Антон Першин: «Наши системы позволяют комплексно очищать и обеззараживать воздух, что особенно важно в медицинских учреждениях» №7(78), 2015 год
Избавиться от аллергии для жителя мегаполиса большая сложность, ведь с каждым годом в воздухе появляется более четырёх тысяч новых химических соединений, противостоять которым человеческий организм не в силах. И если бороться с вредным воздействием атмосферы на улице практически невозможно, то в помещении это вполне реально посредством современных систем очистки и обеззараживания воздуха. Их на российском рынке производит всего несколько компаний, одна из которых — ООО «Аэролайф». Об уникальности воздухоочистителей, технологии их изготовления и эффективности беседуем с исполнительным директором фирмы Антоном Першиным.
— Антон Алексеевич, для начала расскажите, как возникла идея создания ООО «Аэролайф».
— Создавалась компания довольно интересно. Дело в том, что у одного из её основателей, профессора физической химии Евгения Савинова, проживающего в Новосибирске, дочь болела аллергией, и весной она практически не могла дышать из-за цветущих вокруг дома берёз. Евгений Николаевич перепробовал все фильтры для уничтожения берёзовой пыльцы, но никакой не помогал, и тогда он изготовил устройство, убивающее всю летучую органику на молекулярном уровне, которое впоследствии и стало прототипом фотокаталитических воздухоочистителей (ФКО) «Аэролайф». Затем совместно с Информационно-технологическим институтом (ИТИ) было изготовлено более 30 прототипов ФКО. С 1998 года выпущена партия приборов С-45, зарегистрированы товарные знаки «Аэролайф» и «Севеж». Проводились испытания в институтах РАН и медицинских учреждениях, разрабатывались методики технологического контроля катализатора и готовых изделий. С 2000 года ИТИ начал заниматься выпуском профессиональных очистителей на основе фотокатализатора для офисов, медучреждений, ресторанов, специального назначения.
В настоящий момент у нас действует отдел разработки нового оборудования в составе восьми учёных — физиков, химиков, физико-химиков, в их числе три доктора наук. Они придумывают, как сделать разработки более эффективными и производительными. Был открыт завод полного цикла в Калужской области, на котором работают более 50 человек. Там закуплено, смонтировано и запущено дорогое зарубежное оборудование для металлообработки, производства фильтрующих элементов и фотокатализаторов, изготавливаемых компанией. Все наши разработки в обязательном порядке тестируются в лаборатории на соответствие стандартам законодательства и нашим внутренним образцам. В среднем в год производится порядка 50 тысяч систем очистки воздуха. Но для нас важно не количество выпущенной продукции, а её качество.
— В чём главные преимущества этих воздухоочистительных систем?
— Мы производим широкий спектр оборудования, начиная с простых воздухоочистителей для квартир, заканчивая очистителями воздуха для операционных и атомных электростанций. В 2010 году изменилось российское законодательство, и теперь все фильтрующие элементы в системах очистки и обеззараживания воздуха должны быть инактивированы, то есть на них не должно содержаться никаких живых микроорганизмов.
К сожалению, в нашей стране до сих пор используются стандартные HEPA-фильтры, не выполняющие этих требований. Они действительно задерживают микроорганизмы, но те продолжают на них жить и размножаться, и при несвоевременной замене фильтр превращается из очистителя в «загрязнитель», ведь микроорганизмы начинают, наоборот, попадать с него в обслуживаемое помещение, являясь аллергеном. А наши системы позволяют комплексно очищать и обеззараживать воздух, удаляя все микробиологические, химические и токсичные загрязнения. Какой бы ни был микроорганизм, всё равно он попадает на фотокатализатор, где сначала происходит процесс адсорбции, а потом под действием света от УФ-лампы диапазона А — полное окисление. Таким образом, на выходе из прибора мы получаем углекислый газ, воду и атмосферный азот.
— Чем отличаются очистители воздуха, используемые в учреждениях здравоохранения, от других?
— Не нужно забывать, что в любом медицинском учреждении находятся люди с пониженным иммунитетом, и для них воздействие микроорганизмов наиболее критично, особенно после операции. Да, воздухоочистители, предназначенные для квартир, отличаются от тех, что используются в лечебных учреждениях. Если в первом случае есть возможность довольно долго очищать воздух — ведь в обычной комнате не так важна эффективность прочистки за один проход, — то в случае с лечебным учреждением время первостепенно. Поэтому там применяются системы, которые наиболее интенсивно и очень быстро выполняют задачу по очистке и обеззараживанию воздуха, удаляют комплекс загрязнений, очищая воздух извне и изнутри.
Все приборы для медицинских учреждений можно разделить на три категории. Первая — очистка и обеззараживание воздуха внутри помещения в режиме рециркуляции, то есть удаление загрязнений, появляющихся внутри помещений, от больного, посетителей и оборудования, которое выделяет частицы пыли. Вторая — очистка приточного воздуха: её можно подразделить на очистку приточного воздуха (то, что требуется практически в любом лечебно-профилактическом учреждении) и очистку затяжного воздуха, что особенно актуально для инфекционных отделений и туберкулёзных диспансеров. И третья — это комплексное решение проблем для особо чистых зон, где применяется комбинация двух технологий: рециркуляция и очистка притока. В операционных, палатах интенсивной терапии необходимо создать особо чистые условия, не допустить ни при каких внешних факторах, чтобы на открытую рану могли попасть какие-то микробиологические либо химические загрязнения. В современных лечебных учреждениях стараются использовать наши ламинарные потолки для чистых помещений. Как они действуют? Ламинарная ячейка встраивается в приточный канал вентиляции над рабочей зоной, она обеспечивает фильтрацию воздуха по классу H14, его обеззараживание с эффективностью 99,9 %, инактивацию микроорганизмов на фильтрах не менее 99 %, а также удаляет из приточного воздуха все неприятные запахи и токсичные химические вещества с эффективностью не ниже 98 %.
— В чём уникальность самой технологии?
— Технология действительно уникальна, она представляет собой каскад фильтрующих элементов — механических, электростатических, адсорбционно-каталитических, фотокаталитических и аэрозольных. Все они системно связаны между собой физически и физико-химически, то есть каждый последующий не только улучшает качество фильтрации и обеззараживания воздуха, он ещё и нивелирует недостатки индивидуального фильтра. Комплексная технология очистки и обеззараживания воздуха (КТОВ) одобрена Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека к применению в лечебных учреждениях.
— Ни для кого не секрет, что помещение, в котором находится человек, нужно проветривать. А может ли отсутствие свежего воздуха привести к заболеваниям?
— Конечно. Например, в помещениях довольно часто накапливается озон, и если в малых дозах он может вызвать головную боль, то при повышенных концентрациях и продолжительном воздействии — превращается в канцероген и становится источником раковых опухолей. С каждым годом атмосфера всё больше и больше загрязняется, отсюда та или иная форма аллергии у людей. Угарный газ, выделяемый автомобилями, ведёт к снижению иммунитета. Все накапливающиеся в воздухе вещества воздействуют на наш организм.
— Антон Алексеевич, какие бы вы дали советы людям, желающим приобрести воздухоочистители в квартиру?
— Важно выбрать сам фильтр, при этом необходимо определиться, какую задачу будет решать прибор. В любом помещении необходимо устранять загрязнение комплексно. Для начала следует установить систему обеззараживания воздуха за окном, чтобы воздух в помещении был очищенным, а затем уже переходить к удалению внутренних источников.