Ассоциация «АРКА»: что необходимо предпринять для сохранения и развития санаторно-курортного комплекса России №2(85), 2017 год
Анапа — крупнейший черноморский курорт, широко известный не только в России, но и далеко за её пределами. Здесь расположено более 200 санаторно-курортных учреждений, в которых работают свыше 700 врачей и 2000 работников со средним медицинским образованием. В 2016 году Анапа впервые за двадцать лет установила рекорд по числу отдохнувших в ней детей и взрослых — их число составило более четырёх миллионов. Чтобы предоставить такому количеству людей полезный, комфортабельный, наполненный приятными моментами отдых, необходимы скоординированные усилия целого ряда структур, и роль санаторно-курортного комплекса здесь огромна.
В целях постоянного совершенствования курортного дела более двадцати лет назад ведущие здравницы Анапы объединились в Анапскую региональную курортную ассоциацию (АРКА), которая была создана под эгидой Национальной курортной ассоциации России.
Ассоциация «АРКА» успешно решает поставленные перед собой задачи. Расскажу о важнейших из них.
В первую очередь это защита интересов Анапы — единственного и уникального детского и семейного курорта РФ, имеющего статус курорта федерального значения. Ассоциация принимает активное участие в реализации государственных медико-социальных программ.
Другая серьёзная задача — это противодействие принятию законов, которые могут нанести серьёзный вред как Анапе, так и санаторно-курортному делу в РФ в целом. Так, например, Ассоциация «АРКА» приняла активное участие в обсуждении проекта ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан Российской Федерации», что позволило включить в этот закон статьи (всего их четыре) о санаторно-курортном лечении и оздоровлении жителей нашей страны. В начальном проекте этого закона санаторно-курортное лечение даже не упоминалось.
Также наша Ассоциация участвовала в недопущении принятия ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах» и отдельные законодательные акты Российской Федерации», которые предусматривают «исключение лечебно-оздоровительных местностей и курортов из состава особо охраняемых территорий, исключение установления округов санитарной (горно-санитарной) охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов, а также установление режима округов санитарной (горно-санитарной) охраны лечебных природных ресурсов с учётом фактически сложившегося использования соответствующих территорий». В случае принятия этого проекта лечебно-оздоровительные местности и курорты, являющиеся национальным достоянием народов России, могут быть уничтожены в связи со снятием ограничений использования их земель и их дальнейшей распродажей. К счастью, этот закон не принят, но угроза до сих пор не снята.
В круг важнейших задач входит также борьба за сохранение уникальных природных ресурсов курорта Анапа. Ассоциация не только постоянно и широко рассказывает о природных лечебных факторах, но и старается проводить жёсткую работу по их сохранению.
Благодаря активной деятельности нашей Ассоциации Анапа получила высокое признание на международном уровне: четыре раза (в 2006, 2007, 2011 и 2014 годах) наш курорт признавался лучшим курортом мира. Это ещё раз доказывает, что создание Ассоциации «АРКА» явилось правильным и своевременным шагом к объединению усилий ведущих здравниц курорта для сохранения и развития как анапского курортного региона, так и всего курортного дела в России. Наша Ассоциация идёт в верном направлении, сохраняя и развивая замечательные традиции отечественной курортной медицины.
Подтверждением этого является активное участие в подготовке материалов на последнее заседание президиума Госсовета РФ.
Как известно, 26 августа в прошлом году на Алтае в Белокурихе состоялось заседание президиума Государственного совета РФ по вопросу «О повышении инвестиционной привлекательности российских курортов». В процессе подготовки Госсовета наша ассоциация внесла ряд предложений, многие из которых были озвучены на заседании Госсовета.
Необходимость принятия предлагаемых нами мер по повышению привлекательности российских курортов обусловлена целым рядом причин:
• недостаточной эффективностью работы санаторно-курортной отрасли: не используется в полной мере потенциал коечного фонда и возможности санаторно-курортного лечения как третьего этапа реабилитации;
• ухудшением состояния некоторых курортных территорий в связи с нерациональным хозяйственным освоением;
• угрозой загрязнения месторождений минеральных вод и лечебных грязей, деградации лечебных пляжей приморских курортов;
• необходимостью координирования программ развития санаторно-курортной отрасли и других хозяйственных отраслей в курортных регионах;
• изменениями в социально-экономической ситуации на современном этапе (снижение уровня социальной защищённости граждан).
Повышение привлекательности курортов возможно только при условии восстановления имеющихся и организации новых лечебных пляжей, формирования новых парковых зон, увеличения добычи бальнеогрязевых лечебных ресурсов, улучшения экологической ситуации на территории курортов. Исходя из этого наши предложения были разделены на ряд групп, представленных в данной статье.
Предложения по совершенствованию государственного управления санаторно-курортной отраслью
1. Создать специально уполномоченный государственный орган по управлению санаторно-курортной отраслью в статусе министерства (федерального агентства). Присоединение санаторно-курортной отрасли к физкультуре или здравоохранению показало неэффективность таких систем управления. Санаторно-курортное лечение нельзя понизить до уровня одной из многочисленных форм туризма.
2. Разработать и принять федеральную целевую программу по развитию российских курортов с акцентом на развитие санаторно-курортного лечения.
Предложения по правовым и финансово-экономическим вопросам
1. В части совершенствования нормативно-правовой базы, регулирующей санаторно-курортную деятельность:
1.1. Внести изменения и дополнения в ФЗ «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах», направленные на обеспечение охраны и целевого использования природных ресурсов и территории курортов.
1.2. Внести изменения в ФЗ № 94 от 21.07.2005 «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг» в части условий проведения конкурсов (аукционов) социальных путёвок:
• установить, что главным фактором определения победителя аукциона должна быть не цена путёвки, а качество предоставляемых услуг, прежде всего — лечебных (доля цены в совокупности критериев, определяющих победителя, не должна превышать 40 %);
• установить минимальный порог цены путёвки, ниже которого невозможно обеспечение качества предоставляемых услуг.
1.3. Законодательно отменить компенсационные выплаты работающему населению при отказе ими от путёвок на российские курорты, включить в стоимость путёвки затраты на проезд, установить снижение тарифов на проезд в период высокого сезона.
В себестоимость выпускаемой продукции (услуг) предприятий включить 3 % от доходов, направляемых на приобретение санаторных путёвок для его работников.
Предусмотреть включение в государственный бюджет затрат на финансирование научно-исследовательских работ в области санаторного лечения и курортологии, затрат на рекламу российских курортов.
1.4. Внести изменение в законодательство о налогообложении санаторно-курортных организаций (СКО).
Необходимо выделить СКО в отдельную категорию субъектов налогообложения, имеющую преимущества по сравнению с промышленными предприятиями (в настоящее время СКО имеют равные ставки налогообложения с таковыми). Учитывая социальную, а не коммерческую направленность деятельности, приравнять СКО по налогообложению к учреждениям здравоохранения, предоставить им льготы по налогам на землю, на имущество (здания и сооружения).
Обеспечить реконструируемым и вводимым в строй санаторно-курортным предприятиям трёхлетние налоговые каникулы (это осуществляется во всех странах, кроме РФ).
1.5. Дополнить систему финансирования санаторно-курортного лечения источником финансирования из фонда социального страхования санаторно-курортного оздоровления работающего населения в целях профилактики заболеваний.
Установить критерии, по которым определяется возможность финансирования из ФСС направления в санаторий работающих граждан.
1.6. Внести изменения в водное законодательство, устранив несоответствие в статусах природных лечебных ресурсов морских пляжей — акватории и береговой полосы суши. В настоящее время береговая полоса песчаных и галечных пляжей передана в собственность местных органов управления курортами, а акватории пляжей относятся к федеральной собственности. При этом муниципальные и региональные затраты на содержание акваторий считаются нецелевыми и являются финансовыми нарушениями.
1.7. Для детских здравниц: либо установить льготную ставку налога на землю, либо разграничить виды разрешённого использования, в частности, выделив вид разрешённого использования под вышеуказанными элементами инфраструктуры с установлением льготных ставок налога на землю (на уровне, например, ставок для земель сельскохозяйственного назначения).
1.8. Для инвестиционных проектов, планируемых на территории курортов, необходимо законодательно ввести обязательность курортологической экспертизы, которая должна оценить соответствие намечаемой хозяйственной деятельности ценности используемой курортной территории, лечебных факторов и ресурсов, соответствие общей концепции развития курорта.
Предложения по развитию территорий курортов и лечебно-оздоровительных местностей
1. Разработка (корректировка) генеральных планов развития территорий курортов.
Генеральные планы развития территорий курортов в обязательном порядке должны учитывать не только соблюдение градостроительных норм и правил, но и норм использования и охраны природных лечебных ресурсов.
Генплан развития курорта должен устанавливать пределы хозяйственного освоения лечебно-оздоровительной местности, границы зон ненарушенных естественных природных территорий. В системе функционального зонирования в обязательном порядке должна быть выделена курортная зона. Правила землепользования и застройки должны строго обеспечивать целевое использование территории курортных зон.
2. В целях совершенствования системы управления курортами необходимо принять типовое Положение о курорте федерального значения, которое должно включать вопросы организации управления курортом, его функционирования и перспективы развития.
3. Учитывая специфику курортов как территории, на которой сосредоточены природные лечебные ресурсы и факторы, необходимо создать системы комплексного наблюдения за состоянием территорий курортов (системы мониторинга). Необходимо разработать комплексные программы мониторинга территорий отдельных курортов, направленные в первую очередь на контроль за состоянием природных лечебных и рекреационных ресурсов, оценку уровня экологического благополучия курорта.
4. Развитие территории курортов должно осуществляться с соблюдением паритета интересов отдыхающих и жителей этих территорий.
5. Необходимо осуществить резервирование ценных участков лечебно-оздоровительных местностей (например, береговой зоны моря), освоение которых требует значительных вложений, отсутствующих на данный момент.
Предложения по совершенствованию работы санаторно-курортных организаций
1. Разработать систему организационно-правовых требований к санаторно-курортным организациям:
1.1. Ввести в нормативно-правовые акты чёткое определение понятия «санаторий» как основного вида лечебно-оздоровительных учреждений с указанием обязательности наличия:
• лечебной базы, достаточной для полноценного лечения заболеваний определённого вида с применением природных лечебных ресурсов и факторов;
• кадров с подтверждённой квалификацией (в соответствии с существующими требованиями);
• материальной базы по размещению;
• материальной базы по обеспечению лечебного питания;
• территории, достаточной для соответствия нормативам площади на одного человека, проходящего санаторное лечение.
1.2. Принять единую классификацию санаторных учреждений по факторам используемых лечебных ресурсов. При этом выделить в отдельную категорию санатории, в структуре которых имеются реабилитационные центры, с целью дальнейшего стимулирования развития данной категории и более эффективного их использования.
1.3. Включить санаторно-курортное лечение в лечебные стандарты Министерства здравоохранения РФ.
1.4. Разработать единую форму паспорта санаторно-курортной организации и провести подготовку паспортов для всех санаторно-курортных организаций.
1.5. Провести инвентаризацию санаторно-курортных организаций по территориальному и профильному принципу.
2. Стимулировать разработку и внедрение новых методик и методов санаторного лечения, внедрение нового медицинского оборудования.
Предложения по повышению эффективности использования природных лечебных ресурсов
1. Провести инвентаризацию природных лечебных ресурсов курортов и лечебно-оздоровительных местностей.
Существует необходимость восстановления и дальнейшего развития системы реестров природных лечебных ресурсов различных категорий (гидроминеральных, бальнеогрязевых, пляжных, лесопарковых и др.).
В процессе инвентаризации определить запасы месторождений гидроминеральных ресурсов, «лечебную ёмкость» лечебных пляжей, оценить эффективность использования природных лечебных ресурсов.
2. Проводить систематические плановые исследования состояния природных лечебных ресурсов по утверждённым программам (гидрогеологические, гидрологические, гидробиологические, геоморфологические, лесотехнические, ботанические, климатические). Обеспечить проведение научно-исследовательских работ по изучению состояния природных лечебных ресурсов и факторов.
3. Разработать и обеспечить выполнение программ мероприятий по восстановлению и сохранению природных лечебных ресурсов для отдельных курортов и лечебно-оздоровительных местностей. Особое внимание уделить восстановлению морских лечебных пляжей как наиболее уязвимой и динамичной категории природных лечебных ресурсов.
4. В целях повышения эффективности использования и обеспечения сохранности пляжей необходимо:
4.1. Разработать нормативно-правовую базу, позволяющую скоординированно закреплять за пользователями акваторию пляжа и земельный участок пляжа. В настоящее время предоставление в пользование этих двух элементов пляжа происходит независимо, что зачастую приводит к тому, что акватория предоставлена одному пользователю, а земельный участок — другому.
4.2. Необходимо изменить процедуру предоставления акватории пляжа в аукционном порядке по договору водопользования. В настоящее время сложилась практика участия в аукционах юридических лиц, которые специально созданы либо для шантажа в процессе аукциона, либо для посредничества после выигрыша торгов. Для этого необходимо внести изменения в Правила подготовки и заключения договора водопользования (утверждены постановлением Правительства РФ от 12 марта 2008 года № 165) и Правила подготовки и заключения договора водопользования, право на заключение которого приобретается на аукционе (утверждены постановлением Правительства РФ от 14 апреля 2007 года № 230 «О договоре водопользования, право на заключение которого приобретается на аукционе, и о проведении аукциона»). Изменения должны предусматривать такие требования к участникам аукционов, как профильность учреждения, предшествующее пользование акваторией, фактическое нахождение в соответствии с нормативами удалённости от пляжа.
4.3. Для приморских курортов предусмотреть разработку и утверждение Комплексной схемы использования природных ресурсов береговой зоны моря, в которой выделить участки под лечебные пляжи, оздоровительные пляжи, пляжи здравниц, общегородские пляжи, базы проката маломерных плавсредств (как сезонные, так и постоянно действующие — яхт-клубы, сёрфцентры), причалы, водозаборы, портовые и иные гидротехнические сооружения.
4.4. Определить статус земельных участков пляжных территорий независимо от категории земель, к которой пляжи формально относятся (земли поселений, земли лесного фонда, земли сельхозназначения). В настоящее время, например, предоставление участков пляжей по договору аренды земель лесного фонда для рекреационного лесопользования на курорте Анапа в районе Варваровка-Сукко позволяет использовать пляжные территории по нецелевому назначению, например для размещения точек по продаже алкоголя рядом с пляжами детских здравниц.
Необходимо определить условия договоров аренды в соответствии со спецификой пляжной деятельности и особенностями аккумулятивного тела пляжей. Зачастую в договоре аренды фигурирует земельный участок, который фактически смыт штормами.
По итогам заседания президиума Госсовета президентом РФ В.В. Путиным даны поручения правительству, ведомствам, органам исполнительной власти субъектов федерации. Перечень поручений подписан президентом 13 сентября 2016 года. Наиболее важными для нашего курорта, на мой взгляд, являются следующие из них:
1. Введение курортного сбора, который будет направлен на развитие санаторно-курортного комплекса.
2. Проведение государственной экологической экспертизы проектной документации объектов, которые предполагается размещать на землях курортов. Это должно предотвратить появление на курорте экологически опасных объектов.
3. Правительству поручено рассмотреть возможность создания на курортах территорий опережающего развития.
4. Введение системы оценки (определения категорий) для санаториев в зависимости от уровня оказываемых услуг.
5. Субъектам Российской Федерации рекомендовано предотвратить увеличение арендных и иных платежей для санаторно-курортных учреждений.
Также поручено разработать комплекс мер по обеспечению информирования медицинских организаций, граждан Российской Федерации, иностранных граждан и других заинтересованных лиц о возможностях санаторно-курортного комплекса России, предусмотрев использование информационно-телекоммуникационных сетей.
Впереди у нас большие и многогранные задачи. Наша ассоциация приглашает всех, кто заинтересован в развитии санаторно-курортной отрасли, к сотрудничеству и совместной деятельности.