2020 года № 67-ФЗ установлены предельно допустимые розничные цены на лекарства и медицинские изделия в условиях ЧС и при возникновении угрозы распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, а также в случае необоснованного роста цен на эти товары; Федеральным законом от 3 апреля 2020 года № 105-ФЗ установлена возможность розничной торговли лекарствами до 31 декабря 2020 года, в том числе рецептурными, дистанционным способом при наличии лицензии и разрешения Росздравнадзора; Федеральными законами от 1 апреля 2020 года № 95-ФЗ, 89-ФЗ и 99-ФЗ предусмотрена ответственность за оборот фальсифицированных, контрафактных, недоброкачественных и незарегистрированных лекарств и медицинских изделий в сети Интернет, а также за установление предельных размеров оптовых или розничных надбавок к фактическим отпускным ценам, установленным производителем лекарств».
Глава Комитета Госдумы по охране здоровья заострил внимание присутствующих на том, что в максимально короткие сроки были развёрнуты дополнительные койки для лечения пациентов с COVID-19. В масштабах страны было перепрофилировано около 143 тысяч коек, из них около 24 тысяч коек было предусмотрено для реанимации. На оказание финансовой помощи субъектам Российской Федерации и федеральным клиникам в части перепрофилирования коечного фонда из федерального бюджета было выделено более 78 миллиардов рублей. Из федерального бюджета выделено около 13 миллиардов рублей на строительство многофункциональных медицинских центров в Москве, Нижнем Новгороде, Омске, Волгограде, Воронеже и Дагестане, полевого госпиталя под Мурманском.
С начала 2020 года шла активная подготовка медицинских работников для работы с пациентами с новой коронавирусной инфекцией (всего подготовлено около 1,4 миллиона человек).
По словам Дмитрия Морозова, ряд законодательных актов направлен на поддержку медицинских работников и укрепление статуса врача. Так, согласно постановлениям Правительства РФ № 415 и 484, проводится постоянный мониторинг осуществления выплат стимулирующего характера. Принят Федеральный закон от 27 апреля 2020 года № 121-ФЗ об освобождении от уплаты НДФЛ стимулирующих выплат, осуществляемых за счёт средств федерального бюджета.
23 сентября 2020 года в первом чтении принят законопроект № 973252–7, внесённый Правительством Российской Федерации, в части требований к отраслевой оплате труда работников государственных и муниципальных учреждений. «Сейчас наша позиция — это 70 % от базового оклада, — заявил Дмитрий Морозов. — Главное, что мы вернёмся к понятной федеральной оплате труда, в которой будет видно и базовый оклад, и компенсации, и стимулирующие выплаты, и уровень компетентности специалистов».
В первом полугодии Комитетом по охране здоровья была проведена работа над всеми «медицинскими» поправками в Конституцию РФ, а сегодня идёт законодательный процесс, благодаря которому принятые поправки будут реализованы. Это касается и вакцинопрофилактики, расширения национального календаря прививок, охраны здоровья детей в условиях пандемии.
Особое внимание Дмитрий Анатольевич Морозов обратил на план законодательной работы по развитию здравоохранения в постэпидемический период «Здравоохранение 2020+». «В рамках этой программы предполагается внесение изменений в законодательство в сфере здравоохранения с учётом новых положений Конституции РФ, завершение работы над законопроектом «О биологической безопасности РФ», совершенствование нормативного регулирования вакцинации, увеличение доли эффективных расходов на здравоохранение при формировании федерального бюджета на 2021–2023 годы в соответствии с поручением президента Российской Федерации, корректировка показателей Государственной программы «Развитие здравоохранения и национального проекта «Здравоохранение», приоритетное рассмотрение законопроекта об отраслевой системе оплаты труда медицинских работников, создание правовых условий для использования ресурсов частной системы здравоохранения, создание условий для развития телемедицины, искусственного интеллекта. Предстоит также законодательно укрепить статус врача, его современные права и обязанности, заработную плату», — отметил докладчик.