Эмпатия должна стать обязательной дисциплиной в медвузе №2(104), 2020 год
— Известно, что определённое количество выпускников медицинских вузов, даже с отличным уровнем подготовки, оказываются неспособны вести самостоятельный приём пациентов. Они их просто боятся! Главное объяснение этому — недостаточный объём практической подготовки в условиях непосредственного контакта с реальными пациентами.
На стоматологическом факультете БГМУ одной из основных проблем как раз является отсутствие полноценного клинического приёма амбулаторных стоматологических пациентов. Поликлинические базы не имеют возможности принять всех обучающихся, а клиническая стоматологическая поликлиника БГМУ (КСП), изначально создававшаяся как основная база практической подготовки стоматологов, почти исключительно сосредоточена на лечебной деятельности.
Совместно с деканом стоматологического факультета БГМУ, профессором М.Ф. Кабировой мы разработали концепцию организации на постоянной основе клинического приёма на базе учебного корпуса № 6, где проходит обучение большинства студентов-стоматологов. План заключается в создании здесь полноценного филиала КСП с возможностью привлечения к лечебной деятельности всех преподавателей стоматологических кафедр. В результате значительно повысится мотивация к обучению и качество практической подготовки обучающихся в условиях непосредственного ежедневного контакта с реальными пациентами, а также умение общаться с ними. Интересно это будет и для преподавателей, в том числе с точки зрения дополнительных доходов.
Каким я вижу развитие своей специализации? Основным направлением считаю повышение качества комплексного стоматологического лечения. Главные причины неудовлетворённости пациентов, жалоб и судебных исков — либо некачественно проведённое лечение, либо устранение одной имеющейся патологии без учёта состояния органов и тканей полости рта/организма в целом и возможных последствий. Бывают и случаи навязывания ненужных, а зачастую опасных процедур. Положение усугубляют ошибки в коммуникации с пациентом, игнорирование его пожеланий или, наоборот, работа по принципу «любой каприз за ваши деньги».
Первоочередной задачей для повышения качества оказания стоматологической помощи населению должна быть разработка и внедрение объективной системы оценки эффективности работы специалиста. Существующие критерии отчётности фактически не отражают качество работы врача. Нужен не анализ количества и структуры посещений и не проверка правильности оформления историй болезни. Необходимо в первую очередь разработать и внедрить реально не зависимую от администрации лечебного учреждения систему оценки удовлетворённости пациентов качеством оказания помощи как в лечебном учреждении в целом, так и конкретным врачом. Профессиональный уровень специалиста должен также оцениваться общественными ассоциациями, в обязательном порядке и по конкретным критериям (процент осложнений, срок службы пломбы/протеза, количество обоснованных жалоб пациентов и т.п.).
Существенным недостатком сегодняшней системы подготовки врачей являются стандартизация и формализация как процесса обучения, так и итоговой аттестации. Студенты зубрят тесты, чек-листы, даже ситуационные задачи переводятся в формат тестов с выбором ответа. В результате мотивация студентов к обучению падает до уровня «сдать экзамен/аккредитацию и забыть». Соответственно, итоговая аттестация и первичная профессиональная аккредитация должны быть основаны на реальных индивидуальных кейсах, с полным анализом клиники, диагностики, лечения и реабилитации конкретного пациента.
Необходимо энергичнее внедрять интерактивные задания, проектную деятельность. При создании программ обучения во главу угла должно ставиться формирование врачебного мышления. Надо учить будущих врачей эмпатии, навыкам коммуникации. Данные дисциплины должны стать обязательными.
Печатный доставка / самовывоз
Цифровой интерактивная версия
Мобильный Apple / Android
С дополненной реальностью бесплатное приложение ScanAR