Развитие санаторно-курортного комплекса России — основа сбережения здоровья населения №2(91), 2018 год
Поиск путей сохранения здоровья, увеличения продолжительности жизни человека имеет многовековую историю и до сегодняшнего дня продолжает оставаться одной из самых важных и актуальных проблем в области биологии и медицины. Современное общество возводит здоровьесбережение в ранг международных и государственных приоритетов, в значительной степени влияющих на состояние национальной безопасности и перспективы развития общества.
В послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию по вопросу увеличения продолжительности жизни Президент Российской Федерации В.В. Путин ставит задачу: к концу следующего десятилетия Россия должна войти в клуб стран 80+. При этом опережающими темпами должна расти продолжительность здоровой, активной, полноценной жизни, когда человека не ограничивают, не сковывают болезни.
Президент Российской Федерации В.В. Путин постоянно обращает внимание на формирование в российском обществе здорового образа жизни, внутреннего и социального туризма, на более эффективное использование возможностей санаторно-курортного комплекса в лечении, оздоровлении и здоровье-сбережении.
«Развитие здравоохранения и укрепление здоровья населения Российской Федерации является важнейшим направлением обеспечения национальной безопасности, для реализации которого проводится долгосрочная государственная политика в сфере охраны здоровья граждан» (Стратегия национальной безопасности Российской Федерации от 31 декабря 2015 года № 683).
Усилиями президента России В.В. Путина социальная политика в стране направлена на снижение демографических потерь, на «сбережение народа», на возрождение медицинской профилактики и совершенствование системы управления отечественным здравоохранением.
В современной мировой экономике здоровье нации признаётся ключевым элементом стабильности её экономического потенциала. Население России не только уменьшается, но и становится менее здоровым, а значит, теряет способность служить движущей силой экономического возрождения страны.
В.В. Путин назвал стремительное старение населения России тревожным демографическим фактором. По статистике, население страны каждый год сокращается почти на 900 тыс. человек. Доля тех, кому за 65 лет, — 13,7 %, что вдвое превышает международный стандарт, согласно которому нация считается «старой».
В связи со старением населения России и сокращением численности лиц трудоспособного возраста увеличился показатель демографической нагрузки. Если в 2006 году на 1000 человек трудоспособного возраста приходилось 326 человек старше трудоспособного возраста, то в 2013 году — уже 384 человека.
По наиболее оптимистичному демографическому прогнозу Росстата, к 2016 году доля лиц старше трудоспособного возраста в общей численности населения увеличится до 24,7 %, их численность составит 35,8 млн человек, к 2026 году — до 28,0 % и 41,8 млн человек.
Соответственно, возрастёт демографическая нагрузка на трудоспособное население. На начало 2016 года на 1000 лиц трудоспособного возраста будет приходиться 431 лицо старше трудоспособного возраста, на начало 2026 года — 526 лиц старше трудоспособного возраста.
На 1000 человек работающего населения приходится 323 пенсионера и 276 детей, что представляет реальную угрозу экономике страны.
Президент Российской Федерации прямо указывает: «Мы должны переломить эти негативные тенденции. Переломить, опираясь на системную и хорошо просчитанную политику в этой сфере». «Очевидно, что ключевым фактором смертности являются условия и образ жизни людей, и потому при разработке региональных демографических программ надо учитывать не только вопросы повышения уровня здравоохранения, но и развитие системы санаторно-курортного оздоровления, досуга, физкультуры, спорта, улучшения условий труда».
Согласно прогнозу ООН, при сохранении постоянного уровня рождаемости (1,33 ребёнка на одну женщину фертильного возраста) к 2050 году в Российской Федерации будет менее 100 млн жителей — 98 млн 169 тыс. человек, что означает сокращение численности почти в полтора раза за полвека. Пессимистический прогноз выглядит ещё более удручающе — 92,4 млн человек.
Низкие показатели физического состояния и резервов адаптации у детей и подростков: по результатам исследования более 80 000 лиц призывного возраста, студентов и школьников показано, что до 56 % из них имели неудовлетворительный уровень соответствующих показателей и лишь 7 % имели уровень выше среднего.
В 2050 году каждый третий человек будет старше 65 лет и каждый десятый будет старше 80 лет.
«Нужна другая философия, другой взгляд каждого гражданина, учёного-медика, философа, психолога, курортолога, государственных мужей на здоровье здоровых людей» (И.П. Павлов).
Оздоровление по принципу профилактики от последствий воздействия экологических, эргономических, социально-психологических факторов, угрожающих здоровью, — неэффективно, так как не соответствует ведущему принципу медицины — профилактическому.
Главные черты философии здоровья нации
В области политики — создание социально-нравственной доминанты в индивидуальном, коллективном сознании на ценность здоровья как национальную черту, как на личную ответственность перед собой, семьёй и государством.
В области экономики — придание ценности здоровью человека как природной базе профессионального долголетия в достижении экономических целей.
Правовое правило экономики: охрана здоровья есть социальная функция руководства предприятий любой экономической формации.
В области профилактической медицины — субъектом профилактической медицины становится не больной, а здоровый человек. Отличительная содержательность нового направления в области профессиональной профилактической медицины состоит как в технологиях преморбидной диагностики, коррекции нарушенных функциональных состояний, оценках уровней здоровья, туристических, спортивных, курортных видов оздоровлений, так и в методологии и мировоззрении на процесс охраны и наращивания здоровья.
«Главная задача заключается в трансформации медицины патологии, какой она остаётся до сих пор, в медицину здоровья здоровых…» (Ю. П. Лисицын).
«Диагностика болезней должна начинаться не у постели больного человека (это, скорее, пройденный этап медицины), а в клинике здорового человека» (И.В. Давыдовский).
Преобразования в социально-экономической сфере длятся уже 25 лет. Однако нет единого мнения о том, какой лимитирующий фактор обусловил развитие медико-демографического кризиса. Не определены основные механизмы снижения жизнеспособности нации. Без решения этих проблем усилия по сбережению народа могут оказаться недостаточно результативными.
Многочисленные вызовы и угрозы здоровью человека определяют необходимость создания единого программного документа, которым могла бы стать «Стратегия развития санаторно-курортного комплекса Российской Федерации».
Решение задач и реализация Стратегии представляются целесообразными в рамках Государственной и Ведомственной целевых программ, которые должны быть осуществлены в соответствии с требованиями законодательства и включать комплекс мероприятий по охране здоровья здоровых, взаимоувязанных по задачам, срокам осуществления, целевым индикаторам и ресурсам, привлекаемым для их реализации. (Федеральный закон от 28 июня 2014 года № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации».)
Текущие изменения потребностей населения и запросов на качество отдыха на курортах привели к расширению возможностей санаторно-курортной отрасли оказывать услуги курортно-рекреационной направленности, основной целью которых является укрепление здоровья человека.
В сентябре 1978 года Всемирная организация здравоохранения и ЮНИСЕФ провели историческую Международную конференцию по первичной медико-санитарной помощи в Алма-Ате. Конференция приняла Алма-Атинскую декларацию и стратегию «Здоровье для Всех», которая призывала к созданию систем здравоохранения, основанных на первичной медико-санитарной помощи, гарантирующих равный доступ к медицинскому обслуживанию для всех граждан.
К 90-м годам санаторно-курортный комплекс мог принимать более 32 млн человек ежегодно, 7431 предприятие имело свои санатории.
В советское время в течение нескольких поколений значительная часть населения России активно пользовалась санаторно-курортными услугами, культивировался и создавался образ санаторно-курортного лечения как неотъемлемого элемента национального образа жизни. В структуре потребностей рядового гражданина услуги санаторно-курортного комплекса наряду с услугами здравоохранения входили в число неотложных потребностей. Развитие санаторно-курортного комплекса решало задачи популяризации здорового образа жизни, вовлечения широкого круга граждан в занятия своим здоровьем, являлось важнейшим элементом сохранения здоровья человека и профилактики заболеваний.
По научным данным (2000—2015), санаторно-курортное лечение сокращает длительность временной нетрудоспособности на 25—30 %, возвращает к прежней работе до 80 % больных, перенесших инфаркт миокарда. Происходит сокращение расходов на лечение больных в амбулаторно-поликлинических и стационарных организациях в 2,6—3 раза. По накопленным десятилетиями данным, показателями эффективности санаторно-курортного лечения является уменьшение в 2—6 раз числа обострений различных заболеваний и в 2,5 раза потребности в госпитализации. Дети болеют в течение года в 3—5 раз реже, чем в предыдущие годы, в 25 % наступает стойкая ремиссия хронических заболеваний. Ежегодная многолетняя профилактика и лечение в санаторно-курортных условиях позволяют существенно увеличить продолжительность жизни (от 3 до 15 лет).
Оказавшись в условиях коммерциализации здравоохранения, санаторно-курортная система не может конкурировать как с частными медицинскими клиниками, обладающими налоговыми преференциями как медицинские учреждения, так и с высокоэффективными производителями фармацевтических средств, располагающими широкими возможностями по продвижению своих продуктов. Так, за последние пятнадцать лет рынок платных медицинских услуг вырос на 315 %, а рынок санаторно-курортных услуг — всего на 24 %. Согласно данным Росстата, доходы санаторно-курортных организаций от предоставляемых услуг в 2016 году составили 119,2 млрд рублей, что в 11,3 раза меньше дохода фармацевтического рынка.
Попытки преобразования отечественной системы здравоохранения в направлении перехода от системы болезнецентрической, ориентированной на лечение заболевания, к системе здоровьецентрической, основанной на приоритете охраны здоровья здоровых и продлении жизни (с сохранением трудового потенциала), были предприняты Министерством здравоохранения Российской Федерации на уровне ряда программных документов в недавнем прошлом (Концепция охраны здоровья здоровых в Российской Федерации, 2003 год). Однако в силу разных причин, в том числе в результате экономического кризиса 2008 года, остались нереализованными. В настоящее время Минздравом России разработан проект стратегии формирования здорового образа жизни населения, профилактики и контроля неинфекционных заболеваний на период до 2025 года, который, к сожалению, не предусматривает широкую интеграцию центров здоровья и санаторно-курортного комплекса в систему формирования охраны здоровья здоровых, продления жизни и продления трудового потенциала страны.
Настоящая Стратегия должна стать основой для разработки отраслевых документов стратегического планирования в области обеспечения охраны здоровья граждан Российской Федерации, государственных программ Российской Федерации, государственных программ субъектов Российской Федерации, а также иных документов стратегического планирования.
Стратегия развития санаторно-курортного комплекса должна включать:
1. Совершенствование законодательной и нормативно-правовой базы.
2. Создание системы государственного управления, регулирования и контроля деятельности санаторно-курортных организаций независимо от форм собственности и ведомственного подчинения.
3. Превращение санаторно-курортного комплекса Российской Федерации в высокорентабельную и конкурентоспособную сферу экономики.
4. Доступность санаторно-курортной помощи населению, в первую очередь усовершенствование системы обеспечения санаторно-курортным лечением слабо защищённых групп населения страны (дети, инвалиды, престарелые, участники военных действий и ликвидаторы техногенных и стихийных катастроф и другие категории лиц, определённые законодательством).
5. Создание механизмов интеграции санаторно-курортных организаций как важнейшего раздела системы здравоохранения в систему этапности лечения «поликлиника — стационар — санаторий».
6. Создание механизмов интеграции и формирования ведущей роли санаторно-курортных организаций в системе оздоровления и профилактики заболеваний, включая использование системы охраны здоровья здоровых для продвижения и популяризации санаторно-курортного комплекса Российской Федерации.
7. Экологический контроль состояния лечебно-оздоровительных местностей и природных лечебных ресурсов для сохранения имеющегося оздоровительного потенциала санаторно-курортного комплекса.
8. Соответствие международному уровню состояния материально-технической базы санаторно-курортных организаций и предоставляемых ими лечебных и сервисных услуг, внедрение новых лечебно-оздоровительных технологий.
9. Реализацию программы развития превентивной и персонализированной медицины с применением природных лечебных факторов.
10. Развитие информационного обеспечения.
11. Совершенствование системы подготовки кадров для санаторно-курортной деятельности.
Важным условием успешной реализации стратегии должна стать поддержка приоритетных проектов развития санаторно-курортных комплексов как на федеральном, так и на региональном уровне.
Одновременно должна решаться задача для планирования и реализации мероприятий по охране здоровья здоровых в санаторно-курортных организациях.
России нужна принципиально новая система управления динамикой здоровья населения, построенная по профилактическому принципу, данная система потребует поддержки всех государственных, общественных институтов страны и будет способна при этих условиях стать базисной для развития отечественной системы здравоохранения. Значимая роль в сохранении и поддержании здоровья принадлежит санаторно-курортной отрасли, развитие которой является стратегически важной для экономики страны.