×

Должности, опубликованные на сайте, указаны на момент публикации

Все прорывные решения в первичной медико-санитарной помощи уже приняты, остаётся их реализовать №2(104), 2020 год

— Мой проект — это Городской консультативно-диагностический центр № 1, главным врачом которого меня назначили год назад. Главное, что с тех пор произошло: в августе 2019 года организовали первый в Санкт-Петербурге Центр амбулаторной онкологической помощи 

(ЦАОП). Это было новое дело для мегаполиса, сопряжённое с множеством организационных проблем. До развёртывания сети таких центров была линейная система маршрутизации онкологических пациентов: врач первичного звена — районный онколог — врач лечебно-профилактического учреждения второго уровня — специализированная больница. В случае недостаточной компетенции врача первичного звена, неукомплектованности районной онкологической службы или отсутствия необходимого оборудования постановка диагноза затягивалась, что откладывало начало лечения, а это фатально для онкобольных.

Наш центр был дооснащён всем необходимым оборудованием, получил штат врачей-онкологов, был создан также единый цифровой контур для обмена информацией между центром, районными и специализированными лечебными учреждениями. Всё вышеперечисленное позволило сократить срок ожидания помощи онкологическим пациентам до 1–3 дней, время комплексного обследования — до 3–5 дней, и многие пациенты, находящиеся на химиотерапевтическом лечении, стали получать помощь в шаговой доступности. Начал работать и дневной химиотерапевтический стационар.

Другим значимым проектом представляется организация вирусологической лаборатории для диагностики коронавирусной инфекции. В течение нескольких дней удалось адаптировать существовавшую ПЦР-лабораторию для работы с опасной инфекцией, организовать круглосуточную работу персонала, наладить информационный обмен на межведомственном уровне. В результате мы получили лабораторию мощностью 400 тестов в сутки, обслуживающую район города с населением в полмиллиона человек.

Самым горящим направлением здравоохранения считаю первичную медико-санитарную помощь. После десяти с лишним лет работы в амбулаторной онкологии не теоретически, а через ежедневный труд пришло понимание: то, что делается в амбулаториях и поликлиниках, — это основное, что происходит в медицине. Работа стационаров идёт из-под работы амбулатории. Ничего революционного здесь делать не надо. Полезнее довести до нужного уровня те проекты и форматы, которые уже существуют. Это и создание единого цифрового контура, и развитие целевого постдипломного обучения, а также усиление материальной поддержки врачей первичного звена. Все прорывные решения уже приняты. Сейчас надо их реализовать, исполнить. И вот тут полномерно встают вопросы контроля и координации, причём контроля не бюрократического, а делового.

Да, российской медицине действительно не хватает профессиональных управленцев. Сложность состоит в том, что медициной невозможно управлять немедику. Практика показывает, что без серьёзных знаний менеджмента, экономики, юриспруденции клиницист, пусть и опытный, эффективно управлять крупной поликлиникой или специализированным центром не может. 

Выход один: врачу, ставшему руководителем, надо учиться и учиться, получать вторую специальность — управленческую, с акцентом на экономику, право.

Поэтому будущее — за формированием обязательной многоступенчатой и продолжительной системы обучения клиницистов-руководителей науке управления, которая не заканчивается переподготовкой в объёме 504 часов.

ОРИГИНАЛЬНЫЙ ЭКЗЕМПЛЯР ИЗДАНИЯ
Печатный доставка / самовывоз
Цифровой интерактивная версия
Мобильный Apple / Android
С дополненной реальностью бесплатное приложение ScanAR