Эффективность, доступность и качество медицинской помощи под контролем профессионалов №3(81), 2016 год
Основная сфера полномочий Территориального органа Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по Республике Татарстан — государственный контроль качества и безопасности медицинской деятельности, осуществляемый отделом государственного контроля и надзора в сфере здравоохранения.
Ежегодно специалистами отдела проводится более 200 проверок. Одно из наиболее актуальных направлений — проведение контрольно-надзорных мероприятий по реализации региональных программ модернизации здравоохранения, включая контроль демографических показателей республики, эффективности использования медоборудования, реализации мероприятий, направленных на совершенствование оказания медицинской помощи пострадавшим при ДТП, больным с сосудистыми, онкологическими заболеваниями.
На протяжении последних пяти лет в республике наблюдается естественный прирост населения, в рейтинге регионов Приволжского федерального округа Республика Татарстан по данному показателю занимает первое место. Однако в 2015 году имел место рост смертности от злокачественных новообразований на 7,9 %, который составил 193,3 случая на 100 тыс. населения.
Ведущим направлением в стратегии развития здравоохранения республики является профилактика в сфере охраны здоровья населения, одна из составляющих которой — диспансеризация населения (как взрослого, так и детского), профилактические медосмотры.
Важнейший раздел работы — контроль качества медицинской помощи, которое, как известно, обусловливается всеми составляющими элементами системы здравоохранения, в том числе материально-техническим обеспечением, квалифицированными кадрами, а также организационными ресурсами.
Сотрудники отдела пристальное внимание уделяют соблюдению медорганизациями порядков и стандартов оказания медпомощи, порядков проведения медицинских экспертиз, медицинских осмотров и медицинских освидетельствований, осуществлению внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности.
К сожалению, сегодня большая доля контрольно-надзорных мероприятий носит внеплановый характер. За 2015 год проведено 160 таких проверок, в их структуре значительное количество составляют проверки по обращениям граждан, юридических лиц (более 50 %). Рост обращений, с одной стороны, можно объяснить повышением социальной активности граждан, с другой стороны, это свидетельствует о наличии проблем в здравоохранении и служит индикатором качества работы отрасли. Именно контроль своевременности, доступности и качества оказываемой медицинской помощи является приоритетным направлением при проведении внеплановых проверок.
По результатам проверок в 2015 году выдано 125 предписаний об устранении выявленных нарушений (60 % от общего количества проверок). В 37 случаях в связи с установленными грубыми нарушениями составлены протоколы об административных правонарушениях. Контрольные мероприятия по исполнению ранее выданных предписаний показали высокую эффективность проведённых ранее проверок: в медицинских организациях проведено обучение специалистов, закуплено медоборудование и обеспечено его техническое обслуживание, приведено в соответствие выполнение стандартов оказания медпомощи, ведение первичной и учётно-отчётной медицинской документации.
Результаты проверок ежемесячно направляются в Прокуратуру РТ и вносятся в АИС Росздравнадзора. Соответствующая информация направляется в Минздрав республики и другие ведомства.
С целью обеспечения оперативного взаимодействия и для решения совместных задач территориальным органом Росздравнадзора по РТ заключено 18 соглашений о сотрудничестве с другими ведомствами и органами госконтроля. В рамках деятельности по госконтролю в сфере здравоохранения по вопросу качества и безопасности меддеятельности отделом совместно с сотрудниками Прокуратуры РТ, правоохранительных органов проводятся совместные проверки по соблюдению законодательства в сфере здравоохранения, разъяснительная и методическая работа.
Основной задачей функционирования системы контроля качества и безопасности меддеятельности является контроль процесса оказания медицинской помощи, его соответствия утверждённым стандартам и порядкам оказания медицинской помощи, взаимодействия медперсонала с пациентами. Контроль соблюдения конституционных прав граждан на охрану здоровья может быть действенным лишь при осуществлении его независимым органом, способным профессионально оценить эффективность, доступность и качество оказываемой медицинской помощи путём создания единой системы контроля.