Михаил Кузьменко: «Вопросы обеспечения достойного материального вознаграждения медицинских работников за труд остаются в числе приоритетов отраслевого Профсоюза» №2(91), 2018 год
Реализация указов Президента РФ от 07.05.2012 г. в части повышения уровня оплаты труда медицинских работников подошла к своему логическому завершению. Как изменилась реальная ситуация в уровне материальной оценки труда работников — об этом мы беседуем с Михаилом Кузьменко, председателем Профсоюза работников здравоохранения РФ.
— Вопросы обеспечения государством достойного материального вознаграждения медицинских работников за труд продолжали оставаться в числе приоритетных направлений деятельности отраслевого Профсоюза.
Мы постоянно с высоких трибун и в обращениях Профсоюза к руководству страны констатировали низкий уровень зарплаты как существенный фактор, оказывающий негативное влияние на сбалансированность кадровой обеспеченности лечебно-профилактических учреждений, что в свою очередь обусловливает дефицит специалистов, непривлекательность профессии для молодых врачей, а также снижение мотивации работников к эффективному и качественному труду.
Я не буду останавливаться на чрезвычайной важности для отрасли указов президента страны, ведь и на страницах вашего журнала, и в другой периодике, основываясь на показателях мониторинга реализации дорожных карт по достижению контрольных показателей роста заработной платы, эта тема была всё время, что называется, на слуху.
Не могу не отметить факт, фиксируемый статистическим наблюдением, положительной динамики в величинах среднего уровня оплаты труда работников.
Так, по итогам 2017 года по сравнению с 2013-м, по данным Росстата, размер среднемесячной начисленной заработной платы врачей вырос на 20 %, среднего медицинского персонала — на 17 %, младшего медицинского персонала — на 29 %.
Особенно продвинутыми в этой части стали январь-февраль 2018 года. Вновь обращусь к данным Росстата: зафиксированная средняя зарплата врачей составила в целом по России 73,2 тыс. рублей, что выше по сравнению с 2017 годом на 29,7 %; номинальная зарплата среднего медицинского персонала увеличилась на 19,4 %, а младшего медперсонала — на 58,1 %.
Разумеется, говоря о динамике уровня оплаты труда, нельзя обойти тему повышения минимального размера оплаты труда. За последние два года он повышался несколько раз: с 6204 рублей в 2016 году до 9489 в настоящее время.
Более того, не могу не обратить внимания на то, что в рамках профсоюзного движения впервые за обозримую историю удалось добиться исполнения нормы, предусмотренной Трудовым кодексом РФ, о соответствии размера МРОТ величине прожиточного минимума. Эта норма будет реализована с мая сего года, а на последующие годы утверждён механизм её обеспечения.
— То есть обозначились серьёзные подвижки в этих вопросах? Или проблема решена в целом?
— К сожалению, проблемы остаются.
Данные мониторинга, проводимого Профсоюзом, информация его организаций и медицинского сообщества, поступающая с мест, свидетельствуют о том, что статистические показатели, которые являются основой для отчётов о выполнении майских указов, как правило, не отражают фактическую картину реальных размеров оплаты труда работников. Должен отметить, что именно этот факт, сопровождающийся чрезмерной, нарастающей интенсификацией труда работников, сегодня обусловливает имеющееся недовольство среди медицинского сообщества, уныние и социальную нестабильность в коллективах.
В первую очередь на показатели статистических наблюдений средних размеров заработной платы в сторону их увеличения существенно влияет то обстоятельство, что они рассчитываются с учётом значительного объёма выполняемых медицинскими работниками дополнительных видов работ, которые осуществляются в условиях дефицита кадровых ресурсов. Более того, с точки зрения логики трудно объяснить то обстоятельство, что Методикой расчёта средней зарплаты учитываются также выплаты социального характера, совсем не связанные с оценкой труда работников, что, по сути, противоречит нормам Трудового кодекса РФ.
Ещё один фактор. Принципиальной новацией указа президента РФ являлся ориентир соотношения средней зарплаты среди отдельных категорий медицинских работников к средней заработной плате в соответствующем регионе. Однако произошедшая в 2016 году подмена этого понятия на «трудовой доход в субъекте РФ» привела к снижению исходных величин расчёта соотношений и, следовательно, к формальному увеличению сложившихся контрольных показателей дорожных карт по медицинским работникам.
Но даже в этих изменённых обстоятельствах мы вынуждены констатировать, что дорожные карты по достижению фиксированных целевых индикаторов роста заработной платы за 2017 год в целом по Российской Федерации не выполнены: по врачам показатель соотношения среднемесячной заработной платы к трудовому доходу составил 163 % (вместо планируемых 180 %), по среднему медперсоналу — 87,5 % (вместо 90 %), по младшему медперсоналу — 61,9 % (вместо 80 %).
Серьёзную озабоченность Профсоюза вызывала в отчётном периоде проблема уровня заработной платы иных категорий работников, не подпадающих под действие указа президента. В течение продолжительного времени в медицинских организациях не исполнялась норма трудового законодательства о повышении уровня реального содержания заработной платы работников, не относящихся к медицинскому персоналу: педагогического, инженерно-технического, учебно-вспомогательного, обслуживающего персонала, рабочих, — так как индексация фондов оплаты труда начиная с 2014 года не производилась. И только в 2017 году, после неоднократных обращений Профсоюза, в том числе в рамках Ассоциации профсоюзов работников непроизводственной сферы РФ, ФНПР, актуальность проблемы была воспринята и озвучена президентом России В.В. Путиным, в результате чего индексация заработной платы «неуказных» категорий работников на предстоящий трёхлетний период составит по 4 % ежегодно.
Таким образом, как вы правильно отметили, наряду с положительными сдвигами в вопросах материальной оценки труда работников здравоохранения, к сожалению, сохраняются и серьёзные проблемы. Нам представляется необходимым определиться в первую очередь с оценкой истинного положения дел в уровне оплаты труда работников, и на этой основе выстраивать тренд дальнейшего движения в этом направлении.
— Каким вам представляется этот тренд? Просматриваются ли сегодня государственные задачи на ближайшую и отдалённую перспективу?
— Государство свои цели на 2019–2020 годы в этой части, в принципе, определило. При формировании федерального бюджета на 2018 год и плановый период 2019–2020 годов предусмотрено сохранение достигнутого в 2018 году уровня оплаты труда «указных» категорий работников.
Но мы считаем, что это минимум, которого далеко недостаточно, и надо определяться с этапами дальнейшего роста заработной платы. Наше видение мы отразили в Наказах Профсоюза кандидатам в Президенты РФ, и, как это принято в России, ожидаем позитивных решений избранного президента страны Путина В.В.
Свои предложения в этой части мы готовы обсуждать с Минздравом, Минтрудом, Правительством России.
— Остро звучит тема существенной дифференциации в уровнях оплаты труда специалистов в разных регионах страны. Что делается в этой части?
— Да, правовая составляющая формирования систем оплаты труда, структура заработной платы продолжают оставаться в центре нашего внимания.
Читатели журнала, очевидно, знают, что в течение многих лет, после отмены Единой тарифной сетки, одним из основных требований ЦК Профсоюза было формирование эффективной государственной системы гарантий по оплате труда, в основе которой должны быть предусмотрены единые размеры базовых окладов по профессиональным квалификационным группам должностей работников бюджетной сферы. И это наше видение нашло правовое подтверждение в Указе Президента РФ от 07.05.2012 № 597, в соответствии с которым Правительство РФ должно утвердить базовые оклады по профессиональным квалификационным группам должностей работников.
К сожалению, этот вопрос правительством страны действующего состава до настоящего времени не решён, и ситуация в регионах в части размеров минимальных окладов существенно разнится. Мы считаем, что это проблема не только заработка специалистов, и рассматривать её надо в иной, более широкой плоскости. Ведь в значительной степени именно существенная, объективно необусловленная дифференциация уровней оплаты труда специалистов, оказывающих одни и те же медицинские услуги в разных регионах страны, стала одним из главных факторов региональной разбалансированности кадровой обеспеченности лечебно-профилактических учреждений. А в сочетании с уже фактически сложившейся «исторической» составляющей чрезмерной интенсификации труда, связанной с дефицитом кадров, эта первопричина обусловливает непривлекательность профессии для отдалённых регионов, в первую очередь — в сельской местности.
Обосновывая необходимость утверждения на федеральном уровне базовых окладов по ПКГ, мы намерены твёрдо отстаивать основной постулат: минимальный базовый оклад — не ниже МРОТ. Мы считаем, что именно такой подход позволит разрешить приобретающую всё большую остроту проблему статуса и содержания МРОТ, который сегодня включает не только должностной оклад, но и все надтарифные выплаты как компенсационного, так и стимулирующего характера.
Понимая всю сложность данной задачи, Профсоюз совместно с Минздравом России проводит работу на местах в рамках подготовки к формированию системы базовых окладов в отрасли. В первую очередь это изменение структуры заработной платы в здравоохранении, исходя из увеличения в ней доли гарантированной, тарифной, части (должностных окладов) до 55–60 %. Должен отметить, что процесс идёт непросто, ведь эта реформа осуществляется в основном за счёт актуализации системы выплат стимулирующего и компенсационного характера. Мы постоянно мониторим ход этой работы в субъектах РФ, в том числе оказываем практическую помощь органам управления здравоохранением и региональным организациям Профсоюза с выездом на места совместных бригад Минздрава России и ЦК Профсоюза. Кроме того, мы нацеливаем наши первичные организации активно работать в коллективах, совместно с администрацией учреждений, разъясняя суть и механизмы этих процессов и не допуская при этом снижения уровня оплаты труда конкретных работников.
— Михаил Михайлович, Профсоюзом ежегодно отмечается проделанная работа по совершенствованию законодательства о специальной оценке условий труда для работников медицинских организаций. Что удалось достигнуть в данном направлении?
— Начну с того, что проведение специальной оценки условий труда на рабочих местах медицинских работников постоянно находится под пристальным вниманием Профсоюза. Для каждого работника важно проведение на его рабочем месте объективной оценки условий труда, а значит, это важно и Профсоюзу. Объективно полученный результат специальной оценки условий труда является обоснованием для предоставления работникам гарантий и компенсаций за работу во вредных (опасных) условиях труда, а также реализации других мероприятий в области охраны труда, определённых в законодательстве.
Тем не менее законодательство по проведению данной оценки на рабочих местах работников всё также остаётся недостаточно совершенным, даже несмотря на уже реализованные в нём инициативы и предложения со стороны Профсоюза. А основными упущениями на местах, как показывает проводимый Профсоюзом постоянный анализ хода проведения спецоценки, становились минимальное участие работника в процессе и неисполнение в полной мере со стороны работодателя требований федерального законодательства. Много вопросов возникает на местах к действиям организаций, проводящим специальную оценку условий труда, в части «быстроты» работы их экспертов и специалистов. А мы знаем, что в данном деле спешить не нужно, так как это не только добавляет возникновение в медицинской организации в большинстве случаев конфликтных ситуаций, но и вредит становлению самого процесса спецоценки. Важной составляющей в спецоценке должны сейчас стать предложения работника по идентификации факторов производственной среды и трудового процесса на его рабочем месте, рассмотрение этих предложений на заседаниях комиссии по проведению спецоценки и направление их в составе материалов в организацию, проводящую спецоценку. Эта норма изложена в законодательстве как право работника.
Профсоюз с самого начала внедрения новации в оценке условий труда участвовал на всех этапах разработки законодательства о спецоценке условий труда и обозначал проблемы, которые могут возникнуть с реализацией данного законодательства в системе здравоохранения. «Где тонко, там и рвётся» — мы все знаем эту поговорку. Так и случилось. Это проявилось в некорректных формулировках и неучёте специфических особенностей в работе работников отрасли из-за того, что предложения Профсоюза не были приняты во внимание. В итоге начиная с 2014 года идёт постоянная совместная работа Профсоюза с участием Минздрава России и Минтруда России по исправлению сложившейся ситуации. За это время удалось выделить отдельные категории медицинских работников, на рабочих местах которых спецоценка проводится с учётом особенностей, внести изменения в Методику проведения спецоценки и Классификатор вредных и (или) опасных производственных факторов, в части отнесения к классу условий труда рабочих мест работников, непосредственно осуществляющих медицинскую деятельность при воздействии биологического фактора.
Что касается особенностей проведения спецоценки, то в соответствующий перечень вошли рабочие места работников скорой медицинской помощи, хирургических и реанимационных отделений, отделений интенсивной терапии, а также осуществляющих оказание психиатрической и медицинской помощи больным с психическими заболеваниями и расстройствами и участвующих в их обслуживании. Необходимо отметить, что данными особенностями учитываются напряжённость трудового процесса, наличие стресса и травмоопасность рабочих мест. В рамках приказа Минтруда установлено применение статистических данных об имеющихся (имевшихся) инфекционных заболеваниях у лиц, которым оказывается соответствующая медицинская помощь, для идентификации биологического фактора на рабочих местах.
— В чём Профсоюз видит дальнейшее совершенствование законодательства о специальной оценке условий труда?
— Мы всегда обозначали свою позицию, выражающуюся в том, что необходимо продолжать совершенствовать данное законодательство, шире обсуждать возникающие при его применении проблемы и по возможности оперативнее снимать наиболее острые вопросы внесением соответствующих, можно сказать, «точечных» и конкретных изменений. Данная позиция нам кажется более приемлемой, чем бескомпромиссная отмена действующих и принятие новых документов. Новые и ещё не используемые в практике правила могут сослужить плохую службу, а именно — привести к дополнительному всплеску в трудовых коллективах эмоций из-за неопределённостей при применении новых постулатов и непредвиденным финансовым издержкам бюджетов.
В настоящее время законодательство работает, и вопросы наиболее болезненных притирок во многих отраслях, в том числе и в здравоохранении, уже более или менее разрешены. Однако, несмотря на такое положение дел, всё же не разрешены отдельные моменты, которые требуют разъяснений со стороны исполнительных органов власти по применению отдельных норм законодательства. Например, это касается биологического фактора. И это несмотря на то, что были внесены в 2015 году изменения в Методику проведения специальной оценки условий труда.
Профсоюз настойчиво предлагает направить совместное с Минздравом России письмо Минтруда России в адрес заинтересованных сторон по вопросу отнесения условий труда при воздействии биологического фактора на рабочих местах медицинских и иных работников, непосредственно осуществляющих медицинскую деятельность, к классу (подклассу) условий труда либо убрать из Методики скобочное выделение слов «работа с патогенными микроорганизмами», так как некоторые эксперты считают данные слова уточняющими, что порождает с их стороны дополнительные требования к медицинской организации, которые не предусмотрены законодательством. Это своего рода самодеятельность, с которой постоянно приходится сталкиваться членам комиссий по проведению спецоценки от Профсоюза. Когда она проявляется только со стороны организаций, проводящих специальную оценку условий труда, Профсоюз ещё в некоторых случаях может приостановить процесс совершения противоправных действий, но когда это исходит от исполнительных органов власти или надзорных органов, тогда приходится разрешать ситуацию через экспертизы, оспаривание и обращения в суды. Это более длительно, а значит, в этот период работники за работу во вредных условиях труда будут ущемлены в правах на компенсационные меры. Все прекрасно понимают, что на работников медицинских организаций воздействует биологический фактор в виде контактов с возбудителями заболеваний (патогенными микроорганизмами), носителями которых являются обратившиеся за оказанием медицинской помощи пациенты. И всё же возникают неопределённости при применении нормативных документов в ходе проведения специальной оценки условий труда. Пора этому положить конец и чётко обозначить, что все медицинские работники работают в условиях воздействия биологического фактора. Тем более что выявлять больных инфекционными и паразитарными болезнями и лиц с подозрением на инфекционные болезни, а также носителей возбудителей инфекционных болезней определено в обязанностях медработников общими требованиями по профилактике инфекционных и паразитарных болезней в рамках санитарно-эпидемиологического законодательства.
Профсоюз будет и дальше проводить целенаправленную работу по совершенствованию законодательства о специальной оценке условий труда. Остаётся нерешённым вопрос с учётом в оценке условий труда на рабочих местах медицинских работников, присутствующих и не подлежащих количественному или инструментальному измерению показателей фактора напряжённости трудового процесса, но которые тем не менее могут быть исследованы как профессиональные риски. Эти психогенные или стрессогенные показатели ранее при аттестации рабочих мест учитывались как психоэмоциональные нагрузки. На рабочих местах отдельных категорий медработников из-за отсутствия приборной базы не учитывается воздействие контактного ультразвука, хотя нормативными документами определены предельно допустимые уровни. Ионизирующее излучение на рабочих местах работников–рентгенологов как базовый фактор, оказывающий вредное воздействие на организм работника рентгенодиагностической службы из-за завышения применяемых в Методике показателей, ушло на второй план. Не предусмотрена в нормативных правовых документах возможность оценки биологического фактора на рабочих местах обеспечивающих деятельность медицинских организаций работников (сантехники, водители, рабочие, электрики, уборщики, гардеробщики и т.д.). Мы видим эти нестыковки законодательства с реальными условиями труда работников медорганизаций, говорим о них и направляем предложения по изменению действующих подходов, постоянно держим процесс на контроле.
— Очень часто говорится о повышении уровня грамотности работников и их знаний требований законодательства о специальной оценке условий труда. Что делается Профсоюзом в данном направлении работы?
— Надо отметить, что Профсоюз данному направлению уделяет внимание в настоящее время как одному из приоритетных. Обучение профсоюзного актива и работников профорганов, их компетентность в направлениях деятельности Профсоюза всегда способствовали решению задач по соблюдению прав и обеспечению социально-правовой и социально-экономической защиты работников отрасли здравоохранения.
Профсоюз в своей деятельности использует различные формы доведения информации до каждого члена Профсоюза. Это в первую очередь налаживание региональными организациями Профсоюза обучения непосредственно в субъектах Российской Федерации по установленным учебным программам для отдельных категорий работников с участием образовательных организаций либо в виде семинаров-совещаний и конференций с профсоюзным активом. Для широкого информирования о требованиях законодательства по вопросам специальной оценки условий труда и обучения профактива и профработников Профсоюзом разработана и утверждена программа. В соответствии с данной программой подготовлено и издано методическое пособие «Шаг за шагом при специальной оценке условий труда». Данное пособие прошло сертификацию в 2017 году на соответствие информационным ресурсам в области охраны труда и сейчас активно используется в субъектах РФ. Необходимо отметить, что многие разработки Профсоюза применяются в обучении профактива других отраслевых объединений профсоюзов, а также в территориальных учебных профсоюзных центрах. Профсоюзом ежегодно выпускаются памятки для членов Профсоюза в виде буклетов, информационные бюллетени, журнал «Профсоюзная тема», из которых можно узнать, как защитить права работника, и ознакомиться с уже имеющейся практикой региональных организаций Профсоюза. И, конечно, информацию о работе Профсоюза и другие материалы, необходимые для использования в работе, можно найти на нашем интернет-сайте.