Потенциал оборонной промышленности на благо российских пациентов №1(95), 2019 год
Деятельность Ассоциации организаций оборонно-промышленного комплекса — производителей медицинских изделий и оборудования (АПМИ ОПК) содействует оптимизации нормативно-правовой базы выпуска предприятиями ОПК продукции медицинского назначения, росту данного производства и направлена на повышение эффективности предприятий ОПК, в частности, в области импортозамещения медицинских изделий на российском рынке, а также развитию государственно-частного партнёрства. Об этом и многом другом мы беседуем с генеральным директором АПМИ ОПК, заместителем председателя Комиссии РСПП по фармацевтической и медицинской промышленности Александром Смирновым.
— Александр Юрьевич, насколько успешна реализация предприятиями фармацевтической и медицинской промышленности, в том числе относящимися к ОПК, задач, поставленных Правительством РФ по импортозамещению и локализации производства медицинской продукции на территории нашей страны?
— Минпромторгом России разработана стратегия, которая сейчас обновляется в рамках госпрограммы. Поставлена цель: довести долю отечественных производителей медицинских изделий к 2030 году до 50 %. Пока мы по графику отстаём, поскольку результат зависит от очень многих факторов, в частности, локализации и мер поддержки. В феврале на последнем заседании Межведомственного координационного совета коллегии Военно-промышленной комиссии РФ по развитию производства медицинских изделий в организациях оборонно-промышленного комплекса заместитель председателя коллегии ВПК Российской Федерации Олег Иванович Бочкарёв отметил, что в США, например, уделяют очень большое внимание поддержке производителям. И, несмотря на демократичный рынок, всё равно понимают, что государственные задачи нельзя реализовывать без поддержки своего национального производства. Точно так же и у нас. Мы предложили ряд механизмов по мерам поддержки, в настоящее время они выполняются, правда, не в полной степени.
К примеру, если взять региональные закупки, некоторые субъекты РФ понимают их в рамках государственных задач, другие больше нацелены на закупку импорта и всячески пытаются обходить даже постановления Правительства РФ.
Я сейчас не говорю о причинах, я говорю о недостаточно работающих механизмах, потому что систему закупок на местах каждый понимает, как может. Естественно, это сильно влияет на реализацию отечественных медицинских изделий, поскольку основные закупки производятся как раз для государственных и муниципальных нужд.
Тем не менее мы реализуем поставленные задачи: локализуем производства, расширяем линейку производимых медизделий, разрабатываем инновационные экземпляры. Поэтому в конечном итоге мы задачу с закупками регионов решим.
— Каким образом деятельность Ассоциации способствует повышению эффективности предприятий ОПК, выпускающих продукцию медицинского назначения?
— В 2016 году мы провели большую конференцию для отечественных разработчиков и производителей медизделий в ОПК с выставкой образцов медицинских изделий. В рамках мероприятия были оговорены предварительные механизмы, после этого прошло совещание у Президента Российской Федерации по интенсификации такой работы, где были поставлены задачи, впоследствии озвученные В.В. Путиным в послании Федеральному Собранию. Цель — диверсификация гражданской продукции, в том числе медизделий. Были обозначены несколько направлений развития, выпуск медицинской продукции — одно из основных.
Многие производства ОПК уже успешно выпускают медицинскую продукцию. Часть предприятий, которые пока ещё не работают в медицинской отрасли, но хотели бы этим заниматься, как раз ждут помощи — и в первую очередь от таких структур, как Ассоциация. В свою очередь, Ассоциация является в некоторой степени инициатором таких процессов, пользуясь тем, что в неё входят и часть крупных оборонных концернов, и медицинские вузы, занимающиеся разработкой инновационной продукции. Поэтому мы видим всё многообразие задач, которые необходимо решить, чтобы планы были реализованы. Естественно, мы будем в эту деятельность втягивать другие оборонные предприятия, которые ещё только хотят войти в этот рынок, будем помогать им, объяснять особенность и специфику обращения медизделий.
Нам интересно решать и задачи по локализации, поскольку оборонные предприятия, как правило, обладают хорошим технологическим заделом и соответствующими компетенциями. Мы изучали мировую статистику — очень многие крупные зарубежные корпорации как раз специализируются в двух областях: в выпуске специальной техники, вооружений и в том же выпуске медицинской техники, поскольку имеются схожие технологии. Естественно, реализацию своих компетенций они видят в первую очередь именно в отрасли медицинского приборостроения и создают очень интересные инновационные приборы, которые позволяют серьёзно улучшать медицинские технологии.
— Что вы скажете о качестве медицинских изделий, выпускаемых отечественными производителями, в том числе предприятиями ОПК?
— Когда говорят о якобы плохом качестве нашей медицинской продукции, о её неудобстве в использовании, здесь можно поспорить. Взять, к примеру, тему эргономических параметров: в данном случае разработчику и производителю важно тесно сотрудничать с медиками, чтобы понимать, что действительно нужно врачам и как им удобно эксплуатировать данное оборудование. Но, как правило, такие разработки в любом случае не проходят мимо врачебного сообщества. Весьма мала вероятность того, что инженер, хорошо знающий свою область, просто взял идею с потолка и пытается навязать её врачам. Подчеркну: все разработки наших предприятий проходят с участием специалистов-медиков, причём достаточно высокого уровня, часто к этому подключаются медицинские и научно-исследовательские институты, медвузы.
С другой стороны, медицинскому изделию при выходе на рынок, помимо наличия фактурного образца, требуется ещё и регистрационное удостоверение. А удостоверение выдаётся только после прохождения клинических испытаний, подтверждающих, что изделие качественное, эффективное и служит тому назначению (диагностике, лечению), которому предназначено.
С точки зрения удобства применения или мощности изделия могут быть разными, но здесь всё зависит от того, для решения какой конкретной задачи они разрабатывались. Например, диагностические установки большой мощности крайне нужны в федеральных клинических центрах, а вот в ФАПах им просто не найдётся работы.
Если же говорить об удобстве аппаратуры для больниц как для пользователей, то, помимо самой поставки, необходим доступный и недорогой сервис по техническому обслуживанию, в том числе и по гарантийному.
Задача производителя — знать, что удобно для клиники, для врача, подстраиваться под конкретные нужды отечественной медицины.
— Российская медтехника, выпускаемая предприятиями ОПК, дешевле и удобнее зарубежных аналогов?
— Мы чаще выигрываем за счёт стоимости квалифицированного труда при практически одинаковых компетенциях и на логистике. Но если не брать в счёт качество, то, скажем, китайское изделие может оказаться дешевле, чем российское.
Однако в любом случае у отечественного производителя есть преимущество, возможно, главное: при разработке медизделий с российскими специалистами мы в первую очередь учитываем наши характерные проблемы. Та же мобильная медицина очень важна для таких территорий, как Забайкалье, Сибирь, и мы понимаем специфику этих регионов, в отличие от европейцев, которым часто приходится подстраивать своё оборудование к местным условиям, так как сами они таких проблем не имеют. А это, как вы понимаете, не всегда удобно.
— В какой степени АПМИ ОПК способствует взаимодействию между предприятиями ОПК?
— Кооперация, безусловно, должна существовать. В медицинском приборостроении инновационный цикл составляет 1,5–2 года. Мы можем десять лет эксплуатировать рентгеновское оборудование, но за это время появляются новые технологии диагностики, которые могут заменить получение нужной информации о пациенте для врача. Поэтому компания, которая специализируется на медицинском рынке, должна постоянно заниматься разработками, что, помимо всего, требует отвлечения средств. Как правило, сама компания, если она недостаточно мощная, не может эффективно вкладываться в НИОКР, инвестировать собственные средства в капиталоемкие проекты либо заниматься крупной локализацией, внедряя технологии зарубежных разработчиков. К тому же иностранные компании обычно не передают свои самые последние разработки. А для высокотехнологичных медицинских центров тот, кто локализует разработки предыдущих поколений, будет конкурентно менее интересен.
Поэтому компания, находясь на передовых позициях и постоянно развиваясь, будет обязательно затрачивать достаточно мощные ресурсы на научно-исследовательские разработки либо искать возможность кооперации с ведущими научными центрами и другими компаниями.
Для нас это очень важно, поскольку чем выше возможности медицинских технологий, тем большие возможности имеет врач по спасению здоровья и жизни пациентов. Это очень важная, интересная и благородная задача.