ФГБУЗ ЦГиЭ № 41 ФМБА России: безопасность уничтожения химического оружия гарантирована №2(80), 2016 год
В марте 1996 года Россия приняла федеральную целевую программу «Уничтожение запасов химического оружия в Российской Федерации», а в 1997 году стала участником международной Конвенции о запрещении химического оружия. В Удмуртской Республике находятся два из семи российских предприятий по уничтожению химических боеприпасов. На объектах действуют промышленно-санитарные лаборатории, которые являются структурными подразделениями ФГБУЗ ЦГиЭ № 41 ФМБА России, возглавляемого Алексеем Викторовичем Кармановым.
— Алексей Викторович, на каком этапе выполнения федеральной целевой программы «Уничтожение запасов химического оружия в Российской Федерации» находятся объекты уничтожения химического оружия?
— На объекте УХО г. Камбарка первая часть программы выполнена: запасы боевых отравляющих веществ кожно-нарывного действия (люизит) уничтожены. Сейчас реализуется вторая часть ФЦП — ликвидация последствий деятельности объекта по уничтожению химического оружия.
Другой наш объект, в п. Кизнер, является последним в России объектом по уничтожению химоружия. Здесь продолжается ликвидация БОВ нервно-паралитического действия (зарин, зоман, VX-газы).
— Как участвует центр в выполнении федеральной целевой программы?
— В рамках ФЦП у каждого участника программы свои задачи. Ещё до начала строительства объектов центром начал проводиться мониторинг компонентов окружающей среды на соответствие гигиеническим нормативам. Данные, полученные по результатам мониторинга, используются для оценки влияния объектов по уничтожению химического оружия на природные комплексы в ходе деятельности и после окончания работы заводов.
На всех этапах программы уничтожения химического оружия, в том числе в настоящее время, проводится контроль отравляющих веществ и продуктов деструкции на объектах производственной и окружающей среды. Центром гигиены в производственных помещениях контролируется воздух рабочей зоны, смывы с оборудования, СИЗ, кожных покровов. Проводится контроль состояния поверхностных и подземных вод в зонах возможного воздействия объектов, отбор проб почвы и снега с последующим анализом в лабораториях, питьевой воды на санитарно-химические и микробиологические показатели. Атмосферный воздух исследуется на промышленных площадках, в санитарно-защитных зонах объектов, в зонах защитных мероприятий, в том числе в близлежащих населённых пунктах. Для всесторонней оценки условий труда и влияния объектов на окружающую среду проводятся измерения физических факторов ионизирующей и неионизирующей природы.
— Какое оборудование используется лабораториями центра для контроля условий труда и окружающей среды на объектах УХО?
— Перечень оборудования большой. В наличии и хроматомасспектрометрические комплексы, и атомно-абсорбционные спектрометры, газовые и жидкостные хроматографы, вольтамперометрические комплексы, радиометрические приборы и приборы для измерения физических факторов неионизирующей природы.
— Насколько технология уничтожения ОВ безопасна для обслуживающего персонала, жителей ближайших населённых пунктов и окружающей природной среды?
— Безопасность — главное условие при уничтожении химического оружия. Существующая на наших объектах технология получила положительное заключение экспертных комиссий, а также одобрение Международной организации по запрещению химического оружия.
Безопасность обеспечивается на всех этапах технологического процесса: при доставке боеприпасов в герметичных контейнерах из мест хранения в производственные корпуса, при извлечении и детоксикации отравляющих веществ, а также при полной дегазации и термической обработке боеприпасов. Производственные помещения объектов подразделяются по группам опасности. Выходы из помещений I и II групп опасности оборудованы дегазационно-обмывочными душами. Персоналом используются СИЗы, обеспечивающие защиту органов дыхания и кожи, имеются противохимические укрытия. Для контроля загазованности используются автоматические приборы газового контроля, параллельно отбираются пробы воздуха для последующего проведения анализа в лабораториях. Воздух из вентиляционных систем производственных помещений перед выбросом в атмосферу проходит очистку. Предусмотрена аварийная вентиляция при срабатывании газосигнализаторов.
Детоксикация БОВ является необратимым процессом, повторное получение отравляющего вещества невозможно. Корпуса боеприпасов после обработки отправляются на деформацию, в результате которой они приводятся в непригодное для дальнейшего использования состояние.
Данная технология, разработанная ФГУП «ГосНИИОХТ», позволяет без ущерба для окружающей среды и здоровья людей проводить уничтожение боеприпасов, снаряжённых отравляющими веществами.
— Какие меры предусмотрены на случай возникновения производственной аварии, приходилось ли на практике убеждаться в их эффективности?
— Залогом успешных и оперативных действий во время аварии является грамотная и слаженная работа штатных и нештатных аварийно-спасательных формирований объекта УХО, МСЧ № 41, ЦГиЭ № 41. Без этого условия локализация и ликвидация аварии невозможны. Это подтверждают реальные случаи, происходившие в разных точках мира, в частности зариновая атака в Токийском метро в марте 1995 года, когда вследствие неотработанности практических вопросов и недостаточного информирования люди погибали из-за позднего оказания медицинской помощи.
В ФГБУЗ ЦГиЭ № 41 ФМБА России сформированы специальные подразделения: санитарно-гигиенические (токсикологические) бригады, существующие на базе физико-химической лаборатории г. Глазова, на базе ПСЛ объекта УХО г. Камбарка, на базе ПСЛ объекта УХО п. Кизнер. Создана бригада специализированной медицинской помощи санитарно-токсикологического профиля ФГБУЗ ЦГиЭ № 41 ФМБА России в г. Глазове. В состав данных подразделений входят 16 человек, в том числе эксперты-химики и санитарные врачи-токсикологи. Создана чёткая вертикаль управления формированиями в лице главного врача и руководителей структурных подразделений. Центр регулярно участвует в командно-штабных учениях на объектах.
В рамках государственного контроля и надзора сотрудники нештатных аварийных формирований проводят обследования объектов с особо опасными условиями труда, включающие лабораторные исследования и инструментальные измерения, экспертизы. Для них это является повседневной работой. Подготовка сотрудников центра по вопросам экстренной токсикологии производится в рамках тематического усовершенствования на кафедре токсикологии и клинической фармакологии Института повышения квалификации ФМБА России, при проведении тренингов, семинаров.
— Какие мероприятия предусмотрены на случай реальной катастрофы?
— В Центре функционирует единая система проведения санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий в районах возможных катастроф. Лаборатории центра аккредитованы на определение всего спектра боевых отравляющих веществ и проведение радиационных измерений. В арсенале службы — передвижная химико-токсикологическая лаборатория на базе автомобиля «ГАЗель», имеющая всё необходимое лабораторное оборудование. Все подразделения оснащены и укомплектованы необходимым оборудованием и расходными материалами, на рабочих местах сотрудников имеются укладки на случай ЧС на подконтрольных объектах. На случай оповещения об аварийной ситуации и сбора бригад в нерабочее время, воскресные и праздничные дни на базе ФГБУЗ ЦГиЭ № 41 ФМБА России создана комната аварийных укладок, где размещены дублирующее оборудование, средства индивидуальной защиты, средства дегазации, регламент работы специализированных бригад.
Всё это позволяет обеспечивать высокий уровень готовности к возможным ЧС, в чём удалось убедиться в 2012 году во время чрезвычайной ситуации в Балезинском районе, связанной с попаданием четырёххлористого углерода на водосборную территорию источника питьевого водоснабжения. ФГБУЗ ЦГиЭ № 41 ФМБА России оказалось единственным учреждением на северной территории Удмуртской Республики, способным выполнить регулярный мониторинг данного опасного вещества в воде поверхностных и подземных источников.