Должности, опубликованные на сайте, указаны на момент публикации

Офтальмологические центры готовы к внедрению в практику искусственного интеллекта №2(104), 2020 год

— Главный проект моей жизни — это создание сети специализированных многопрофильных офтальмологических клиник с реализацией концепции применения последних разработок мировой медицины и комплексных решений в хирургии, с бережливым подходом к управлению бизнесом и пациентоориентированностью, полностью амбулаторного типа. Опыт работы в различных медицинских организациях — федерального подчинения, ведомственных и частных, — а также тесное сотрудничество с зарубежными коллегами из Европы и США позволили мне сформировать образ идеальной офтальмологической клиники, который и воплотили в себе наши центры в Москве и Московской области. При обращении в них пациент может за одно посещение решить большинство имеющихся проблем. Совместно с лабораторией «Хеликс» в каждом отделении создано лабораторное подразделение, что исключает дополнительные хлопоты по сбору предоперационного комплекса анализов.

В деятельности клиник предусмотрена социальная составляющая. До 45 % пациентов относятся к льготным категориям, включая участников Великой Оте­чественной войны, пенсионеров, инвалидов по зрению, детей. Для людей, которым медицина пока не может помочь восстановить зрение, создан социальный проект по реабилитации (с привлечением Московского общества слепых и банков-партнёров): разработка голосового помощника на основе искусственного интеллекта (ИИ). Надеемся, первые работающие прототипы мы увидим уже в конце 2020 года.

— Что ждёт офтальмологическую отрасль в ближайшем будущем?

— Как и вся медицина, офтальмология движется к персонализации, микроинвазивности и использованию искусственного интеллекта. На последнем пункте хотелось бы остановиться подробнее.

Мы уже видим системы поддержки принятия врачебных решений в действии (в первую очередь это интерпретация изображений и подсказки при сборе анамнеза и назначении диагностических исследований). Цифровые решения разгружают специалистов при обработке больших массивов статистических данных. Многие коммерческие и государственные клиники, в том числе наши офтальмологические центры, технически готовы к внедрению ИИ в практику. Дальше всё зависит от законодателей. Мы видим реально работающие хорошие алгоритмы, внедрение которых затруднено только из-за бюрократических преград. Следовало бы упростить процедуру запуска решений на основе ИИ в реальную жизнь: законодательство в медицине очень инерционно. Надеюсь, все преграды будут преодолены в течение одного-двух лет.

— Что нужно делать для улучшения кадровой ситуации?

— Наиболее актуальным, на мой взгляд, является решение проблемы кадров в первичном звене. Предлагаю приравнять молодого врача, например, к контрактнику в армии. Врач получит гарантированное образование, но с обязательной отработкой сроком 3–5 лет в первичном звене, а государство гарантирует ему статус и материальный пакет, при этом врач соглашается на работу в любом удалённом регионе. Тема, конечно, рискованная, но нужны законодательное обоснование и пилотный вариант.

Уверена, что нужно расширять и совершенствовать площадки для дистанционного обучения, включать в учебный процесс симуляторы для более оперативного освоения хирургических и диагностических навыков. Для клиницистов возможно использование VR-технологий, когда изображение в процессе хирургии оцифровывается и может передаваться как учебный материал.

Для быстрой интеграции в профессию молодых врачей необходимо активно развивать наставничество, продумать для этого мотивационную составляющую, обновить и трансформировать учебно-производственные процессы.

ОРИГИНАЛЬНЫЙ ЭКЗЕМПЛЯР ИЗДАНИЯ
Печатный доставка / самовывоз
Цифровой интерактивная версия
Мобильный Apple / Android
С дополненной реальностью бесплатное приложение ScanAR