Должности, опубликованные на сайте, указаны на момент публикации

Врачебные кадры необходимо готовить к эффективной работе в новых условиях №2(104), 2020 год

— Важнейшим направлением развития системы здравоохранения в настоящий момент представляется усиление роли амбулаторно-поликлинического звена, а именно: стационарзамещающие формы медицинской помощи, расширение функций амбулатории и многое другое. Основное препятствие на этом пути — неготовность большей части сегодняшних врачебных кадров к эффективной работе в новых условиях. Я говорю прежде всего о проблеме профессионального выгорания.

— Что заставило вас взглянуть на эту проблему?

— Личный опыт, ведь когда-то я сам работал в поликлинике. Масштабы этого явления очень велики. Оно затрагивает, насколько можно судить, 80 % работников первичного звена. Возникает колоссальный скрытый дефицит кадров, когда формально человек занимает должность и выполняет свои функции, но, как говорится, телом он здесь, а душой далеко. Сюда же можно отнести «временщиков», которые рассматривают работу в поликлинике как временную, поскольку, несмотря на разный психологический фон и причины, отношение к работе у них практически идентично с «выгоревшими». Причин данного явления множество: непрестижность амбулаторной работы, низкий уровень оплаты труда в сравнении со стационаром, отсутствие перспектив профессионального роста. Можно, конечно, отмахнуться от этой проблемы и решать её по принципу «не нравится — не работай», но проблема в том, что и молодые специалисты лет через 7–8 могут стать такими же. Поэтому без предметной борьбы с профессиональным выгоранием — и прежде всего фактическим, а не формальным вовлечением врачей первичного звена в систему непрерывного образования, — реализация масштабных задач по повышению качества медицинской помощи невозможна. Отсюда можно перебросить мостик к системе подготовки медицинских кадров.

— Что, по-вашему, требует пересмотра в этой системе?

— Сама её суть: лекция, конспект, семинар, выход к доске, контрольная, экзамен, двойка-пятёрка — всё это устарело и нуждается в изменениях. Однако прогрессивные, разумные и необходимые нововведения часто не дают желаемого эффекта, поскольку при практической реализации натыкаются на стену нежелания перемен, привычек и стереотипов преподавателей, недостатка квалификации в теории обучения, опять-таки профессионального выгорания. Дополнительной сложностью является также оторванность лиц, принимающих решения в области образования, от конечного исполнителя и целевой аудитории образовательных программ.

ОРИГИНАЛЬНЫЙ ЭКЗЕМПЛЯР ИЗДАНИЯ
Печатный доставка / самовывоз
Цифровой интерактивная версия
Мобильный Apple / Android
С дополненной реальностью бесплатное приложение ScanAR