Должности, опубликованные на сайте, указаны на момент публикации

В Нижегородской области впервые предложена и принята бездефицитная территориальная программа государственных гарантий №2(104), 2020 год

— Расскажите об успешном кейсе из своей практики.

— В 2018 году на территории Нижегородской области был создан «модельный» бюджет здравоохранения, в основу которого легло обоснование бездефицитной территориальной программы государственных гарантий (ТПГГ) оказания бесплатной помощи населению. Дефицит этой программы всегда был очень значительным, от 10 до 25 %, а при распределении бюджетных средств и планировании расходов регионального бюджета выделение средств на здравоохранение приоритетом номер один не было.

Обоснование необходимости выделения таковых средств в размерах не менее установленных федеральными нормативами — вот задача, которая стояла в период формирования бюджета на 2019 год. В это время я занимал должность заместителя министра здравоохранения Нижегородской области по финансам и экономике. В формате «модельного» бюджета мы вместе с коллегами из министерства финансов региона построили три сценария финансирования отрасли на бюджетный цикл: максимальный, минимальный и оптимальный. При этом требовалось увязать все источники финансирования — средства бюджета, OMС и внебюджетные средства, а также предусмотреть безусловное исполнение майских указов президента России.

Главными требованиями при разработке «модельных» расходов были прозрачность обоснований для выделения средств на то или иное мероприятие, строгое их соответствие нормативно-правовым актам, а также информирование лиц, принимающих решения, о негативных последствиях отказа от выделения средств из бюджета. В итоге впервые в Нижегородской области была предложена и принята бездефицитная ТПГГ. Этим могут похвастаться немногие регионы России.

— Как, с точки зрения финансиста, следует взаимодействовать лечебным учреждениям различных форм собственности для решения общегосударственных задач?

— Современная система здравоохранения развивается в конкурентном поле, на котором действуют государственные (региональные, федеральные) и частные медицинские организации. При этом средства, выделяемые государством, идут на финансирование и частных, и государственных учреждений, а вот органы управления здравоохранением регионов и территориальные органы Фонда ОМС фактически управляют лишь государственной частью здравоохранения.

Не секрет, что частные клиники выбирают высокомаржинальные виды оказания медицинской помощи: акушерство и гинекологию, гемодиализ, кардиологию, стоматологию — и не хотят заниматься развитием первичного звена здравоохранения, брать на себя нелёгкое бремя содержания медицинской организации «полного цикла».

Однако поставленные перед системой здравоохранения задачи, я полагаю, невозможно решить, не сведя в одну систему координат работу частных и государственных организаций. И частник, и государство должны быть поставлены в одни и те же условия относительно требований контрольных и надзорных органов, в том числе при лицензировании. Отсутствие стихийности в организации оказания медицинской помощи — это залог успеха построения надёжной, доступной, качественной медицинской помощи населению.

Требует переформатирования и подход к капитальному ремонту старых и созданию новых медицинских учреждений. И это не только классическая стройка (земли с инфраструктурой в крупных городах уже не осталось). Одна из опций: нужно разработать эффективный механизм выкупа и перепрофилирования построенных в огромном количестве городских торговых центров (с хорошей логистикой и инфраструктурой, идеальными парковками) под нужды медицинских учреждений. Это даст возможность быстро предоставить большому количеству граждан качественные и доступные медицинские услуги.

ОРИГИНАЛЬНЫЙ ЭКЗЕМПЛЯР ИЗДАНИЯ
Печатный доставка / самовывоз
Цифровой интерактивная версия
Мобильный Apple / Android
С дополненной реальностью бесплатное приложение ScanAR