ФГБНУ «РНЦХ имени академика Б.В. Петровского»: наука и медицина на службе нации №8(102), 2019 год
ФГБНУ «РНЦХ имени академика Б.В. Петровского» принимает участие в реализации сразу двух нацпроектов: «Наука» и «Здравоохранение», — и сегодня все силы его специалистов направлены на дальнейшую разработку, использование, трансфер новейших методов лечения пациентов. Подробности корреспонденту журнала «Кто есть кто в медицине» сообщил врио директора учреждения, доктор медицинских наук, врач высшей квалификационной категории, обладатель звания «Московский врач» ДЗМ Игорь Владимирович Семенякин.
— Игорь Владимирович, какие векторы развития Центра вы считаете для себя главными с учётом развития национального здравоохранения?
— Центр участвует в решении двух направлений, озвученных в нацпроекте «Здравоохранение», — это борьба с онкологическими и сердечно-сосудистыми заболеваниями. И сердечно-сосудистая хирургия, и хирургия в области онкологии представлены в Центре на самом современном уровне. Мы выполняем все виды вмешательств, в том числе операции высочайшей сложности, включая научный, технологический и тактический подход всей команды: кардиологов, сердечно-сосудистых хирургов, реаниматологов и так далее, не говоря уже о том, что все специалисты диагностических служб Центра являются экспертами в своих областях.
Хирурги отделения сердечно-сосудистой хирургии обладают навыками проведения как сосудистых, так и кардиохирургических вмешательств. Здесь выполняется самое большое в России число реконструктивных операций на аорте.
Только у нас в Центре в отделении хирургии ИБС выполняется операция множественного аутоартериального шунтирования (на работающем сердце!). С помощью внутренних грудных артерий можно шунтировать от 2 до 5 коронарных сосудов, тем самым мы не только полностью восстанавливаем кровоток в сосудах сердца, но и получаем гораздо более длительную работу шунтов.
Наше уникальное отделение реконструктивной хирургии делает одномоментное замещение костей головы — лицевого скелета из костей голени и протезирование зубного ряда. Такая операция длится от 12 до 24 часов. Только у нас выполняются сложнейшие реконструкции из торакодорзального лоскута.
Программа «Онкология» реализуется в Центре с участием крупнейших специалистов в области абдоминальной и торакальной хирургии. Но мы посчитали, что этих усилий недостаточно, и одним из моих решений было создание отдела абдоминальной хирургии и онкологии. Он должен консолидировать все усилия по разработке диагностики и хирургических методов лечения пациентов с онкологической патологией.
В структуре отдела есть восемь отделений, каждое из которых узко специализированно. Особое внимание мы сейчас уделяем таким направлениям, как кардиоонкология, онкоурология и т.п.
Я считаю, что Центр имеет огромный потенциал, и мы стремимся развивать его, в том числе с целью решения поставленных президентом страны задач, надеясь при этом, что со временем наша страна сможет отказаться от закупок импортного оборудования и расходных материалов, в том числе с помощью нашего вклада в импортозамещение.
— В какой степени этому способствует внедрение современных малоинвазивных и робот-ассистированных технологий?
— Сегодня мы широко применяем в сердечно-сосудистой хирургии мини-инвазивные методы. Практически вся хирургическая помощь, включая операции экспертного уровня в абдоминальной и торакальной хирургии, выполняется торакоскопическими и лапароскопическими методами.
Уровень квалификации наших хирургов позволяет проводить вмешательства в однопортовом доступе, то есть из одного разреза.
Благодаря выделенной Министерством науки и высшего образования РФ субсидии мы приобрели новейшее оборудование для оказания помощи пациентам и проведения научных исследований в сфере онкологии, абдоминальной, эндоскопической и нейрохирургии, а также урологии. Это лапароскопические стойки с высоким качеством изображения с трёхмерной визуализацией, роботизированная хирургическая система (планируем приобрести вторую), высокочастотные наркозно-дыхательные аппараты, эндоскопические аппараты максимальной комплектации. Современная медицина попросту невозможна без высокотехнологичного оборудования.
В настоящее время мы стали использовать роботическую систему многопрофильно: в кардиохирургии, торакальной, сосудистой хирургии, продолжили её применение в абдоминальной хирургии, урологии и гинекологии.
Мы впервые в России выполнили робот-ассистированную операцию на сердце, удалив кисту перикарда и опухолевое новообразование (миксому) левого предсердия в условиях искусственного кровообращения и фармакологической кардиоплегии, а также в сосудистой хирургии — подвздошно-бедренное шунтирование. Внедрение подобных технологий позволяет больному восстановиться максимально быстро, высвобождая время и ресурсы для помощи другим пациентам.
— А что вы скажете о мифах по поводу роботов, которые якобы самостоятельно проводят операции?
— За каждым роботом всегда стоит живой человек, и уровень сложности и эффективности проводимой операции зависит именно от него. Робот — это всего лишь инструмент, позволяющий опосредованно реализовать задуманную операцию с минимальной травматичностью и рисками. В России было закуплено не менее 30 роботов, но загружены они, на мой взгляд, очень слабо. На сегодняшний день робот da Vinci, имеющий практически неограниченные возможности, продолжает использоваться в основном в узком, ограниченном сегменте хирургии (гинекология, урология), что, на мой взгляд, недопустимо — необходимо его использование в кардиохирургии, общей хирургии, онкологии, торакальной хирургии и др.
— В какой степени врачам Центра помогает наука?
— В клиническом центре наука не может существовать сама по себе: здесь есть и технологические лаборатории, и лаборатории фундаментальных, генетических исследований. Наши сотрудники постоянно занимаются разработкой новых методов диагностики и лечения, направленных на улучшение качества жизни населения, его оздоровление, снижение смертности, а также на выполнение задач, поставленных НП «Здравоохранение» в области сердечно-сосудистых и онкологических заболеваний.
В РНЦХ созданы мультидисциплинарные бригады специалистов, уровень мастерства которых позволяет помочь больным, получившим отказ в других клиниках. А также выполнить симультанные операции, направленные на одновременное устранение двух-трёх, а то и более конкурирующих заболеваний. Такая операция делается через один либо два доступа в один день от одной до трёх бригад хирургов разного профиля. Естественно, такого рода вмешательства относятся к операциям высочайшего уровня сложности. Наш Центр в настоящее время располагает опытом 85 таких симультанных вмешательств. Операция с искусственным кровообращением в торакальной хирургии считается ещё более сложным видом вмешательства. У нас на сегодняшний день их выполнено 45.
— Скоро исполнится 100 дней, как вы вступили в должность. Что удалось сделать за это время?
— Успехи есть. Перечислю их по пунктам:
1. Кадры. Продолжена работа по укомплектованию Центра высокопрофессиональными специалистами; такая работа была необходима практически во всех структурных подразделениях. Особо хочу обратить внимание на задачу по адаптации ранее существующей структуры Центра к реалиям нынешнего дня и дальнейшим перспективам его развития. В частности, нами вновь создан отдел абдоминальной хирургии и онкологии, позволяющий объединить усилия нескольких отделений по борьбе с онкологическими заболеваниями в различных областях. На должность руководителя приглашён известный специалист в этой сфере, доктор медицинских наук Ф.П. Ветшев. Это не единичный пример в нашей работе, и мы намерены её продолжать, ориентируясь на высокий уровень подготовки специалистов.
2. Не оставляем без внимания и наше основное предназначение — решение более масштабных задач. Как я говорил ранее, резко перейти к таким объёмам будет сложно. Мы готовились к их решению поэтапно. В частности, нами закуплено специализированное высокотехнологичное операционное оборудование, предназначенное для научных целей и операций, применить которое мне как специалисту и моим коллегам хотелось бы в ближайшее время.
3. Ведётся работа по упорядочению системы бухгалтерского учёта, идёт ревизия ранее заключённых контрактов, мероприятий по наведению финансовой дисциплины. Погашена кредиторская задолженность.
4. Предпринимаются шаги по обеспечению реализации мер по социальным гарантиям, в том числе по заработной плате.
— Каким образом вы подбираете кадры?
— Мне повезло: когда я пришёл в ФГБНУ «РНЦХ имени академика Б.В. Петровского», здесь уже трудились высококвалифицированные специалисты, с которыми приятно работать. Что касается привлечения новых кадров, по моему мнению, это должны быть люди, стремящиеся и к собственному развитию, и, главное, к развитию медицинской науки в целом. У нас много перспективной молодёжи, окончившей ординатору либо аспирантуру РНЦХ; из этих специалистов мы намерены формировать свой кадровый потенциал. Мы также взаимодействуем с крупнейшими зарубежными научно-медицинскими центрами в плане получения нашими сотрудниками дополнительного образования, 5 человек направили на стажировку в ведущие мировые клиники. Честно говоря, я рад, что работаю в команде высококвалифицированных специалистов, друзей и единомышленников.
— Игорь Владимирович, бывает, что пациенты обращаются к вам лично?
— Да, случается. Я сам начинал с урологии, также занимался абдоминальной хирургией и онкологией. В настоящее время моя научная работа направлена на робот-ассистированную хирургию верхних мочевых путей — я оперирую эндоскопическими методами сложные опухоли почек. Однако моя врачебная деятельность не создаёт препятствий моей административной работе.
— Что вы больше всего цените в людях?
— Профессионализм и дисциплину!