Краевая больница № 3: форпост современной медицины в Забайкалье №3(81), 2016 год
Имя заслуженного врача Российской Федерации, главного врача Краевой больницы № 3 Забайкальского края Николая Горяева хорошо известно в медицинском мире. В 2012 году он стал победителем Всероссийского конкурса «Лучший врач года», заняв первое место в номинации «Лучший руководитель медицинской организации». И не случайно — учреждение, которым доктор Горяев бессменно руководит многие годы, продолжает оставаться одним из передовых в стране. Большая работа проводится Николаем Ильичом и на посту главного профпатолога краевого Минздрава, чему, в частности, наше издание также уделило внимание при подготовке данной публикации. Но сначала — о том, чем живёт КБ № 3 сегодня.
— Николай Ильич, чем живёт сегодня Краевая больница № 3, в чём состоят её главные заботы?
— Лет двадцать назад, выбирая магистрали развития учреждения в новых исторических и общественных условиях и имея при этом, подчеркну, надёжную материально-техническую базу, а также необходимый кадровый потенциал, мы пошли по пути создания внутри КБ № 3 специализированных центров. И, в принципе, угадали. В период реформ фондодержание стало главным фактором, который позволяет нам достаточно уверенно развиваться и оказывать адекватную медицинскую помощь населению. При этом мы стараемся выстраивать её так, чтобы большая часть пациентов начинала и заканчивала лечение у нас — это одна из составных экономического успеха учреждения. В посёлке Первомайский, где расположена больница, живёт 11 тыс. человек, что и представляет собой приписанный контингент. А вот семь специализированных центров больницы обслуживают уже совершенно другие масштабы. Например, первичный сосудистый центр — почти 300 тыс. человек!
— Каким образом он становится доступен в случае необходимости?
— Чтобы больные оперативно попадали к нам в больницу, не погибали и не становились инвалидами, была проведена огромная организационная работа с выездом на места, то есть практически в каждую центральную районную больницу, закреплённую за нами. Были организованы различные семинары и конференции с медицинскими работниками. Лишний раз замечу: запустить отделение и оснастить его современным диагностическим оборудованием, обучить кадры — в современных условиях большого труда не составляет. А вот оказать помощь оперативно и параллельно вести первичную профилактику развития тяжелейших сосудистых заболеваний — совсем другое дело.
— Если на карте поставить ножку циркуля в вашу больницу, каким будет максимальное удаление потенциальных пациентов?
— 250–300 километров.
— Как их доставляют к вам?
— Машинами скорой медицинской помощи в сопровождении фельдшера. За два с половиной года работы сосудистого центра ни один больной, страдающий даже самой тяжёлой формой инсульта или инфаркта, не был потерян при транспортировке. Ни один! Могу сказать, что у нас самая низкая летальность: от инфаркта миокарда — 2,6‰, от мозгового инсульта —7,2‰. Не знаю, где ещё существуют такие низкие показатели. Мы закрепили успех, открыв у себя реабилитационное отделение — для долечивания тех, кого раньше после операции отправляли восвояси, за 100–200 километров. Теперь с ними в течение двадцати одного дня занимаются и психологи, и логопеды, и массажисты. В результате больные на своих ногах уходят из отделения. Это тоже очень важно.
— Чуть подробнее: что представляет собой сосудистое отделение?
— Первичное сосудистое отделение было открыто 15 февраля 2013 года в рамках реализации сосудистой программы и в целях обеспечения качественной своевременной медицинской помощи пациентам с острыми нарушениями мозгового кровообращения и острым коронарным синдромом.
Мощность отделения — 60 коек, включая 12 коек блока реанимации и интенсивной терапии. В подразделении работают высококвалифицированные специалисты различных направлений: неврологи, анестезиологи-реаниматологи, кардиологи, реабилитологи, психологи, а также физиотерапевт, обученные по сосудистой программе в Москве, Томске, Чите.
Отделение оснащено современным оборудованием, позволяющим на высоком уровне оказывать помощь пациентам с острым нарушением мозгового кровообращения и острым коронарным синдромом. Заведующая отделением Ирина Вайнштейн окончила клиническую ординатуру по терапии в Читинском государственном медицинском институте. Она является заслуженным работником здравоохранения Читинской области.
— А теперь о межрайонном центре плановой хирургии, пожалуйста.
— Сначала о диагностическом, если позволите. Он тоже межрайонный и обладает универсальным потенциалом, начиная с клинико-лабораторной и ультразвуковой диагностики и заканчивая томографией. В течение разумно короткого периода больной может пройти здесь все виды обследования, причём абсолютно бесплатно.
Что касается хирургии, то соответствующее направление больницы постепенно набирало рост, а жителям близлежащих районов по-прежнему приходилось ездить за современной хирургической помощью в краевой центр.
Сегодня КБ № 3 в этом отношении находится, можно сказать, на высоте: у нас доступны всевозможные оперативные вмешательства, на всех органах и системах, с применением эндоскопической хирургии, современного сшивающего и разъединяющего оборудования: лазерных скальпелей, аргоноплазменных коагуляторов; снижаются кровопотеря, интенсивность боли после операции. Всё это также бесплатно для пациента.
Межрайонный центр плановой хирургии на 50 коек создан в ноябре 2004 года.
В нём проводятся оперативные вмешательства высокой категории сложности на желудочно-кишечном тракте, в том числе большой объём реконструктивных операций, а также на щитовидной железе, сосудах; урологические операции, травматологические операции с использованием современных технологий, оториноларингологические операции. В отделении используются технологии электрохирургического заваривания тканей LigaSure в разделах: хирургическая гастроэнтерология, проктология, онкология, хирургическая эндокринология. Данная методика делает более надёжными наложения анастомозов и соустьев, на треть снижает время операции, сокращает сроки послеоперационного пребывания больного в стационаре. С 2009 года в отделении работает рентгенохирургическая установка, при помощи которой выполняются высокотехнологичные рентгеноинвазивные операции и диагностические манипуляции в различных разделах хирургии: гастроэнтерологии, ангиохирургии, травматологии, урологии, торакальной хирургии и онкологии.
— Николай Ильич, вы главный профпатолог Минздрава Забайкальского края, и у вас работает краевой центр профпатологии. Расскажите, как он образовался.
— Эта история начинается ещё в середине 90-х годов. На одном из советов главных врачей я выступил с сообщением о том, что в Забайкальском крае имеется много горнорудных предприятий, а медицинской организации, которая должна заниматься этим контингентом, нет. И через неделю приказ из Москвы: Горяеву — открыть профильное отделение на двадцать коек! Мы стали думать: где учиться промышленной медицине. Послали представителей в Ангарск, где находился Центр медицины труда, и в Шахты Ростовской области, где в то время гремел Центр профпатологии под руководством ныне покойной Ирины Николаевны Пиктушанской, прекрасного специалиста и организатора. Через какое-то время мы начали выезжать на промышленные предприятия, проводить медицинские осмотры, выявлять больных. Потом научили районных медицинских работников организации этого вида помощи на местах.
— Как обстоит дело с выявлением профзаболеваний в данное время?
— Если говорить об общей картине, то она скорее неутешительна. Горнорудная промышленность во многом держится на вахтовом методе работы, и это накладывает свой отпечаток на состояние здоровья людей — даже в соматическом смысле. А работодатель, со своей стороны, не особенно заинтересован в улучшениях условий труда, и существующее законодательство, к сожалению, его в этом поощряет.
На таком фоне деятельность профпатологических центров приобретает особый смысл. В стране их около сотни, и есть такие, которые выявляют 2–3 профессиональных заболевания в год. Такого просто не может быть — ведь медицинские организации, находящиеся на территории того или иного региона, систематически проводят медицинские осмотры и диспансеризации! Значит, всё делается либо формально, либо необученным персоналом. И получается немыслимый парадокс: в Германии регистрируется 40 случаев профзаболеваний на 10 тыс. работающих, а в Российской Федерации — 1,72 случая, то есть в двадцать раз меньше. Следовательно, всё дело в их выявлении.
Профпатологическим центром при КБ № 3 выявляется свыше 200 профессиональных заболеваний в год, причём разнообразных — не только у промышленных рабочих, но и у работников других специальностей: врачей, учителей, лаборантов и т.д. «Полевой» деятельностью дело не ограничивается. Недавно при поддержке краевого Минздрава мы провели курсы повышения квалификации для врачей из районов. Для того чтобы выявлять профзаболевания и делать это эффективно, нужны знания не только клинических симптомов — часто мы имеем дело со скрытым течением болезни, и она иногда не имеет специфической картины. Допустим, вибрационная болезнь маскирует себя под нарушения нервной системы и т.п. В общем, по эффективности работы мы вошли в шестёрку профпатологических центров России.
— Какие задачи вы ставите перед краевым центром профпатологии?
— Эффективнее управлять новыми возможностями. Сейчас условия нашей деятельности понемногу меняются в лучшую сторону. Работодатель начинает понимать, что платить за лечение больных, которых он принял на работу после медосмотра в организации, хоть и имеющей лицензию, но не имеющей заинтересованности, невыгодно. Вместо этого он обращается к нам, так как ещё на стадии заключения трудового договора с работником мы уже предвидим основные риски и, если они есть, не допускаем такого человека до работы на вредных и опасных производствах. Предварительный осмотр мы можем проводить без конкурса, без аукциона, и это облегчает дело.
— Какие ещё межрайонные центры достойны упоминания?
— Амбулаторный центр гемодиализа, который действует уже восьмой год. Его оснащение производит впечатление даже на специалистов. Одиннадцать аппаратов искусственной почки дают возможность проводить в год свыше пяти с половиной тысяч сеансов гемодиализа, пролечивая несколько десятков больных, страдающих хронической почечной недостаточностью.
Отделение амбулаторного гемодиализа открыто в июле 2008 года. Обслуживает оно жителей Шилкинского, Чернышевского, Тунгокоченского, Карымского, Балейского, Нерчинского, Агинского, Дульдургинского, Могойтуйского, Оноского, Сретенского районов Забайкальского края. В нём оказывается заместительная почечная терапия методом программного бикарбонатного гемодиализа пациентам с хронической почечной недостаточностью, а также пациентам с острой почечной недостаточностью.
Основные лечебно-диагностические технологии, применяемые в отделении: лечение нефрогенной анемии, нарушений фосфорно-кальциевого обмена у больных на диализной стадии ХПН; вирусных гепатитов В и С у диализируемых больных; коррекция нарушений системы гемостаза у диализируемых больных; комплексная коррекция нарушений со стороны органов и систем у диализируемых больных.
Проводится также лабораторная диагностика нефрогенной анемии, нарушений фосфорно-кальциевого обмена, инфекционный мониторинг вирусных инфекций (ИФА, ПЦР): вирусный гепатит В, вирусный гепатит С.
— Что вы можете сказать об оснащении больницы в целом?
— Считаю, что в этический кодекс руководителя входит забота о том, чтобы в учреждении было сосредоточено всё лучшее для помощи человеку. По крайней мере, к этому надо стремиться. Здесь нужно чувствовать ответственность: если я сделал не всё, что мог, для спасения больного, родственники вправе спросить, почему ты не сделал того-то и того-то, что, согласно порядку, должен и обязан был сделать. Я считаю, что это основа основ деятельности руководителя. Правильно?
— Прекрасный ответ. Надо полагать, ваши кадры разделяют такую позицию. Сколько у вас врачей, медицинских сестёр?
— На 10 тыс. населения (столько живёт в Первомайском) — 46 врачей и 101 медицинская сестра. Мы делаем высокотехнологичные операции, проводим высокотехнологичные методы обследования, но сказать, что у нас семь пядей во лбу, я не могу. В случае необходимости наши доктора (я это подсмотрел в Израиле) онлайн отправляют анамнез или снимок какому-либо известному диагносту: кардиологу, неврологу, нейрохирургу, находящемуся, скажем, в Чите или Иркутске, и получают необходимую рекомендацию.
— И последний вопрос, традиционный. Какие планы у главного врача на будущее, что задумано вами на ближайшее время и отдалённую перспективу?
— У меня вообще многое получается по наитию, я не строю больших планов, не высказываю их публично. Но внутренне всегда что-то готовлю. И когда это что-то обретает ясность и чёткость, когда чувствую, что момент наступил, — вот тогда говорю: пора.
Сейчас дозревает, подспудно согласовывается план открытия центра для больных, страдающих бронхолёгочными заболеваниями. Это проблема. Она выражена, быть может, не так ярко, как сосудистая патология, но она присутствует. И заболеваемость, и инвалидность, и страдания людей. Места для углублённого обследования в этой области как такового нет. И мы опять пойдём по пути создания специализированного центра. У нас имеются все виды обследования для больных, страдающих бронхолёгочной патологией, поэтому здесь особых проблем я не вижу.
Другой план — на более отдалённое будущее. Он тоже вырисовывается сам собой и касается детей, которые страдают различными заболеваниями в результате родовых травм или чего-то подобного. Снова на первом месте будет доступность всех видов коррекции, медикаментозного лечения, массажа, то есть реабилитации. Думаю, нам ещё представится возможность, чтобы рассказать об этом подробнее.
Забайкальский центр профессиональных заболеваний организован на базе ГУЗ «Краевая больница № 3» на основании приказа Управления здравоохранением Читинской области от 22.11.1994.
Центр располагает двадцатью стационарными койками, в нём ведётся амбулаторный приём квалифицированными специалистами: врачами-профпатологами.
Центр профессиональных заболеваний Министерства здравоохранения Забайкальского края осуществляет работу по следующим направлениям:
1. Организация стационарной медицинской помощи больным, страдающим заболеваниями, связанными с профессией.
2. Решение экспертных вопросов по установлению заболеваний, связанных с профессией у впервые выявленных больных.
3. Оказание организационно-методической помощи лечебно-профилактическим учреждениям Забайкальского края по вопросам профпатологии.
4. Анализ результатов периодических медицинских осмотров, проводимых в ЛПУ Забайкальского края.
5. Проведение целевых профилактических медицинских осмотров работающих во вредных и опасных условиях труда на промышленных предприятиях Забайкальского края.
6. Взаимодействие с органами Роспотребнадзора, ФСС, Бюро медико-социальной экспертизы по вопросам профпатологии.
7. Защита интересов больных, страдающих профзаболеваниями, в судебных инстанциях.
8. Участие в работе съездов, конгрессов, научно-практических конференций:
• IV Всероссийский съезд профпатологов, октябрь 2013 года (Москва)
• XI Конгресс «Профессия и здоровье», ноябрь 2013 года (Москва)
• Всероссийская научно-практическая конференция «Профессионально обусловленные заболевания», май 2013 года (Шахты)
• Всероссийская научно-практическая конференция «Проблемы общественного здоровья, экология человека», июнь 2014 года (Новосибирск)
• Всероссийская научно-практическая конференция «Реабилитация больных, страдающих профессиональными заболеваниями», 2013 года (Сочи)
• Всероссийская научно-практическая конференция «Профессиональные заболевания бронхолёгочной системы», апрель 2014 года (Ростов-на-Дону).