Андрей Белостоцкий: «Стандарт московской поликлиники выгоден всем» №6(77), 2015 год
О развитии системы столичного здравоохранения рассказывает руководитель Дирекции по координации деятельности медицинских организаций Департамента здравоохранения города Москвы, доктор медицинских наук Андрей Белостоцкий.
— Андрей Викторович, в 2014 году вы выступали на страницах нашего журнала в должности руководителя Дирекции по обеспечению деятельности государственных учреждений здравоохранения ЮАО. Сегодня вы возглавляете Дирекцию по координации деятельности медицинских организаций Департамента здравоохранения города Москвы, и поле вашей деятельности существенно расширилось. Какие задачи призвана решать Дирекция?
— Действительно, в своё время на смену окружным управлениям здравоохранения пришли дирекции, а теперь они превратились в единый орган, который координирует деятельность медицинских организаций по поручению столичного Департамента здравоохранения. Причин тому достаточно много, и лежат они в плоскости состоявшейся реорганизации как поликлинической, так и стационарной помощи. Поликлиники укрупнились до амбулаторных центров, куда входят три-четыре учреждения, одновременно шёл процесс объединения клинических больниц с родильными домами, и в результате количество юридических лиц, занимающихся обеспечением здоровья москвичей, значительно сократилось. Дирекции в округах, в каждой из которых трудилось до ста пятидесяти человек, в прежней своей форме стали ненужными. Теперь на окружном уровне остаётся десять отделов по координации, численностью 8–14 человек. Они размещаются в амбулаторных центрах и поддерживают тесную связь с лечебными учреждениями.
Ещё одно обстоятельство: прежние окружные дирекции занимались кроме медицинской тематики ещё и финансово-хозяйственной деятельностью. На определённом этапе, помимо единой Дирекции по координации деятельности медицинских организаций, было создано Агентство по закупке товаров, работ, услуг Департамента здравоохранения города Москвы — теперь у нашей дирекции такой функции не существует. Мы продолжаем координировать деятельность взрослых и детских амбулаторных центров, а также стоматологических поликлиник, санаториев, хосписов и онкодиспансеров.
— Какие программы Департамента здравоохранения являются приоритетными в вашей координационной функции?
— На первом месте, без сомнения, стоят вопросы, связанные с введением стандарта московской поликлиники. Начавшийся в марте этого года пилотный проект с участием нескольких отдельных ЛПУ развивается настолько успешно, что осенью в него должны войти все 46 взрослых амбулаторных центров столицы, а до конца года — и все детские, их 40.
Что лежит в основе данного стандарта? Идея полной диспетчеризации работы поликлиники. Есть такое понятие, как стандарт GMP — это система норм, правил и указаний в отношении производства лекарственных средств, медицинских устройств, изделий диагностического назначения и так далее. Такая система отражает целостный подход к регулируемому комплексу, оценивает и регулирует его параметры. Нечто похожее задумано сделать в отношении поликлиник: мы хотим создать алгоритм взаимодействия персонала учреждения и пациента с момента его входа в двери поликлиники и до того момента, как он её покинет. Это многоплановая задача, включающая сотни элементов — от требований к работе регистратуры до оптимизации финансово-хозяйственной деятельности учреждения. Уже сейчас стало понятно, что только за счёт оптимального использования всех ресурсов поликлиники можно сократить её расходы примерно на десять процентов. Стандарт, таким образом, затрагивает и интересы медицинского персонала — высвобождаемые средства могут пойти на увеличение фонда зарплаты.
— Введение стандарта станет обязательным?
— Нет, не станет. Но на регулярных совещаниях в Дирекции всё больше главных врачей извещают нас о желании и, главное, готовности присоединиться к программе. Основная привлекательность стандарта состоит в том, что он выгоден всем.
— Как обстоит дело с доступностью медицинской услуги — ключевым показателем эффективности системы здравоохранения?
— Этот параметр постоянно находится в поле зрения и мэра Москвы, и столичного министра здравоохранения. Поле зрения в данном случае можно понимать буквально, — говоря это, Андрей Викторович указывает на огромные мониторы, висящие на стене кабинета, — за возможными очередями даже к отдельному врачу можно следить онлайн. Контролируется не только доступность записи пациента к врачу в оговорённые Департаментом сроки, но и время ожидания пациента у дверей кабинета. Если врач не нажмёт на своём автоматизированном рабочем месте клавишу «Следующий пациент», причём по любой причине, Единая медицинская информационно-аналитическая система (ЕМИАС) Москвы зажжёт красный огонёк, затем подведёт итоги дня, а потом — недели и положит результат на рабочий стол ответственных чиновников.
Надо сказать, что число пациентов, которые не могут записаться на приём к терапевту в течение контрольного времени — а это двое суток, — не превышает в последнее время 1,4 процента. В начале нынешнего года мы начинали с показателя в 30 процентов. Причём такое ускорение было достигнуто не административными методами, а путём эффективного применения ЕМИАС. Именно она помогла структурировать рабочее время врача. Что касается третьего уровня — стационаров, то сейчас практически исчезла необходимость госпитализации пациента ради прохождения обследования и одновременно на полную мощность заработали дневные стационары. Это позволило эффективно оптимизировать коечный фонд, при этом его загруженность, если снова говорить о доступности, практически никогда не достигает ста процентов — перегрузки стационаров нет.
— В последнее время общественность волнует проблема оказания бесплатной стоматологической помощи.
— Существующий порядок оказания бесплатной медицинской помощи москвичам, в том числе стоматологической, чётко прописан в соответствующих документах. Никаких перемен здесь не было. Чтобы развести стоматологическую помощь, оказываемую москвичам по госгарантиям, с платной, в профильных поликлиниках были созданы платные отделения. Туда обращаются приезжие, в том числе иностранцы, а также те люди, которые готовы нести определённые расходы за получение услуг повышенного класса. За счёт платных отделений у поликлиники появляется возможность обновления парка оборудования, разумеется, для всего учреждения, а также повышения зарплаты врачам и так далее. Отмечу, что, когда мы говорим о платном сегменте, речь идёт только о материалах, например, самой передовой металлокерамике, и, возможно, о некоторых технологиях. Врачи и тут, и там одни и те же, их квалификация стандартна. И поскольку наши платные звенья работают достаточно успешно, можно делать вывод о том, что они не уступают частным стоматологическим лечебницам.
— Андрей Викторович, что ожидает систему управления медицинской помощью в Москве?
— Глобально на такой вопрос ответить трудно, однако нельзя не приветствовать тот факт, что с недавнего времени в Мосгордуме заседает пять депутатов-врачей — в прежнем созыве там была только одна наша коллега. Видимо, можно рассчитывать, что московские законодатели в целом будут подходить к проблемам отрасли ещё внимательнее, и прежде всего с позиций самих москвичей.
Что касается нашей дирекции, то ей с 1 июля нынешнего года добавлена ещё и такая функция, как контроль за жизненно необходимыми и важнейшими лекарственными препаратами в оптовой и розничной сети города Москвы. Направлена эта функция на поддержание контрольных цен на упомянутые категории лекарств во всех аптеках — как государственных, так и частных. Надеюсь, в этой работе поможет опыт, приобретённый мною на должности заведующего кафедрой организации управления в сфере обращения лекарственных средств Первого МГМУ им. И.М. Сеченова.