Формировать клиническое мышление через инновационные подходы педагогики №2(104), 2020 год
— Областью моих профессиональных интересов являются проблемы детской ревматологии — раздела медицины, настолько же интересного, насколько и сложного. Это связано не только с большим объёмом специальной медицинской информации, но и с моральной ответственностью врача при необходимости своевременной диагностики заболевания для максимально раннего назначения специального лечения. Ошибка чревата развитием необратимых инвалидизирующих изменений. Краеугольным камнем этого раздела педиатрии является ювенильный ревматоидный артрит (ЮРА) — тяжёлое воспалительное заболевание суставов. Новые лекарственные средства, способствующие значительному улучшению прогноза жизни и здоровья детей с этим заболеванием, достаточно дорогостоящие, и проблема обеспечения ими маленьких пациентов превращается в серьёзную задачу, особенно в условиях неуклонного роста этой патологии.
Консолидация врачебного и пациентского сообщества для решения комплекса основных и сопутствующих задач, связанных с ЮРА, привела к появлению благотворительного проекта «Жизнь без боли».
«Жизнь без боли» — это различные мероприятия, например концерты и праздники для наших малышей, на которых собираются бизнесмены, общественные деятели, представители Российского детского фонда, различных национальных общин города. Приходят артисты, журналисты и просто горожане-волонтёры. Наш проект позволяет привлечь внимание широкой общественности к проблемам пациентов с ревматоидным артритом, продемонстрировать роль пациентских организаций в решении насущных вопросов и показать, что с использованием волонтёрства и благотворительности можно решать самые разные задачи.
— Какие проблемы профессионального образования видны вам с университетской кафедры?
— Изменение формата медицинского образования: введение аккредитации, отмена интернатуры, работа в первичном звене здравоохранения сразу после студенческой скамьи — не всегда подкрепляются, к сожалению, коррекцией базовых форм учебного процесса: практических и лекционных занятий. Это актуализирует вопросы, обращённые как к педагогическому, так и студенческому сообществу: достаточно ли современному студенту всего нескольких занятий в неделю для овладения необходимым объёмом профессиональных знаний и навыков? В полной ли мере реализуется возможность обучения современного студента у постели больного? И наконец, готово ли академическое сообщество перестраивать образовательный процесс в соответствии с современными запросами общества?
На мой взгляд, секрет успешной модернизации медицинского образования кроется в умелом сочетании новых подходов к образовательному процессу с сохранением существующих традиций классического обучения студента-медика. Сейчас приходится говорить о недостаточном уровне использования инновационных методик в преподавании, сокращении времени работы с реальными пациентами за счёт перехода на работу с симуляторами, что не всегда положительно сказывается на качестве подготовки специалистов.
Если рассуждать о приоритетах в реформировании системы медицинского образования, то в первую очередь следовало бы сохранять баланс в образовательном процессе, соединяя клинический опыт маститых преподавателей с инновационными подходами современной педагогики для формирования полноценного клинического мышления у будущих врачей. Необходима повсеместная замена банального тестирования или использования ситуационных задач на современные методики — активные тесты и кейс-задачи, для того, чтобы максимально помочь студенту в совершенствовании навыков дифференциально-диагностического поиска.
Печатный доставка / самовывоз
Цифровой интерактивная версия
Мобильный Apple / Android
С дополненной реальностью бесплатное приложение ScanAR