×

Должности, опубликованные на сайте, указаны на момент публикации

ФМБА России: как решаются проблемы преодоления ядерного наследия и химразоружения в России №2(80), 2016 год

Елена Николаева

О системе медико-санитарного и научного обеспечения работников организаций отдельных отраслей промышленности с особо опасными условиями труда и населения, проживающего на территориях вблизи данных предприятий, а также о системе специализированного санитарно-эпидемиологического надзора мы беседуем с заместителем руководителя ФМБА России Владимиром Романовым.

— Владимир Васильевич, что такое ядерное наследие и как оно образовалось в нашей стране? 

— Впервые понятие «объекты ядерного наследия» появилось в Концепции федеральной целевой программы «Обеспечение ядерной и радиационной безопасности на 2008 год и на период до 2015 года», утверждённой распоряжением Правительства Российской Федерации от 19.04.2007 № 484-р. Согласно Концепции, современная ситуация в области обеспечения ядерной и радиационной безопасности характеризуется тремя ключевыми факторами:

  • необходимостью формирования государственной системы обеспечения и контроля ядерной и радиационной безопасности при использовании атомной энергии;
  • наличием ядерно и радиационно опасных объектов оборонно-промышленного комплекса, не отвечающих современным требованиям ядерной и радиационной безопасности (далее — ядерное наследие), представляющих угрозу национальной безопасности;
  • признанием необходимости решения накопившихся проблем на государственном уровне и недопустимости их дальнейшего откладывания.

Говоря проще, в результате прошлой оборонной деятельности отдельных предприятий атомной отрасли, министерства обороны, а также имевших место радиационных аварий на территории Российской Федерации имеются объекты, которые по своим характеристикам не отвечают современным требованиям радиационной безопасности и, в случае непринятия адекватных мер по их реабилитации, потенциально представляют угрозу для окружающей среды и как следствие — для человека.

В связи с этим развивать атомную энергетику и технологии, основанные на использовании источников ионизирующего излучения, откладывая проблемы ядерного наследия на потом, уже невозможно.

Что относится к объектам ядерного наследия:

  1. Территории Российской Федерации, где в результате проведения подземных мирных ядерных взрывов и ядерных взрывов для военных целей образовались локальные радиоактивные загрязнения.
  2. Объекты атомной энергии, на которых имели место крупномасштабные радиационные аварии, то есть с выходом радиации за пределы санитарно-защитных зон и загрязнением окружающей среды.
  3. Места базирования и обслуживания атомного подводного флота — ещё один яркий пример, относящийся к предмету ядерного наследия.

— Какая роль принадлежит Федеральному медико-биологическому агентству и его специалистам в проведении исследований и практической работы на объектах ядерного наследия?

— На примере работы в губе Андреева можно проиллюстрировать объём такой работы. Специалистами ФМБА России и Федерального медицинского биофизического центра им. А.И. Бурназяна в ходе осуществления мероприятий по надзору, а также в ходе более 30 экспедиционных выездов выполнялись специальные натурные радиоэкологические исследования. Данные работы позволили идентифицировать и расставить приоритеты имеющихся радиоактивных загрязнений на площадке и вокруг пунктов временного хранения, в т.ч. и в показателях воздействия на персонал, население и окружающую среду.

По данным радиационного мониторинга окружающей среды, проводимого специалистами ФМБА России на протяжении более 10 лет, в районе пункта временного хранения в губе Андреева содержание техногенных радионуклидов значительно превышено в морской воде прибрежной полосы, в донных отложениях, в водорослях, в растительности, в грибах, произрастающих на территории объекта.

С целью получения более объективной информации о радиоэкологической обстановке на пункте временного хранения в губе Андреева специалистами ФМБА России была разработана специальная электронная карта. Объединение в электронном виде всех радиоэкологических данных, имеющихся в ФМБА России, НИИ Госкорпорации «Росатом» и всех других организациях, проводящих исследования, позволили нам разработать специальную геоинформационную систему. Данная система даёт возможность:

  • отслеживать динамику распространения загрязнения;
  • проводить оценку эффективности работ по реабилитации территорий;
  • осуществлять прогноз миграции радионуклидов по грунтовым и подземным водам, с дождевыми стоками.

На основе полученных результатов мониторинга и оценки существующих рисков для органов и учреждений ФМБА России, осуществляющих мероприятия по контролю (надзору) на объекте, было разработано более 10 методических документов, которые используются в практической деятельности территориального органа ФМБА России, а также специалистами Северо-Западного центра по обращению с радиоактивными отходами Госкорпорации «Росатом», эксплуатирующими указанный объект.

Разработаны также критерии и нормативы реабилитации, предусматривающие конкретные численные значения рекомендуемых доз облучения в случае различных вариантов реабилитации объекта («коричневая лужайка», «зелёная лужайка» и др.), а также требования к реабилитации территорий пункта временного хранения отработавшего ядерного топлива и радиоактивных отходов. Необходимо отметить, что в практике регулирующих органов Российской Федерации система защиты в этой части недостаточно оформлена документально, поэтому чрезвычайно важно было разработать критерии реабилитации для пунктов временного хранения и возврата их в хозяйственную деятельность, с учётом новейших рекомендаций Международной комиссии по радиационной защите. Конечной целью реабилитации является факт того, что все объекты и территории ядерного наследия, в том числе пункты временного хранения отработавшего ядерного топлива и радиоактивных отходов, должны быть приведены в безопасное для человека и окружающей среды состояние.

— Какие результаты получены от деятельности по регулированию проблем ядерного наследия к настоящему времени?

— С помощью карты, созданной специалистами ФМБА России, мы можем наблюдать изменения, которые произошли в губе Андреева по прошествии 10 лет с начала работ по улучшению инфраструктуры и начавшейся реабилитации объекта и территории. Изменилась не только радиационная обстановка: к настоящему времени на пункте временного хранения создана специальная инфраструктура, которая позволяет обеспечивать безопасные условия труда персонала, а также безопасность населения, проживающего в зоне наблюдения. На предприятии введена в эксплуатацию автоматизированная система контроля за радиационной обстановкой, имеются два модульных санпропускника, создана и работает лаборатория радиационного контроля, которая оснащена спектрометрами и другим необходимым измерительным оборудованием, включая СИЧ для контроля за внутренним облучением персонала.

Но на этом работа не закончилась, впереди нас ждёт самый важный этап с точки зрения радиационной безопасности — это вывоз отработавшего ядерного топлива из губы Андреева, начало которого запланировано на конец 2016 года. Учитывая, что часть сборок являются дефектными, велика вероятность аварийной ситуации с возможным облучением персонала и загрязнением окружающей среды. Поэтому работы по научному санитарно-гигиеническому сопровождению указанных процессов чрезвычайно важны.

Так, при поддержке Главного управления по ядерной и радиационной безопасности Королевства Норвегии, с которым ФМБА России в 2008 году заключило соглашение, осуществляется ряд проектов, направленных на повышение безопасности предстоящих работ: это проекты «Радиационно-гигиеническое сопровождение работ по удалению ОЯТ и РАО в отделении губа Андреева СЗЦ “СевРАО» и «Совершенствование и внедрение программно-аппаратных средств тренажёрной подготовки персонала предприятий по утилизации отработавшего ядерного топлива и радиоактивных отходов».

Учитывая, что риски аварийных ситуаций при выгрузке отработавшего ядерного топлива остаются высокими, необходимо обеспечить готовность медицинских сил и средств ФМБА России к возможным радиационным авариям. Для этого осуществляется специальный проект, связанный с организацией и проведением исследовательского противоаварийного учения с международным участием. Основная цель настоящего проекта — повышение эффективности действий участников учения с использованием современных компьютерных методов моделирования радиационной обстановки, оценки готовности аварийно-спасательных формирований и медицинских бригад, а также их психологической подготовленности к ликвидации последствий радиационной аварии.

— А что относится к проблеме уранового наследия?

— Среди проблем ядерного наследия особое место занимает тема, связанная с добычей урана как основного сырья для нужд атомной промышленности. В России уран добывают двумя методами — шахтным и с помощью технологии подземного выщелачивания. В настоящее время основной компанией в Российской Федерации, специализирующейся на добыче урана, является Урановый холдинг «АРМЗ» (ОАО «Атомредметзолото») — горнорудный дивизион Госкорпорации «Росатом». В структуру холдинга входят действующие предприятия ЗАО «Далур» и ОАО «Хиагда», а также ОАО «Приаргунское производственное горно-химическое объединение» (ППГХО), расположенное в Забайкальском крае.

При добыче урана традиционным шахтным способом и его переработке образуются отвалы пустой породы и урановые хвосты. По своему составу и возможному воздействию на окружающую среду потенциально более опасны хвостохранилища. Например, у гидрометаллургического завода ППГХО имеется два крупных хвостохранилища — Верхнее и Среднее, в которых хранятся низкоактивные отходы.

Значительные риски существуют для населения тех посёлков, которые располагаются в непосредственной близости от предприятий по добыче руды шахтным методом, например, как это было с посёлком Октябрьский в Читинской области, который долгое время находился практически на территории санитарно-защитной зоны Приаргунского горно-химическго объединения в г. Краснокаменске Читинской области.

Известно, что работа в шахте при контакте с рудой, содержащей уран, а также вдыхание газа радона и продуктов его распада могут нанести человеку непоправимый вред, поэтому ещё в 2009 году Международная комиссия по радиологической защите рекомендовала национальным органам рассмотреть установление более низких референтных уровней для снижения воздействия радона как на лиц, имеющих профессиональный контакт с урановой рудой, например шахтёров, так и на население. По мнению НКДАР ООН, есть установленное прямое доказательство, подтверждающее небольшой, но обнаруживаемый риск рака лёгкого для проживающих в домах с повышенным содержанием радона.

В 2006–2007 годах специалистами ФМБА России проведено исследование радиационно-гигиенической обстановки, которая сложилась к тому времени в пос. Октябрьский. В ходе экспедиционных натурных исследований с применением радиохимических, спектрометрических и дозиметрических методов анализировались следующие основные параметры радиационной обстановки:

  • мощность дозы гамма-излучения;
  • содержание основных радионуклидов (природного и техногенного происхождения) в объектах окружающей среды и пищевых продуктах;
  • эквивалентная равновесная объёмная активность (ЭРОА) радона в атмосферном воздухе.

Основываясь на данных государственной медицинской статистики, изучены основные медико-демографические показатели и проведена оценка состояния здоровья взрослого и детского населения пос. Октябрьский в сравнении с аналогичными показателями по Читинской области и городу Краснокаменску. На основании результатов исследований, проведённых специалистами ФМБА России, и предписаний Межрегионального управления № 107 ФМБА России принято решение о переселении жителей из посёлка Октябрьский в город Краснокаменск. Завершение переселения состоялось в 2012 году.

Таким образом, созданная более 60 лет назад система медико-санитарного и научного обеспечения работников организаций отдельных отраслей промышленности с особо опасными условиями труда и населения, а также система специализированного санитарно-эпидемиологического надзора доказали свою эффективность и надёжность, позволяют проводить адекватные и своевременные мероприятия по преодолению ядерного наследия в России, а также реагировать на вновь появляющиеся вызовы и сопровождать появление новых промышленных технологий с точки зрения разработки мероприятий по их научно-гигиеническому сопровождению.

— Как обеспечивается забота о здоровье работников атомной отрасли и населения, проживающего на территориях с повышенным радиационным фоном?

— Более шестидесяти лет ФМБА России (ранее Третье Главное управление при Минздраве СССР) занимается вопросами обеспечения радиационной безопасности предприятий Госкорпорации «Росатом». Обеспечение безопасных условий труда, профилактика профессиональных заболеваний персонала организаций Гос­корпорации «Росатом», изучение влияния воздействия радиации на человека и объекты окружающей среды, создание благополучных условий проживания, питания, воспитания, обучения и отдыха населения городов, находящихся в непосредственной близости от объектов атомной отрасли, является основной задачей ФМБА России.

В последние годы на предприятиях, обслуживаемых ФМБА России, стабильно сохраняется низкий уровень профессиональной заболеваемости. Профессиональные заболевания от воздействия ионизирующего излучения носят единичный характер и являются следствием условий труда в период становления производств отрасли. В настоящий момент важную роль для работников обслуживаемых предприятий играют мероприятия по предупреждению заболеваний, препятствующих профессиональной деятельности во вредных условиях. Экономический эффект для предприятий по программе профилактики медицинских противопоказаний может составить до 6 млн руб. на каждых 100 работников.

На базе отдельных медицинских организаций ФМБА России, таких как клиническая больница № 50 в г. Сарове Нижегородской области, Саратовский медицинский центр в г. Балаково Саратовской области и Сибирский федеральный научно-клинический центр в г. Северске Томской области, уже реализован целый ряд пилотных проектов по предупреждению и ранней диагностике отдельных групп заболеваний, приводящих к развитию медицинских противопоказаний. Это целевые программы профилактики артериальной гипертензии, раннего выявления и профилактики сердечно-сосудистых заболеваний, профилактики ишемических инсультов.

Кроме того, ряд научно-исследовательских институтов ФМБА России продолжает разработку специальных медицинских мероприятий, направленных на продление трудового долголетия работников и разработку технологий, направленных на отбор радиорезистентных индивидуумов для работы в условиях планируемого повышенного облучения и в аварийных ситуациях.

24 декабря 2014 года в г. Челябинске в составе Федерального государственного бюджетного учреждения науки «Уральский научно-практический центр радиационной медицины» Федерального медико-биологического агентства (ФГБУН УНПЦ РМ ФМБА России) был открыт новый медицинский центр для лиц, подвергшихся внешнему или инкорпорированному радиационному облучению. Ввод медицинского центра в эксплуатацию является инновационным проектом, который позволил увеличить возможности клинической базы ФМБА России по амбулаторному обследованию и стационарному лечению граждан, пострадавших в результате радиационных инцидентов на Южном Урале и аварий на производственном объединении «Маяк» Госкорпорации «Росатом». Медицинский центр размещён в новом здании, технически оснащён современным медицинским и диагностическим оборудованием, укомплектован квалифицированным медицинским персоналом.

Использование научно-клинического потенциала медицинского центра позволит расширить возможности ФГБУН УНПЦ РМ ФМБА России и в целом всей клинической базы ФМБА России, даст новое развитие и расширение практической реализации современных высокотехнологичных и эффективных методов диагностики и лечения детерминированных радиационных поражений и отдалённых радиационных эффектов у облучённых лиц и их потомков.

— Давайте перейдём к проблемам химразоружения. Достаточна ли действующая сейчас в России нормативная база документов, регулирующих обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения при проведении работ по химическому разоружению?

— Если говорить в целом о нормативной базе по вопросам безопасности при уничтожении химического оружия в Российской Федерации, то в настоящее время этот вопрос достаточно хорошо отработан и на уровне законодательном, и на уровне Правительства Российской Федерации, и на уровне нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, участвующих в процессе химического разоружения. В Российской Федерации действует основополагающий Федеральный закон от 02.05.1997 № 76-ФЗ «Об уничтожении химического оружия», одним из основных направлений которого является разработка безопасных и экономически приемлемых технологий уничтожения химического оружия и утилизации отходов, образующихся в процессе уничтожения химического оружия, полностью исключающих или в максимальной степени снижающих негативное воздействие на здоровье человека и окружающую среду, а одним из основополагающих принципов является обеспечение приоритета охраны жизни и здоровья граждан, защиты окружающей среды.

Наличие и соблюдение санитарно-гигиенических требований к объектам по уничтожению химического оружия, в том числе гигиенических нормативов, обеспечивает безопасные условия труда персонала объектов и охрану здоровья населения, проживающего и работающего в зонах защитных мероприятий, и является одним из основных требований законодательства Российской Федерации. Данному вопросу в ФМБА России уделялось и уделяется первоочередное внимание.

— В медучреждениях ФМБА России, к которым прикреплены сотрудники опасных производств, действует цеховой принцип медобслуживания, сохранившийся с советских времён и зарекомендовавший себя как наиболее эффективный. В частности, в чём преимущества данного принципа в обслуживании персонала объектов химразоружения?

— Система медицинского обеспечения работников объектов по уничтожению химического оружия предусматривает углублённое медицинское обследование (предварительные медицинские осмотры) при поступлении на работу, ежегодный медицинский контроль (периодические медицинские осмотры), проведение предсменных и послесменных медицинских осмотров, осуществление контроля за здоровьем работающих на объектах УХО, обследование в центрах профпатологии ФМБА России.

Медицинские осмотры работников объектов по уничтожению химического оружия проводятся в соответствии с приказами Министерства здравоохранения Российской Федерации. Все лица, принимаемые на работу на объекты по уничтожению химического оружия, проходят освидетельствование в соответствии с приказом Минздрава России от 21.03.2000 № 101 «О порядке проведения предварительных и периодических медицинских осмотров работников, занятых на работах по уничтожению химического оружия».

Приказ Минздравсоцразвития России от 12.04.2011 № 302н «Об утверждении перечней вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжёлых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда» регламентирует порядок проведения предварительных и периодических медицинских осмотров лиц, занятых на опасных и вредных работах.

Эффективным методом выявления работников, имеющих отклонения в состоянии здоровья, является проведение предсменных и послесменных медицинских осмотров, проводимых в соответствии с приказами ФМБА России. Основные причины отстранения от работы — простудные заболевания, кожные высыпания, повышенное артериальное давление.

Медосмотры персонала объектов по уничтожению химического оружия имеют свою специфику и включают в себя поиск маркёров отравляющих веществ, свидетельствующих о возможном влиянии производственной среды на здоровье персонала: исследование параметров зрачковой реакции методом пупиллометрии, активность холинэстераз крови, спектроскопия, лабораторные исследования биологических проб (крови, мочи, волос) на содержание метаболитов — маркёров отравляющих веществ.

Преимущество такого подхода заключается в том, что имеется возможность индивидуального врачебного подхода к каждому конкретному работнику, занятому в процессе уничтожения химического оружия, динамическому наблюдению за состоянием здоровья на протяжении всей его трудовой деятельности и после её окончания, и при необходимости — своевременной коррекции и лечения.

— Затрагивают ли учреждения ФМБА России, функционирующие на объектах химразоружения, процессы оптимизации? Не секрет, что население в основном видит за ними негативные тенденции: например, опасается уменьшения доступности медицинской помощи.

— Безусловно, процессы оптимизации коснулись и медико-санитарных частей ФМБА России, которые осуществляют медицинское обслуживание персонала объектов уничтожения химического оружия. Вместе с тем необходимо отметить, что финансирование мероприятий по медико-санитарному обеспечению персонала объектов химического оружия и населения, проживающего в зоне защитных мероприятий, осуществляется по отдельной федеральной целевой программе, заказчиком которой является Министерство промышленности и торговли Российской Федерации. Доведённые до учреждений ФМБА России в 2016 году объёмы финансирования позволяют им осуществлять возложенные на них обязанности и все необходимые мероприятия, в том числе в целях безопасности, на прежнем уровне.

— Каким вопросам уделяется особое внимание при санитарно-гигиеническом обеспечении процесса труда и медицинском обслуживании сотрудников объектов химразоружения?

— Особое внимание при осуществлении надзорных мероприятий на объектах уничтожения химического оружия специалистами ФМБА России уделяется на этапах пусконаладочных работ, когда не до конца отработаны технологии и существует высокий риск нештатной ситуации. Кроме того, уделяется особое внимание соблюдению параметров микроклимата в помещениях I группы опасности. Высокая температура и влажность, работа персонала в изолирующем костюме в течение 4 часов могут приводить к резкой потере внутритканевой жидкости и как следствие — к необратимым изменениям в организме работников. Поэтому очень важно, чтобы на производстве соблюдался оптимальный температурный режим, была предусмотрена система кондиционирования, особенно в летний период. Очень важные разделы контроля — соблюдение обязательных требований к средствам индивидуальной защиты, поточности технологических процессов, наличию на рабочих местах аптечек оказания первой помощи и наличию в них специфических антидотов, исправности системы контроля воздуха рабочей зоны с помощью автоматических газосигнализаторов и многое другое. В безопасности нет мелочей, поэтому все обязательные требования, которые предъявляются работниками ФМБА России, осуществляющими федеральный государственный санитарно-эпидемио­логический надзор на объектах уничтожения химического оружия, чрезвычайно важны и должны неукоснительно соблюдаться. При этом я хотел бы отметить, что в настоящее время объекты уничтожения химического оружия — это объекты, на которых создана высокая культура безопасности. Подтверждением тому является факт отсутствия на них тяжёлых профессиональных отравлений и заболеваний среди персонала.

— Расскажите о мониторинге санитарно-гигиенического состояния объектов по уничтожению химического оружия.

— Федеральным медико-биологическим агентством продолжается ведение единой системы санитарно-гигиенического и медицинского мониторинга при хранении, перевозке и уничтожении химического оружия.

Единая система медицинского мониторинга при хранении, перевозке и уничтожении химического оружия (далее ЕСММ) — это система динамического наблюдения за состоянием здоровья как отдельных групп населения, так и индивидуально каждого человека и среды обитания с целью выявления причинно-следственных связей между состоянием здоровья населения и воздействием факторов среды обитания, в том числе и химического фактора.

Ведение ЕСММ с 2005 года осуществляет ФГБУ «Федеральный центр информационных технологий экстремальных проблем Федерального медико-биологического агентства» посредством комплексной автоматизации и информатизации всех звеньев санитарно-гигиенического и медицинского обеспечения объектов.

ЕСММ включает в себя две подсистемы: подсистему мониторинга здоровья военнослужащих, лиц гражданского персонала объектов УХО, населения, проживающего в зоне защитных мероприятий (ЗЗМ) (подсистема «Мониторинг здоровья»), и подсистему мониторинга санитарно-гигиенического состояния объектов по хранению и уничтожению химического оружия (подсистема «СанГиМо»).

Информационной основой ЕСММ является автоматизированный справочно-информационный фонд (АСИФ) — сводный банк данных. По состоянию на 31.12.2015 в сводном банке данных ЕСММ зарегистрировано 135 506 лиц. В группы учёта входят сотрудники объектов и жители ЗЗМ, включая детей.

В сводной базе данных содержится информация о результатах мониторинговых исследований условий труда персонала на объектах по хранению и уничтожению химического оружия и мест проживания населения в ЗЗМ в виде:

1. Еженедельных донесений:

  • Донесение о санитарно-гигиенической характеристике условий труда персонала на объектах по УХО и мест проживания населения в ЗЗМ;
  • Донесение о превышении гигиенических нормативов.

2. Ежемесячных донесений:

  • Донесение об объёмах хранения и утилизации реакционных масс;
  • Донесение об объёмах хранения, уничтожения химического оружия и образования реакционных масс.

3. Годовых отчётов.

По состоянию на 31.12.2015 сводная база данных ЕСММ содержала сведения о 5 219 781 санитарно-химическом исследовании, проведённом с момента запуска объекта всеми лабораториями, размещёнными на объектах по хранению и уничтожению химического оружия (ПСЛ ЦГиЭ ФМБА России, МОС, производственная лаборатория), из них с превышением ГН (в основном по общепромышленным загрязнителям) — 0,03 %. В 2015 году выполнено 817 848 лабораторных исследований.

Случаев превышения гигиенических нормативов отравляющих веществ в окружающей среде не зарегистрировано.

— Ваше ведомство контролирует также состояние окружающей среды на территориях объектов по уничтожению химоружия. Какое практическое значение это имеет для населения, когда объекты уже закрыты и законсервированы?

— Да, ФМБА России осуществляет лабораторный контроль за состоянием окружающей среды на территории объектов по уничтожению химического оружия. Говорить о закрытии объектов по уничтожению химического оружия преждевременно. Федеральным законом от 02.05.1997 № 76-ФЗ «Об уничтожении химического оружия» и федеральной целевой программой «Уничтожение запасов химического оружия Российской Федерации», утверждённой постановлением Правительства Российской Федерации от 21.03.1996 № 305, после осуществления процесса уничтожения запасов химического оружия предусмотрено проведение работ по ликвидации последствий деятельности объектов по хранению и объектов по уничтожению химического оружия, включая проведение санации территорий, на которых были расположены эти объекты. В настоящее время специалистами Минпромторга России, научно-исследовательскими институтами разрабатываются проекты вывода из эксплуатации таких объектов.

При этом необходимо отметить, что строительные конструкции и оборудование ликвидируемых объектов по уничтожению химического оружия могут быть загрязнены отравляющими веществами и продуктами их деструкции, поэтому ни в коем случае нельзя снижать уровень контроля за соблюдением санитарно-гигиенических требований и после завершения процесса уничтожения химического оружия, при выводе из эксплуатации оборудования, коммуникаций, контроля за проведением дегазационных мероприятий, при обращении с отходами, в том числе их захоронении.

Учитывая, что отходы, образующиеся в процессе уничтожения химического оружия, являются объектами ограниченно оборотоспособными и могут передаваться Правительством Российской Федерации организациям вне зависимости от организационно-правовых форм в целях вовлечения указанных отходов в хозяйственный оборот в установленном порядке (статья 5 Федерального закона от 02.05.1997 № 76-ФЗ «Об уничтожении химического оружия»), ФМБА России неоднократно поднимало вопрос о разработке Порядка обеспечения безопасных условий передачи и переработки отходов (металлолом и т.д.), образующихся при уничтожении химического оружия и предназначенных для дальнейшего использования сторонними организациями в хозяйственных целях, в котором должны быть отражены вопросы обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.