ГКБ № 51: акцент на профессиональные кадры, оперативность и кооперацию №5(83), 2016 год
Городская клиническая больница № 51 отметила в прошлом году своё 60-летие. Оно пришлось на период оптимизации Московского здравоохранения. Сегодня это уже совсем другое учреждение, по сравнению с больницей образца 2012 г. Современное оборудование, инновационные медицинские технологии и новые организационные формы работы — всё то, что реализовано сегодня во многих лечебно-профилактических учреждениях. О том, как работают эти подходы на практике, мы беседуем с главным врачом больницы, кандидатом медицинских наук Викторией Бражник и заведующим первичным сосудистым отделением, профессором, доктором медицинских наук Дмитрием Затейщиковым.
— Виктория Алексеевна, в процессе оптимизации сферы здравоохранения больница № 51 постаралась сохранить традиции, имеющие шестидесятилетнюю историю. Каким образом вам удалось соединить эти традиции и веления времени? В чём заключаются новые подходы к организации этой работы?
— Реорганизация в нашем стационаре началась с того, что мы проанализировали все стороны нашей деятельности. Были выбраны приоритетные направления развития стационара, к которым прежде всего были отнесены подразделения первичного сосудистого отделения — сосудистая неврология, неотложная кардиология, кардиология для больных хронической сердечной недостаточностью, общая кардиология и рентгенохирургия. Здесь пришлось изменить соотношение реанимационных и «обычных» коек в пользу первых. Вместо отдельного гастроэнтерологического отделения оставили специализированные койки в терапии, что дало возможность не только сохранить в штате наиболее опытных врачей, но и создать уникальное отделение, в котором сегодня бок о бок трудятся пульмонологи, гастроэнтерологи и терапевты.
— Дмитрий Александрович, какие методы лечения кардиологических больных применяются у вас в больнице?
— В первую очередь, это так называемые чрескожные коронарные вмешательства. Этим термином в кардиологии называют группу методов лечения больных, прежде всего с острым коронарным синдромом (т.е. с инфарктом миокарда и нестабильной стенокардией), суть которых заключается в восстановлении кровотока по коронарным артериям, с последующей установкой туда стента.
К настоящему моменту нам удалось наладить внутрибольничную логистику так, что от момента поступления больного с инфарктом миокарда в стационар до момента восстановления кровотока проходит обычно не более получаса. Таким образом, у значительного числа больных сокращается размер инфаркта миокарда и, соответственно, улучшаются показатели выживаемости.
— А что происходит с больными после операции?
— Вы затронули очень важный, ключевой вопрос современной кардиологии. Чрескожное коронарное вмешательство, проведённое больному острым коронарным синдромом, решает очень важную задачу, однако причина заболевания — атеросклероз коронарных артерий — никуда не девается. Более того, без правильного поддерживающего лечения в стентированном сосуде может образоваться тромб, полностью сводящий на нет все результаты лечения. Поэтому правильное ведение больного, прежде всего правильный приём антитромбоцитарных и гиполипидемических лекарств, принципиально важны. Здесь особое значение имеет приверженность больного к лечению. Нами проводится специальное мониторирование того, что происходит с больными после выписки из стационара. К сожалению, часть прооперированных пациентов, несмотря на подробные разъяснения, всё же самостоятельно прекращает принимать лекарства. Кстати, анализ поступающих в стационар выявил, что около четверти из них — те, у кого заболевание развилось в возрасте до 55 лет. По современным представлениям такая ранняя манифестация болезни может носить наследственный характер. Стоит отметить, что за рубежом сегодня особенно обращают внимание на выявление больных с так называемой семейной формой гиперлипидемии. Выявление подобного заболевания и своевременное начало лечения позволяют предотвратить развитие инфаркта миокарда в молодом возрасте. Главным способом поиска считается обследование кровных родственников больных, перенёсших инфаркт миокарда в молодом возрасте или внезапно умерших. Здесь наилучший результат даёт так называемое полногеномное секвенирование, ставшее во многих странах почти рутинным методом. К сожалению, для наших больных такая возможность в большинстве случаев отсутствует. Нам удаётся проводить подобное обследование, используя международные связи больницы.
— Исследование ДНК на предмет выявления патологических вариантов, ведущих к развитию того или иного заболевания, — новый подход, уже зарекомендовавший себя. Как больница использует данные подобных исследований?
— Следует отметить, что генетическая природа расшифрована сегодня для очень большого числа болезней. Среди них, кроме семейной формы гиперлипидемии, о которой мы уже упоминали, и многочисленные заболевания миокарда — кардиомиопатии, ведущие к развитию тяжёлой сердечной недостаточности и внезапной смерти в молодом возрасте. Некоторые болезни вообще можно обнаружить, только проведя молекулярно-генетическое тестирование. Особую группу составляют больные с лёгочной гипертензией. Здесь генетическое обследование позволяет выявить тех, кому можно помочь назначением специфической (к сожалению, достаточно дорогой) терапии. В то же время генетическое тестирование показано далеко не всем, значительное число больных можно выявить, проводя углублённое обследование родственников уже заболевшего. Такой подход носит название каскадного скрининга.
Эта работа интересна нам и с исследовательской точки зрения: мы клиническая больница, на нашей базе работают кафедры нескольких учебных учреждений, в частности Центральной государственной медицинской академии Управления делами Президента РФ, Первого московского медицинского университета, Российского государственного научно-исследовательского медицинского университета.
— А как вы поступаете в тех случаях, когда больному нужно применить метод лечения, отсутствующий в вашей клинике?
— Одна из ключевых возможностей, которая появилась в последние годы, — значительное упрощение взаимодействия между лечебными учреждениями. Это касается прежде всего случаев, когда необходимо выполнение кардио- или нейрохирургических операций. В рамках г. Москвы вообще многие вопросы решаются в «автоматическом» режиме. Например, в случае если в больницу, в которой нет рентгенохирургической службы, попадает больной с инфарктом миокарда, сегодня не нужно никаких долгих согласований. Чтобы перевести в «правильную» больницу, достаточно вызвать бригаду СМП. Крайне перспективным выглядит взаимодействие с НИИ скорой помощи им. Н.В. Склифосовского. Нами осуществляется отбор больных для установки специального устройства, являющегося, по сути, искусственным сердцем; отбор для трансплантации сердца. Кроме учреждений городского подчинения, нами налажено взаимодействие с федеральными медицинскими центрами, причём не только с московскими.
— Виктория Алексеевна, последний вопрос — к вам. Важными инновациями стали в том числе изменения в области администрирования и управления, и мы знаем, что в ГКБ № 51 это тоже происходит.
— Пожалуй, следует ответ начать с того, что по направлению Департамента здравоохранения г. Москвы я прошла двухлетнюю профессиональную переподготовку в Московском государственном университете управления по специальности MPA. Мы наладили систему постоянного обучения для сотрудников больницы, привлекая как возможности кафедр, базирующихся у нас, так и другие учреждения, а также стажировки за рубежом. Большим подспорьем в этом стал симуляционный центр Городской клинической больницы им. С.П. Боткина. По многим направлениям нами созданы постоянно действующие консилиумы, которые в последнее время чаще называют «мультидисциплинарными бригадами». Мы осуществляем внедрение стандарта качества управления ресурсами с системным подходом, главное содержание которого — ориентация на конечный результат. В нашем случае таким результатом является больной. Ориентация всей работы на пациента, вовлечение персонала больницы во все сферы деятельности не в качестве пассивного исполнителя «функции», а как полноправного инициативного участника лечебного процесса, активное развитие лидерских качеств у руководителей подразделений — только некоторые компоненты системы менеджмента качества, реализуемой сегодня в больнице.