Вера Шастина: «Гериатрические отделения госпиталя нацелены на замедление старения и продление комфортного периода жизни человека» №6(100), 2019 год
В 2019 году в ГБУЗ «Госпиталь для ветеранов войн № 2 ДЗМ» открылись три гериатрических отделения на 135 коек. На чём основано такое решение, какие задачи ставит перед собой коллектив, чем будут помогать пациентам врачи — об этом рассказывает главный врач госпиталя Вера Ростиславовна Шастина.
— Вера Ростиславовна, Москва активно реализует проекты, направленные на увеличение продолжительности жизни людей. Совсем недавно многие даже не знали, зачем нужен врач-гериатр, а сегодня открываются гериатрические отделения. Почему именно в госпитале?
— Наш госпиталь с момента создания был акцентирован на оказание медицинской помощи ветеранам Великой Отечественной войны. В 2018 году из 18 тысяч пролеченных пациентов более 12 тысяч человек — в возрасте старше 75 лет, четыре тысячи — в возрасте от 86 до 90 лет. За тридцать лет работы госпиталя накоплен уникальный опыт оказания медицинской помощи ветеранам и возрастным пациентам. Поэтому открытие гериатрических отделений является логичным развитием нашей практической работы.
Своевременность этого решения продиктована курсом Правительства Москвы на улучшение качества жизни старшего поколения, увеличение её продолжительности. Департамент здравоохранения под руководством доктора медицинских наук, профессора Алексея Ивановича Хрипуна проводит масштабные преобразования в московской медицине, это напрямую способствует увеличению средней ожидаемой продолжительности жизни — сегодня она составляет почти 78 лет. В рамках национального проекта «Старшее поколение» поставлена задача: к 2024 году в каждом регионе открыть геронтологический центр, в котором можно обследовать и лечить пациентов старших возрастных групп, в том числе применяя высокотехнологичные методы диагностики и хирургии.
— Создание особых гериатрических отделений в многофункциональных больницах — это российское ноу-хау или существует аналогичный зарубежный опыт, на который опирается московское здравоохранение?
— Мир стареет. Старение населения — закономерный процесс, связанный со снижением смертности и рождаемости. В ближайшие 50 лет на фоне практически неизменной численности младшей возрастной группы будет расти численность старшей, при этом трудоспособное население будет уменьшаться. Это общемировая проблема, и те страны, где средняя продолжительность жизни превышает 80 лет, накопили достаточно интересный опыт наблюдения и ведения лиц пожилого и старческого возраста, в том числе в геронтологических центрах и гериатрических отделениях. Согласно прогнозам, к 2031 году численность населения России старше трудоспособного возраста составит 42,3 миллиона человек (28,7 %).
Над чем сейчас работают учёные многих стран мира? Над уменьшением периода нездоровой жизни и продлением активной части жизни для возрастных людей — формированием модели здоровой старости. Нам интересен опыт коллег из других стран, где добились серьёзных успехов в сокращении времени достижения ожидаемой продолжительности жизни — более 80 лет за 15 лет (например, в Японии и Эстонии). Но задача, стоящая перед нами, ещё более амбициозна: за шесть лет увеличить продолжительность жизни с 73 до 78 лет. В Москве этот рубеж практически взят, на повестке стоит задача войти в клуб мегаполисов «80+». Однако мало достигнуть числа 80, важно учесть все риски развития возраст-ассоциированных заболеваний и информировать людей заранее, чтобы они могли оценить свой биологический возраст и стать активными участниками борьбы за своё качественное долголетие. А пациентам старшего возраста, имеющим проблемы со здоровьем, в том числе с так называемыми гериатрическими синдромами, нужна поддержка со стороны системы здравоохранения. Это и врачи-гериатры в поликлинической сети, и гериатрические отделения в многопрофильных стационарах. Во многих регионах в госпиталях для ветеранов войн накоплен большой опыт лечения пожилых пациентов, в том числе в Москве.
— В чём принципиальное отличие, к примеру, терапевтического или неврологического отделений от гериатрического?
— Пациенты пожилого возраста, как правило, имеют не одно, а несколько хронических заболеваний, а также состояния, которые ассоциированы со старостью: гериатрические синдромы, в частности синдром старческой астении. Именно для таких пациентов необходима комплексная гериатрическая оценка для коррекции проводимого лечения, рекомендаций по образу жизни, особенностям ухода и так далее в специализированном отделении.
Необходимо максимально продлить период жизни, в течение которого человек не будет зависеть от посторонней помощи, помочь ему адаптироваться к условиям внешней среды.
Пребывание в гериатрическом отделении может продлиться от 7 до 10 дней, оно нацелено не столько на лечение основных заболеваний, сколько на выявление сопутствующих факторов риска и профилактику развития возраст-ассоциированных состояний, в том числе когнитивных нарушений. И если в терапевтическом отделении мы лечим проявления болезней, то в гериатрическом должны научить людей максимально комфортно жить и наслаждаться жизнью и в 70, и в 80, да и в 100 лет. И мы знаем такие примеры!
На исследовании таких долгожителей можно и нужно разрабатывать модели здорового долголетия! В Москве создаётся регистр столетних. Появляется возможность изучения наших долгожителей и сравнения с зарубежными долгожителями, в частности с японскими. В настоящее время в Российском геронтологическом научно-клиническом центре РНИМУ им. Н.И. Пирогова, возглавляемом доктором медицинских наук Ольгой Николаевной Ткачёвой, идут широкомасштабные исследования в области гериатрии и геронтологии. Создание гериатрических отделений в госпиталях для ветеранов войн — а их в Москве три — позволит расширить спектр научных исследований, нацеленных на замедление старения.
Самая быстрорастущая популяция людей в мире — восьмидесятилетние. Мы должны заниматься профилактикой заболеваний у людей этой возрастной категории, помогать им улучшать качество жизни, при необходимости совместно с работниками социальных служб. А если необходимо лечение, в том числе хирургическое и даже высокотехнологичное, вовремя его оказывать с учётом всех особенностей пожилого возраста в соответствующих отделениях. Имеющаяся лечебно-диагностическая база госпиталя позволяет решать многие проблемы представителей старшего поколения. А после создания отделения эндоваскулярных методов лечения, строительство которого уже началось, наши лечебные возможности значительно расширятся.
— Пока человек молод, то с каждой болезнью, каждой частью его организма работает конкретный медицинский специалист. С возрастом все люди становятся больными одной болезнью, которая называется старость?
— Действительно, в МКБ-10 (Международная классификация болезней 10-го пересмотра. — Ред.) есть код R54, обозначающий старость. Но это совсем не приговор. Мы и должны работать для того, чтобы отодвинуть наступление старости и сделать её максимально здоровой.
— Какую главную практическую задачу ставит перед собой госпиталь? Какие основные методы лечения гериатрических пациентов готов предложить?
— Москвичи стали жить дольше, в том числе благодаря успехам медицины и развитию системы здравоохранения. Москва находится в лидерах по долголетию и по глубине старения. Около 800 москвичей перешагнули столетний рубеж, почти 50 тысяч человек входят в группу от 90 до 100 лет. И у нас в госпитале есть опыт лечения долгожителей. Например, в отделении урологии недавно была прооперирована 102-летняя лётчица, участница войны. Операцию по поводу мочекаменной болезни успешно провёл заведующий отделением урологии, кандидат медицинских наук А.А. Борискин. Офтальмологические операции в отделении доктора медицинских наук, профессора А.Е. Егорова у пациентов старше 80 лет — обычная практика. В отделении травматологии и ортопедии, которое возглавляет доктор медицинских наук, профессор А.С. Канаев, почти ежедневно проводятся операции по эндопротезированию суставов, и возраст пациентов не является противопоказанием.
— После какого по счёту дня рождения нужно обращаться к гериатру? Ведь кто-то и в 50 лет уже имеет набор старческих признаков, а некоторые и в 80 могут посчитать за оскорбление приглашение к гериатру.
— Современная медицина располагает широкими возможностями для индивидуального подхода к пациентам. И не всегда надо ориентироваться на возраст, указанный в паспорте. Существуют технологии определения биологического возраста на основании анализа состояния органов и систем организма: сердечно-сосудистой, эндокринной, костно-мышечной, нервной. На основании этого анализа разрабатываются комплексные программы мероприятий, влияющих на дальнейшее развитие процесса старения. Пациент получает рекомендации по питанию, физической активности, профилактике возраст-ассоциированных заболеваний. К сожалению, можно и в 40 лет иметь биологический возраст «60». Формально к гериатру можно обращаться начиная с 60 лет, однако бывают случаи и преждевременного старения, а можно и в 75 не иметь такого повода, но с профилактической целью для получения рекомендаций по сохранению памяти и здорового долголетия всё же следует обращаться к врачу. Наша медицина — профилактическая!
— Всего несколько лет назад Минздрав России говорил о дефиците специалистов гериатрического профиля. Как обстоят дела в госпитале?
— Кадры решают многое. В 2018–2019 годах более 30 врачей нашего госпиталя прошли профессиональную переподготовку по профилю «гериатрия». Обучен был и средний медицинский персонал. Наши специалисты участвуют в программах по обмену опытом и непрерывному медицинскому образованию. Развитие международного сотрудничества в области геронтологии и гериатрии, безусловно, будет способствовать дальнейшему улучшению качества гериатрической помощи. Гериатрия — такая область медицины, которая тесно соседствует с социальной защитой населения. И лечение, и социализация уменьшают риски инвалидизации пожилых людей, гериатры вместе с психологами и социальными работниками подчас решают судьбу человека, определяя его возможности для самостоятельной жизни либо нуждаемость в уходе, патронаже. Поэтому так важно усилить первичное звено, обучить достаточное количество гериатров и дать базовые знания врачам всех специальностей, чтобы они могли правильно маршрутизировать пожилого пациента.
— Для людей старшего возраста очень важен психологический комфорт, общение. Готов ли госпиталь взять на себя эту часть работы или его задача сугубо медицинская?
— В гериатрических отделениях реализуется принцип безбарьерной среды, уделяется внимание комфортному пребыванию пациентов. Но кроме комфорта действительно важна возможность коммуникации. И такие традиции у нас есть. Мы проводим концерты для пациентов, школы пожилого человека, а в последнее время госпиталь стал площадкой программы мэра Москвы С.С. Собянина «Московское долголетие»; врачи проводят занятия по скандинавской ходьбе, лечебной физкультуре, арт-терапии. Большое желание участников программы не останавливаться на достигнутом заставляет нас продумывать новые направления работы. Я как член общественного совета этой программы уверена в её перспективности и эффективности. «Московское долголетие» — это профилактика «хрупкой и одинокой старости», когнитивных нарушений и даже путь к семейному счастью.
— Как получить направление в гериатрическое отделение? Можно ли просто приехать в приёмное отделение или для этого обязательно направление?
— Направление в гериатрическое отделение можно получить и в поликлинике, и в клинико-диагностическом отделении госпиталя. Известно более 85 гериатрических синдромов, наиболее распространёнными из которых являются старческая астения, саркопения, когнитивные нарушения, депрессия, делирий, мальнутриция, снижение мобильности, падения и переломы, недержание мочи, сенсорные дефициты. Проблем, ассоциированных с возрастом, много. И все они имеют медицинское, социальное и экономическое значение. По результатам скринингового опросника ««ВоЗРаСТ Не ПоМеХа» (при результате три и более балла) необходимо проведение комплексной гериатрической оценки в условиях стационара. Для маломобильных пациентов предусмотрена возможность заочного консультирования и отбора по медицинским документам. Сотрудники приёмного отделения госпиталя сделают всё, чтобы максимально оперативно доставить пациента в комфортную, маломестную палату. Результатом лечения должно стать старение при лучшем состоянии здоровья. Старение — процесс естественный, но в наших силах помочь людям жить полноценной, радостной жизнью.