Судебно-медицинской службе необходима консолидация №2(104), 2020 год
— Основной проблемой судебно-медицинской службы в Российской Федерации является её разрозненность и разобщённость. Каждый субъект обладает экспертными учреждениями, подчинёнными руководству региона. Это не даёт возможности подходить к процессу экспертных исследований по единым стандартам, что, в свою очередь, влечёт невоспроизводимость результата в другом учреждении, то есть лишает результат экспертного исследования (заключения) научного обоснования.
Безусловным и необходимым является консолидация службы путём её мягкой федерализации, что заложено в майских указах 2012 года президента Российской Федерации. Однако исполняется она в настоящий период несвоевременно и дискретно. Так, имеется проект развития системы бюро федеральных округов, которые должны были бы стать организационно независимыми от головного учреждения — Российского центра судебно-медицинской экспертизы, учреждённого Минздравом России. Данная модель бесперспективна, поскольку не учитывает реальных потребностей заказчиков экспертных услуг, в основном правоохранительных органов и судов. Организационное и методическое единство может быть достигнуто только через создание единой федеральной службы судебно-медицинской экспертизы по аналогии с другими федеральными службами и правоохранительными структурами.
Кроме того, следовало бы снять запрет Федерального закона № 73-ФЗ от 2001 года «О государственной судебно-экспертной деятельности в РФ» на возможность осуществления негосударственной экспертной деятельности штатными экспертами — сотрудниками государственных экспертных учреждений. В настоящее время в обществе имеется потребность в негосударственной экспертизе (она более оперативна и менее бюрократизирована), в то время как профессиональные кадры самой высокой квалификации сейчас работают, безусловно, в государственных учреждениях. В связи с этим потребность в негосударственных экспертизах удовлетворяют лица, зачастую лишь формально являющиеся специалистами в судебной медицине. Это добавляет хаоса и неразберихи в и без того неоднозначные подходы к оценке качества экспертных исследований заказчиками.
В вопросе подготовки профессиональных медицинских кадров оптимальной видится организация мультидисциплинарных центров компетенций по смежным специальностям на базе клинических учреждений здравоохранения, являющихся практическими базами учебных либо научных заведений. Это могло бы удовлетворить требования к образовательному процессу как с позиции передачи фундаментальных знаний, так и с точки зрения формирования практических навыков. Мультидисциплинарность здесь подразумевает одновременное овладение смежными компетенциями, например: абдоминальная/торакальная хирургия и УЗ-диагностика — для возможности выполнения FAST-протокола при тяжёлой травме; травматология/ортопедия и рентгенология с РКТ-диагностикой — для формирования комплексного суждения о патологии/травме скелета с одновременным анализом как клинических, так и данных визуализирующих методов исследования; гинекология и эндокринология — для возможности формирования комплексной, в том числе гормональной, заместительной терапии гинекологической патологии, и так далее.
Сейчас дополнительные к основной специальности аккредитации обыкновенно проводятся либо после изолированного специального курса обучения, либо, наоборот, узкоспециализированного курса, без учёта безусловно необходимого в прикладном практическом здравоохранении взаимного проникновения компетенций. В мультидисциплинарных центрах как раз можно обеспечить необходимую степень содружества не всегда явно сопутствующих друг другу навыков.
Печатный доставка / самовывоз
Цифровой интерактивная версия
Мобильный Apple / Android
С дополненной реальностью бесплатное приложение ScanAR