Ольга Вознюк: «Внимание своим пациентам и в здравии, и в беде» №3(92), 2018 год
Дорожная клиническая больница ОАО «РЖД» в Санкт-Петербурге существует уже более 100 лет. Это вековой путь огромного труда и постоянного развития, неустанной заботы о здоровье и благополучии людей. В последнее десятилетие, после проведённой реконструкции и переоснащения, учреждение стало передовым центром, оказывающим практически все виды медицинской помощи сотрудникам Октябрьской железной дороги, ветеранам-железнодорожникам и жителям Санкт-Петербурга. Директор больницы Ольга Павловна Вознюк рассказывает об этой современной больнице с вековой историей.
— Дорожная больница с момента основания 103 года назад начинала своё развитие, имея в распоряжении всего одно здание. Многие годы больница работала в этом историческом особняке. Не прерывала свою деятельность и во время блокады: здесь оставался коллектив медиков, который оказывал помощь раненым и пострадавшим — не только железнодорожникам, но и жителям города.
Теперь Дорожная больница — это крупное медицинское учреждение, расположенное в целом комплексе современных зданий. Больница на протяжении многих десятилетий располагает многопрофильным стационаром. В июле 2017 года к нам присоединилось крупное поликлиническое отделение на Боровой, 55 в Санкт-Петербурге, и в настоящее время Дорожная больница представляет собой объединённый амбулаторно-поликлинический и стационарный комплекс, который в замкнутом цикле оказывает все виды медицинской помощи, в том числе высокотехнологичной. Больница стала по сути универсальной: у нас также оказывается специализированная и скорая медицинская помощь, проводятся реабилитационные мероприятия. Круглосуточно работает весь диагностический комплекс: это КТ, МРТ, УЗИ, эндоскопия, ангиография и так далее.
Пациент приходит к нам на амбулаторный приём и, если ему требуется лечение или обследование в стационаре, после госпитализации возвращается под наблюдение своего амбулаторного врача. В преемственности лечения заключается ряд наших преимуществ перед медучреждениями, которые имеют в своём составе либо отдельно амбулаторно-поликлинические учреждения, либо стационар. То есть мы можем вести пациента и в здравии, проводя амбулаторные обследования и профилактические мероприятия, и в беде, когда человек заболевает или случаются какие-то острые ситуации. Работаем по принципу один врач. Пациент не только получает направление на госпитализацию, но и взаимосвязь между лечащими врачами: если по ходу лечения у стационарного врача возникают вопросы, то он обращается в поликлиническое звено для уточнения истории заболевания и согласования тактики лечения.
— Что изменилось в больнице после перехода под бренд «РЖД-Медицины»?
— Под брендом «РЖД-Медицина» сегодня объединены все ведомственные железнодорожные больницы. Для нас это означает единые стандарты качества внутри корпоративной сети, которым мы следуем и на самом деле следовали неизменно на протяжении более чем 100 лет нашей деятельности. Точнее, у нас постоянно идёт движение в плане совершенствования условий оказания медпомощи, переоснащения и модернизации структурных отделений больницы.
Бренд «РЖД-Медицина», под которым мы работаем, открыт для всех. Он предполагает много каналов поступления к нам пациентов в круглосуточном режиме: и по линии обязательного медицинского страхования (в том числе в «экстренные» дни, когда Дорожная больница работает в режиме скорой медпомощи), и по договорам добровольного медицинского страхования (ДМС), в том числе это относится к медобслуживанию железнодорожников и членов их семей. Любой человек может обратиться и получить медицинскую помощь в Дорожной больнице круглосуточно.
— Сейчас принято говорить о корпоративных ценностях, общих установках, на которые ориентируются бренды. Что, по-вашему, характерно для всей сети «РЖД-Медицина»? Например, как известно, вы сохранили систему производственной медицины, цеховой подход. Есть ли особые медицинские услуги для такой категории, как работники и служащие железных дорог, по линии производственной медицины?
— Российские железные дороги — наш основной заказчик, и производственная медицина как специализированное направление деятельности только у нас в России осталась на том высоком уровне, стандарты которого были заложены и отработаны в отрасли десятилетиями. Требования, предъявляемые основным заказчиком к качеству и полноте спектра оказываемых нами услуг по линии производственной медицины, стимулируют нас постоянно совершенствовать это направление, так как мы понимаем всю ответственность, которая лежит на наших сотрудниках в плане обеспечения безопасности движения. Не случайно такие услуги, оказываемые Дорожной больницей, востребованы также и у других работодателей.
В настоящее время у нас существует не только цеховая служба, которая следит за здоровьем всего работающего состава Октябрьской железной дороги, проводя предрейсовые осмотры и диспансерное наблюдение, обеспечивая безопасность движения на железной дороге. Особая работа ведётся с пациентами из групп риска по ряду отдельных заболеваний. Плюс работают передвижные автоматизированные комплексы на предрейсовых осмотрах. Такой подход даёт больше информации о пациенте: фельдшеры на мобильном медпункте видят полную динамику состояния здоровья работника. И если есть выход за рамки нормы для определённых категорий работников системы РЖД, мы проводим дополнительные диагностические исследования, в частности снимаем ЭКГ, чтобы выяснить причину ухудшения показателей здоровья. Кроме этого, действует система телемедицины, также для группы определённых работников. Это происходит дистанционно, через визуальный контроль на пункте допуска, который находится практически в центре Санкт-Петербурга — на Боровой, 55. Однако такая дистанционная система не применяется, к примеру, для обследования машинистов — у них допуск к работе более строгий, и контроль состояния здоровья этой категории особый.
— То есть медицинские передвижные комплексы задействованы на отдалённых территориях, железнодорожных станциях?
— Передвижные автоматические комплексы бывают и стационарного расположения. Всего этих комплексов 54 на всю Октябрьскую железную дорогу, больше всего в стране. Это связано с тем, что дорога имеет множество ответвлений, и требуется, чтобы у всех железнодорожных бригад были доступ к медицинской помощи и возможность своевременно получить допуск к работе. Зачастую для этого достаточно дистанционного контроля, и в прошлом году мы уже отработали допуск к работе в таком режиме. Конечно, такие комплексы задействованы преимущественно в летний период, когда на дистанциях идут ремонтные работы путей. Передвижные автоматические комплексы с задачей обеспечения допуска работников справляются достаточно успешно, и, естественно, это является одной из продаваемых услуг «РЖД-Медицины». Так, в рамках сотрудничества с Ленинградской областной торгово-промышленной палатой мы представили существующие телемедицинские технологии, которые мы используем при работе с основным нашим заказчиком — Российскими железными дорогами.
— Как вы считаете, каким группам предприятий могут быть необходимы услуги такого автоматического медицинского комплекса?
— Безусловно, это любые отдалённые предприятия, работающие вахтовым методом, производящие строительно-ремонтные работы вдали от крупных населённых пунктов. Это и водители, перевозящие грузы на дальние расстояния, и тому подобные категории работников. По нашему опыту, передвижной комплекс имеет достаточно высокую рентабельность. Кроме того, с нашей стороны к нему прилагаются высококвалифицированные сотрудники, имеющие необходимые знания и опыт для проведения медицинских осмотров. Именно они — основной компонент, благодаря которому передвижные автоматические комплексы так успешны. В прошлом году мы впервые запустили этот проект, и наши заказчики остались очень довольны уровнем оказания услуги: работодатель спокоен за состояние здоровья своего сотрудника и, как следствие, уверен в его безопасности, потому что специалист-медик даёт допуск или разрешение на работу. Если раньше такое разрешение могли давать начальники станций на отдалённых территориях, где не было своих медицинских работников, то сейчас допуск осуществляется в серьёзном, контролируемом режиме.
Что ещё немаловажно: все показатели здоровья работников хранятся на сервере и в любой момент доступны для анализа в случае нештатных ситуаций. Доступ к системам есть и в Москве, где расположен наш контролирующий орган — Центральная дирекция здравоохранения РЖД, — и откуда есть возможность в случае необходимости проводить дистанционный контроль нашей работы. Фактически прямо из Москвы специалисты могут посмотреть, как тот или иной работник чувствовал себя в определённый день, каковы были показатели его здоровья перед рейсом. И это, я считаю, абсолютно правильно и очень удобно с точки зрения эффективного менеджмента и контроля работы в таких сложных и ответственных сферах экономики, как перевозки пассажиров и грузов.
— Информатизация помогает в работе?
— Да, информатизация всё глубже входит в здравоохранение. Если раньше считалось недопустимым, что кто-то за тебя принимает ответственные решения, то сейчас, наоборот, при нашем ритме, масштабе задач и огромных территориях обслуживания доверить какие-то направления работы искусственному интеллекту становится незазорным. Развитие информатизации в нашей отрасли — это очень актуально.
Сейчас во всех дорожных больницах России, в том числе нашей, есть возможность проводить телеконсультации пациентов с помощью специального оборудования и выделенных каналов связи. В настоящее время мы для Дорожной больницы в Санкт-Петербурге хотим получить дополнительное оборудование и рассчитываем на помощь наших партнёров, в частности Ленинградской областной торгово-промышленной палаты. Пока ещё не на всех территориях населению доступно хорошее медобслуживание, именно поэтому необходимо как можно скорее и эффективнее внедрять телемедицину. Доступ к информационно-коммуникационным технологиям сегодня почти повсеместный, и консультацию нужного специалиста достаточно легко получить по тому же скайпу. Практика возобновления на местах работы фельдшерских пунктов также показывает востребованность медицинских ИКТ: фельдшер, которому может не хватать квалификации для помощи пациенту, может оперативно проконсультироваться с врачом нашей больницы.
— Можно ли в частном порядке прикрепиться к Дорожной больнице человеку, который не работает в системе РЖД, а просто проживает неподалёку?
— Безусловно. Мы начали прикрепление пациентов с мая 2016 года, и за это время к нам прикрепилось порядка 8 тысяч человек из расположенного рядом микрорайона. Как это часто случается, в новом микрорайоне, возникшем на бывших землях Минобороны, было запланировано строительство поликлиники, но до настоящего времени оно так и не началось. Поэтому два года назад был заключён официальный договор государственно-частного партнёрства, нам был выделен один территориальный участок в домах этого микрорайона. Жители быстро оценили доступность и качество медицинской помощи в нашей больнице. А дальше сработало то, что называется сарафанным радио, или добрая молва: люди, узнав, какой уровень медицинского обслуживания получают их соседи, прикреплённые к Дорожной больнице, поспешили также стать нашими пациентами. И сегодня у нас таких территориальных участка уже три. Также по программе ОМС мы обслуживаем пенсионеров-железнодорожников, прикрепившихся к нам на обслуживание.
— Есть несколько острых тем в сфере здравоохранения, которые в этом году были подняты в послании президента Федеральному Собранию. В частности, хотелось бы остановиться на проблемах онкологии, которым в вашей больнице уделяется большое внимание.
— К сожалению, для Санкт-Петербурга онкология — тема актуальная. У нас в Дорожной больнице создана онкологическая служба, которая задействуется при выявлении онкологического заболевания у пациента стационара или прикреплённого по ОМС во время диагностического обследования. После обследования принимается решение о тактике ведения такого больного. Если требуется химиотерапевтическое лечение, либо лучевая терапия, либо хирургическое лечение — их последовательность определяется на онкологической комиссии. Необходимое хирургическое вмешательство мы проводим у себя. Для прохождения нашими пациентами химио- или лучевой терапии заключены договоры с онкоцентром, и, следовательно, это лечение онкологические больные получают там. По нашим наблюдениям, в целом в стране недостаточно налажено сопровождение больных после проведения специализированного лечения, то есть реабилитация онкобольных. Поэтому необходимость создания нашей онкологической службы была продиктована самой жизнью. До последнего времени не было такой мультидисциплинарной бригады, которая занималась бы онкобольными следующие пять лет после проведённого лечения, когда они должны наблюдаться и проходить определённый ряд диспансерных диагностических мероприятий. В составе нашей онкологической службы, кроме онколога, есть диетолог, психолог, гастроэнтеролог, другие специалисты. Если пациенту требуется помощь этих специалистов, то с ним работают в соответствии с направлением при выписке. Понятно, что онколог определяет программу наблюдения в плане основного заболевания. Диетолог практически всем требуется после проведения химиолучевой терапии. Всем больным проводится консультация психолога. Не секрет, что после химиотерапии часто случаются гастроэнтерологические осложнения; при необходимости мы подключаем невролога, потому что часто бывают поражения центральной и периферической нервной системы. Всё это стало возможным благодаря тому, что в мультидисциплинарную бригаду привлекаются врачи как из амбулаторной службы, так и из стационара. У наших пациентов есть доступ практически ко всем специалистам.
Мы предлагаем всем желающим воспользоваться нашими возможностями, улучшить состояние здоровья и повысить качество жизни.
Приходите к нам на приём!