Метод инновационной электрокардиографии на страже здоровья школьников №2(91), 2018 год
Согласно данным Научного центра здоровья детей РАМН, около 35 % детей в России рождаются с различными осложнениями или заболевают в первый год жизни. В последние десятилетия наблюдается статистически значимое увеличение случаев выявления патологии сердца и сосудов в детском возрасте. А новая образовательно-воспитательная политика, направленная на развитие массовой физкультуры и спорта в России, дала не только положительные результаты, но и рост детской смертности, связанной с сердечно-сосудистыми заболеваниями.
В октябре 2017 года министр образования РФ О.Ю. Васильева привела данные о том, что в 2016/17 учебном году на уроках физической культуры в нашей стране погибли 211 детей. Если судить по сообщениям российских СМИ, часто погибают дети, страдающие именно сердечно-сосудистыми заболеваниями. Сама министр связывает эту проблему не столько с недообследованием школьников, сколько с требованиями законодательства о защите персональных данных. В свою очередь глава Минздрава России В.И. Скворцова настаивает на том, что учителя должны знать, к какой группе здоровья относится ребёнок, но врачебная тайна при этом должна строго сохраняться.
Согласно оценкам специалистов, среди основных причин смертей на школьных уроках можно выделить:
• отсутствие материально-технической базы в школах для выявления детей с сердечно-сосудистыми патологиями;
• неточную оценку состояния здоровья детей при медицинских осмотрах, ведущую к невыявлению детей с патологиями сердечно-сосудистых заболеваний;
• отсутствие достоверной информации о детях с противопоказаниями к стандартным физическим нагрузкам.
С 2012 года доступ к медицинским картам школьников имели только врач и родители ребёнка; в школы карты передаются, только если об этом попросят родители. На фоне тревожной статистики с 1 января 2018 года вступил в силу приказ Минздрава России № 514н «О порядке проведения профилактических медицинских осмотров несовершеннолетних», согласно которому теперь школьным врачам и фельдшерам будут передаваться результаты ежегодных медосмотров учащихся. Учителя по-прежнему будут располагать лишь общей информацией о здоровье детей.
Таким образом, введение нового нормативно-правового акта в действие лишь отчасти решает проблему. АО «Микард-Лана» предлагает инновационное решение для проведения массового кардиологического скрининга школьников с целью быстрого автоматического выявления категории риска сердечно-сосудистых заболеваний. Компания выпускает медоборудование и использует облачные технологии для автоматической оценки состояния сердечно-сосудистой системы, не имеющие аналогов в мире.
С целью раннего выявления сердечно-сосудистой патологии и своевременного лечения, в рамках проекта «Здоровое сердечко — Здоровая Россия», в 2016–2017 годах при поддержке Комитета по здравоохранению Ленинградской области и главного внештатного кардиолога Ленинградской области, д.м.н., профессора Т.В. Тюриной проведены массовые электрокардиографические исследования учащихся младших классов в Киришском и Всеволожском районах области и Красносельском районе Санкт-Петербурга. По результатам обследований с помощью уникального программного обес-печения АО «Микард-Лана» на базе искусственного интеллекта произведена оценка распространённости заболеваний среди детей. Данные по автоматизированной оценке Индекса здоровья ребёнка позволили чётко увидеть распределение детей, участвовавших в исследовании, по группам в соответствии с нормой (77,4 %), отклонением от нормы (18,5 %) или выявленной патологией (4,0 %) сердечно-сосудистой системы. На основании полученных данных медицинские работники школ, участвовавшие в пилотном проекте, смогли более обоснованно сформулировать рекомендации для учителей физической культуры по отнесению детей к той или иной группе здоровья и для родителей конкретных школьников по физической нагрузке в зависимости от состояния здоровья их детей.
Разработанная компанией «Микард-Лана» инновационная система кардиологического скрининга детей получила положительные отзывы специалистов как рекомендованная для дальнейшего тиражирования в образовательной системе России.