×

Должности, опубликованные на сайте, указаны на момент публикации

Центр крови имени О.К. Гаврилова: новые магистрали развития №1(90), 2018 год

Геннадий Габриэлян

Одно из важнейших учреждений Департамента здравоохранения Москвы — Центр крови имени О.К. Гаврилова — расположено на улице Поликарпова. Около двух третей компонентов крови, которые поступают в медицинские организации столицы, заготавливаются и производятся именно здесь. Кроме того, выступая в роли скрининговой лаборатории, Центр обеспечивает тестированием более 90 % заготавливаемых донорских компонентов на маркеры инфекционных заболеваний, что составляет свыше 150 тыс. образцов.

— Мы обрабатываем 75 тыс. литров цельной донорской крови в год, — рассказывает главный врач Центра Ольга Майорова. — Оставив заявку в отделении экспедиции Центра, потребитель в самое короткое время получает компоненты крови надлежащего качества и в надлежащем количестве. Плановые заявки клиник с высокой трансфузионной активностью обеспечивают поддержание неснижаемого запаса компонентов крови в этих клиниках, а экстренные заявки, которые составляют сейчас около 60 % от общего числа, поступают, если в клинику попадает пациент с острой ситуацией, или в тех случаях, когда возникает неотложная потребность в редких фенотипах и группах крови.

— Ольга Андреевна, как распределяются заявки в качественном отношении?

— Всё зависит от вида компонента. Например, запас свежезамороженной плазмы в медицинской организации создать нетрудно. Она легче подбирается, в ней меньше антигенов, по которым осуществляется подбор пары «донор — реципиент». Поэтому основная масса свежезамороженной плазмы поступает в медицинские организации в плановом порядке. Сложнее с эритроцитсодержащими средами и тем более с тромбоцитами, срок хранения которых всего пять дней, поэтому создать запас практически невозможно. И потребители тромбоцитов — это в основном тяжёлые пациенты гематологического, онкологического профиля, с массивной кровопотерей. Тромбоциты практически целиком пополняются по экстренным заявкам, потому что управление их запасами происходит, как говорится, с колёс.

Что касается эритроцитсодержащих компонентов, то сложность их заготовки заключается в том, что здесь учитываются не только группа крови, но ещё и резус-принадлежность, келл-принадлежность, фенотип эритроцитов. Поэтому многие годы у нас при переливании преобладала плазма, однако сегодня мы целенаправленно переходим к европейским стандартам — и за последний год у нас отмечено преобладание эритроцитсодержащих компонентов.

— Ваш Центр обладает крупнейшим в России корпусом фракционирования плазмы. Что именно там происходит?

— Речь идёт о производстве препаратов плазмы: альбумина, антирезусного иммуноглобулина, внутримышечного иммуноглобулина человека. И мы действительно были самым большим производителем препаратов плазмы среди учреждений службы крови. Но поскольку производство было запущено достаточно давно, а технологии движутся вперёд, в марте 2017 года было принято решение данный корпус модернизировать. Сейчас идёт капитальный ремонт, в результате которого объём переработки крови должен возрасти более чем в шесть раз, производственная линейка расширится, и мы будем обеспечивать столичное здравоохранение не только компонентами, но и препаратами крови.

— Ольга Андреевна, как выглядит портрет современного донора?

— Кроме нас, по данному направлению в столице работают также Московская областная станция переливания крови, ФМБА России, действуют ведомственные отделения. При этом приблизительно половина доноров, которые приходят в службу крови города, а именно в Центр крови и его отделения, расположенные в крупных больницах, — это москвичи. Ещё 40–45 % — люди, проживающие в Московской области. Плюс к этому (около 10 %) — граждане, зарегистрированные в других областях, но постоянно проживающие в Москве.

Существуют кадровые доноры. Это доноры, которые сдают кровь три раза в год и больше. В поле нашего зрения таких людей сейчас около 35 тысяч. Ещё приблизительно 30 тысяч человек сдают кровь один — два раза в год. Есть нормы, которые не должны быть превышены. Нельзя сдавать цельную кровь мужчине более пяти раз в год, а женщине — более четырёх раз. Плазму допустимо сдавать каждые две недели, но не более 20 раз в год. Тромбоциты можно сдавать каждые две недели, но не более 12 раз в год.

— Доноры хотят поддержать себя материально?

— Конечно, кто-то из них сдаёт кровь и с такой целью. Донор может быть платным, и это нормально, особенно это касается доноров клеток и плазмы — они во всём мире, как правило, платные. Но в основном люди, которые готовы поделиться своей кровью, приходят к нам с совершенно другими намерениями. Ими движут сострадание, сочувствие к больным, желание прийти на помощь. Надо сказать, что эти добрые порывы в любом случае приносят удовлетворение: человек испытывает чувство радости от того, что принял участие в спасении чьей-то жизни, получает благодарности по этому поводу. Кроме того, сдача крови обладает оздоровительным эффектом. И это не всё. Многие из тех, кто регулярно сдаёт кровь, могут получить статус почётного донора, сначала Москвы, затем России, и вместе с ним льготы, такие как ежегодная выплата определённой суммы (более 13 тыс. рублей), право на бесплатный проезд в транспорте, скидка на услуги ЖКХ, 50%-ная скидка на лекарственные препараты, выписанные врачом, бесплатное зубопротезирование. Есть также право на санаторно-курортное обеспечение. У почётного донора Москвы льгот немного меньше, но всё равно они существенны. Чтобы стать почётным донором России, нужно сдать кровь не менее 40 раз, а плазму — не менее 60 раз.

— Какие формы имеет ваша агитационно-пропагандистская деятельность?

— Мы активно работаем со студентами, учащимися медицинских, и не только медицинских, но и вообще средних специальных учебных заведений, с рабочими коллективами, у нас есть странички в социальных сетях. Объясняем, рассказываем, почему донором быть важно, почему это безопасно и когда это необходимо. Сотрудничаем с некоторыми неформальными объединениями, например «Мотослужбой крови»: приезжают байкеры — и человек двести организованно сдают кровь. У нас нет выходных дней, кроме государственных праздников.

— Ваш Центр был представлен на Х Всероссийском форуме Службы крови, который проходил в Казани в декабре 2017 года?

— Мы участвуем в каждом таком форуме. Это прекрасная площадка для общения с коллегами и обмена профессиональной информацией. И мне приятно сообщить, что именно в Казани медалью Федерального медико-биологического агентства «За содействие донорскому движению» был награждён заместитель главного врача по связям с общественностью, организации и пропаганде донорского движения Центра крови имени О.К. Гаврилова Владимир Марьянович Потапский. В прошлом он генерал-майор медицинской службы, специалист очень высокого класса.

— Каким образом в деятельности Центра присутствует научно-практическая составляющая?

— В ноябре 2017 года прошла III Московская конференция специалистов производственной и клинической трансфузиологии. На ней было зарегистрировано 480 представителей из 57 регионов нашей страны с участием специалистов из Армении, Белоруссии, Казахстана, Туркменистана, Украины. Все практические мероприятия проводили специалисты Центра. Наиболее заметными из них стали мастер-классы по приготовлению пулированных тромбоцитов, что очень востребовано, и управлению запасами крови в мегаполисе. Состоялся семинар, на котором обсуждались проблемы обеспечения качества и безопасности компонентов донорской крови за счёт централизации лабораторной диагностики. Данные темы вызвали очень большой интерес у коллег.

— Каковы ваши дальнейшие планы?

— Наступил момент, когда мы начинаем предметно работать в области клеточных технологий — это для нас новая магистраль развития. Ещё в 2011 году Центр объединился с Банком стволовых клеток. Он располагает мощной лабораторией, которая в том числе имеет европейскую аккредитацию по HLA-типированию. Речь идёт об одном из современных методов определения причин бесплодия, который основан на изучении иммунологических особенностей организмов мужчины и женщины: суть методики заключается в определении совместимости партнёров. У этой и подобных ей научных разработок большое будущее.