Центральный совет по туризму и отдыху: необходимо создать дорожную карту развития отрасли №2(85), 2017 год
Негативным фактором, сдерживающим развитие санаторно-курортного комплекса и не обеспечивающим его конкурентоспособность, в том числе на международном рынке санаторно-курортных услуг, является недостаточный уровень состояния материально-технической базы санаторно-курортных организаций, в основном относящихся к ведению субъектов Российской Федерации и Федерации независимых профсоюзов России. Попробуем разобраться в том, каковы предпосылки сложившейся ситуации, и определить, что нужно предпринять для полноценного развития отрасли.
Предыстория
По данным Государственного реестра курортного фонда, площадь зданий государственных санаториев, нуждающихся в ремонте, составляет 17,2 % от общей площади. Необходимая сумма капиталовложений на восстановление и модернизацию в среднем на один объект оценивается в 85–200 млн рублей, а ориентировочная общая потребность составляет порядка 37 млрд рублей. Эта цифра приводилась на известном заседании президиума Госсовета в Белокурихе. Прогрессирующий износ материально-технической базы санаторно-курортных учреждений (18 % от их числа имеют более 80 % износа) был впрямую связан с тем фактом, что суммарная неиспользуемая площадь государственных санаториев, в основном региональной собственности, составила к тому времени 45,6 % от общей площади.
Наибольшая часть санаторно-курортных организаций, имеющих высокий износ зданий и процент неиспользуемых площадей, расположена в Республике Башкортостан, Кабардино-Балкарской Республике, Удмуртской Республике, Чеченской Республике, Красноярском крае, Брянской, Воронежской, Московской, Тульской областях. Крайне высокий уровень износа основных фондов зафиксирован в Республике Крым (большинство из них изношены на 70–90 %). Такое обстоятельство ведёт не только к сокращению доступности и снижению объёмов санаторно-курортного лечения населения, но и оказывает негативное влияние на экологическую и санитарно-эпидемиологическую ситуацию на курортах.
Всем заинтересованным сторонам ясно, что для увеличения спроса на российские санаторно-курортные услуги необходимо провести инфраструктурную перестройку, модернизацию или реконструкцию объектов санаторно-курортного комплекса федеральной и региональной формы собственности. В то же время в условиях современного экономического положения страны очевидна невозможность полномасштабного бюджетного финансирования развития материально-технической базы здравниц и объектов санаторно-курортной инфраструктуры. Требуется создание нового механизма стимулирования инвестиций в развитие санаторно-курортной сферы. Его контуры и были очерчены в поручении президента, ибо к тому времени стало абсолютно ясно: собственные доходы государственных и муниципальных санаторно-курортных организаций не позволяют формировать собственные инвестиционные ресурсы для осуществления инвестиций в масштабную реконструкцию и ремонт, модернизацию лечебной базы.
В чём же состоит выход? Привлечение дополнительных ресурсов в модернизацию и развитие санаторно-курортного комплекса возможно с использованием частных инвестиций как на условиях государственно-частного партнёрства (ГЧП), так и иных предусмотренных законодательством Российской Федерации механизмов привлечения инвестиций. Наряду с различными формами партнёрства с частным инвестором следует рассматривать возможности передачи отдельных неэксплуатируемых, недостроенных объектов санаторно-курортного комплекса государственной собственности в частную собственность (приватизация).
В целом ГЧП, независимо от его формы, предоставляет ряд возможностей и обеспечивает определённые преимущества для каждой из сторон. Что касается государственного сектора, то сотрудничество с представителями бизнеса через ГЧП в обязательном порядке должно предусматривать гарантированную возможность предоставления части коечного фонда для обеспечения бесплатным санаторно-курортным лечением наиболее социально уязвимых категорий граждан (дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также граждане, пострадавшие в результате стихийных бедствий, техногенных катастроф, военных действий и др.). Этот механизм может быть реализован через включение соответствующих условий в инвестиционное (концессионное) соглашение с инвестором. Под защитой государства должны оставаться социально значимые санаторно-курортные организации: туберкулёзные, психоневрологические санатории, санатории для инвалидов и прочие.
Если же смотреть на проблему шире, то надо постоянно помнить: современный этап развития санаторно-курортной отрасли тесно связан с развитием туристско-рекреационного комплекса. Часто они соседствуют на одной территории, используют общую инфраструктуру и ресурсы для обеспечения разнообразных потребностей населения в туризме, отдыхе, оздоровлении и лечении. Туристы стремятся максимально использовать и туристские, и оздоровительные услуги. Рынок туристских и санаторно-курортных услуг уже сейчас фактически объединился в единое пространство, несмотря на то, что деятельность этих двух комплексов регулируется разными нормативно-правовыми актами и курируется различными ведомствами.
Очевидной поэтому представляется необходимость создания в отдельных регионах туристско-рекреационных и санаторно-курортных кластеров как единой системы предоставления услуг отдыха и оздоровления. Реализация совместного пакетного туристского и лечебно-оздоровительного продукта будет способствовать развитию туристической и санаторно-курортной отраслей в целом. В качестве пилотных проектов могут быть выбраны популярные курорты Кавказских Минеральных Вод, Алтайского края, Приморья и другие.
Актуальные задачи
Так что же надо делать в первую очередь? Центральный совет по туризму и отдыху ещё к заседанию президиума Госсовета подготовил предложения, которые и сегодня остаются актуальными. Речь идёт о получившем одобрение Правительства РФ законопроекте, внесённом в Госдуму сенаторами В.В. Рязанским и И.Н. Чернышёвым, и законопроекте, подготовленном Министерством культуры РФ, который в настоящее время ждёт рассмотрения: в одном из них работодателям даётся право компенсировать сотрудникам предприятий и организаций и членам их семей затраты на отдых в России, в то время как другой предусматривает вычеты в размере 13 % уплаченного подоходного налога от стоимости турпутёвки, приобретаемой отдыхающими для проведения отпуска в России. Целью законопроектов является государственная поддержка развития туризма в Российской Федерации и предоставление работающим лицам дополнительной возможности реализовать право на отдых.
По предварительной оценке специалистов, воспользоваться таким правом смогут от 6 до 8 млн работающих российских граждан и членов их семей. Финансово-экономическое обоснование к проекту первого из упоминаемых законопроектов подтверждает, что временное уменьшение поступлений в бюджет в связи с уменьшением налога на прибыль в месте регистрации предприятия работодателя компенсируется их увеличением в 1,5–2 раза в местах оказания туристических услуг. Реализация данных законов позволит также увеличить круглогодичную загрузку санаториев, особенно в низкий сезон, и тем самым увеличить совокупный доход и отчисления в бюджеты всех уровней. Предлагаемый механизм предусматривает привлечение только средств предприятий и не требует бюджетных средств.
С учётом того что санатории выполняют важнейшую социальную функцию — оздоровление населения, а также в целях создания благоприятных экономических условий для развития санаторно-курортного комплекса предлагается:
• пересмотреть ставки налогов на землю и имущество в сторону уменьшения. С учётом перехода на кадастровую оценку недвижимого имущества и земель применение действующей системы налогообложения отрицательно сказывается на экономических показателях и ведёт к снижению конкурентоспособности объектов туриндустрии;
• разработать программу подготовки специалистов для санаторно-курортной отрасли — как медицинских, так и управленческих кадров, а также ввести курс подготовки по восстановительной медицине, курортологии и физиотерапии в программу подготовки врачей в высших учебных заведениях и медицинских сестёр в медучилищах (последние пять лет, после упразднения специальности «восстановительная медицина», подготовка врачей для санаторно-курортной отрасли не велась вовсе);
• принять дополнительные меры по повышению транспортной доступности курортов федерального значения и снижению стоимости пассажирских перевозок, в первую очередь по таким направлениям, как Кавказские Минеральные Воды, Сочи, Крым, Белокуриха.
Все эти факторы надо учесть при создании дорожной карты развития отрасли, без которой нам не обойтись.