Виктор Бельченко: «Ветераны заслуживают самого лучшего отношения к себе!» №6(77), 2015 год
В год 70-летия Великой Победы лечебные учреждения страны уделяют особое внимание защитникам Отечества: для них предлагаются специальные программы лечения и реабилитации, создаются максимально комфортные условия для посещения врача. Но то, что для других, возможно, разовая акция, для специалистов Челюстно-лицевого госпиталя для ветеранов войн — ежедневная работа. Вот уже семь десятков лет (с небольшим перерывом на капитальный ремонт) госпиталь принимает тех, кому нужна не только стоматологическая или хирургическая помощь, но и доброе участие. О пациентах, докторах и перспективах развития ГБУЗ «Челюстно-лицевой госпиталь для ветеранов войн Департамента здравоохранения города Москвы» мы поговорили с его главным врачом Виктором Бельченко.
— Сегодня госпиталь состоит из поликлиники, которая работает в системе ОМС, и стационара, где значительную часть пациентов составляют ветераны Великой Отечественной войны, — рассказывает Виктор Алексеевич. — Как правило, поступают они к нам для подготовки к ортопедическому лечению и последующему протезированию полости рта. Этим людям далеко за 90, они даже передвигаются с трудом, поэтому мы стараемся окружить их максимальной заботой. В госпитале установлены пандусы, есть специальные кресла-тележки. Помещения стационара, рассчитанного на 117 коек, пережили перепланировку: теперь у нас маломестные палаты, в которых стоят многофункциональные кровати, есть прикроватные консоли с кислородом и вакуумным отсосом. В каждой палате — санузел с душем.
— Виктор Алексеевич, пожилые пациенты часто бывают строгими и требовательными. Как они оценивают условия в стационаре?
— У одной женщины, которая лечилась у нас в прошлом году, возрастные изменения, страдает память. Недавно она вышла из дома и потерялась. А попав в полицию, назвала наш адрес: улица Лестева, 9. Получается, что для наших пациентов госпиталь — как дом родной. Значит, им здесь хорошо. Мы были приятно удивлены.
— Как на сегодняшний день оснащён госпиталь?
— Благодаря Департаменту здравоохранения Москвы и программе модернизации у нас фактически самое совершенное оборудование. О таком большинство московских клиник могут только мечтать. Суперсовременный компьютерный томограф, позволяющий проводить компьютерную томографию с 3D-моделированием области исследования; ортопантомографы, дентальные визиографы, эндоскопическое оборудование, операционные микроскопы. В лечебных кабинетах поликлиники — стоматологические установки экспертного класса с встроенными интраоральными камерами, апекслокаторами, эндодонтическими наконечниками. Стоматологические микроскопы позволяют проводить качественное стоматологическое лечение при плохо проходимых каналах зубов, при микротрещинах и дефектах твёрдых тканей зубов. С помощью эрбиевых лазеров проводится препарирование твёрдых тканей зуба и обработка слизистой оболочки полости рта без применения дополнительных методов обезболивания. Методика применения данного лазера незаменима при оказании комплексной стоматологической помощи пациентам с тяжёлыми нарушениями работы сердечно-сосудистой системы. Но «железо» само по себе не работает, нужны специалисты с головой и руками. А руки не должны бежать впереди головы.
— Как проходил отбор специалистов, которых вы брали работать в учреждение?
— Коллектив нам пришлось формировать фактически с нуля. Госпиталь был на ремонте три года. Когда я занял пост главного врача, в штате числилось четыре человека, причём не медики, а бухгалтер и хозяйственные работники. С одной стороны, это была большая проблема. С другой — возможность сформировать команду из лучших специалистов. К подбору кадров отнеслись очень серьёзно, ведь у нас есть желание сделать из госпиталя самую передовую клинику нашей страны по челюстно-лицевой хирургии. На собеседование приходили не только врачи из московских клиник и поликлиник, но отличные доктора из регионов. Мы выбирали самых подготовленных, тех, кто умеет работать на современном оборудовании, владеет новейшими методиками, кто посещал мастер-классы, выставки, бывал на конференциях.
Помимо специальной подготовки, смотрели на личные качества: сможет ли человек общаться с нашей сложной категорией пациентов. Ветераны столько отдали стране, что, безусловно, заслуживают тёплого и внимательного отношения к себе!
— Время идёт, и, к сожалению, ветераны ВОВ уходят из жизни. Какие изменения в связи с этим ждут госпиталь в будущем?
— Будем оказывать в стационаре услуги более молодым пациентам с врождёнными и посттравматическими дефектами и деформациями челюстно-лицевой области, например, после автокатастроф, огнестрельных ранений. В операционных залах планируется проводить разнообразные высокотехнологичные реконструктивные операции в области головы и шеи, хирургическое лечение пациентов с доброкачественными новообразованиями той же области. Кроме этого, будут оказываться все виды стоматологической помощи с применением анестезиологического пособия. Все эти услуги будут доступны как по ОМС, так и на платной основе.
— Госпиталь является базой для двух медицинских университетов, студенты, интерны, ординаторы и аспиранты обучаются в стенах вашего учреждения. А опытом с коллегами из других клиник вы обмениваетесь?
— Осенью наши специалисты будут участвовать в международном симпозиуме на базе Первого Московского государственного медицинского университета, где соберутся специалисты по челюстно-лицевой хирургии со всего мира. Приедут врачи из Японии, Китая, Кореи, Индии, Южной Америки, Канады, США, Франции, Германии, Италии, Испании и других стран. Нам есть что показать зарубежным коллегам. Прошли те времена, когда мы с открытым ртом и завистью наблюдали за работой хирургов из других стран. Сейчас мы чувствуем себя полноправными участниками любого международного форума, и нам, безусловно, есть чем с ними поделиться. Им интересны наши технологии и методики, которые потом они применяют в своей практике. Мы открыты к диалогу, готовы обмениваться опытом и расти вместе со всем миром.
Лечение и забота
— За год через стационар нашего госпиталя проходит более 620 человек, — добавляет заместитель главного врача по медицинской части Сергей Сысоев. — В основном госпитализируются люди совсем преклонного возраста, которые не могут получить специализированную помощь в амбулаторных условиях. Больше всего ветераны ВОВ нуждаются в ортопедическом лечении, но, как правило, оно подразумевает неоднократное посещение врача, а для них это крайне неудобно. Но и лежать в стационаре долго не самый хороший выход. Мы стараемся минимизировать количество дней, проведённых пациентом в госпитале, разбивая лечение на этапы. Наше учреждение не подразумевает нахождение в нём пациентов без оказания медицинской помощи, это всё-таки не санаторий. На время работы зубного техника, то есть непосредственного изготовления зубного протеза, пациент выписывается домой до следующей плановой госпитализации. За счёт этого сокращается койко-день и материальные затраты.
Кроме участников ВОВ и тружеников тыла, в наш стационар госпитализируются также все участники боевых действий: ветераны Афганистана, Чеченской кампании. Все они получают необходимую помощь по стоматологии и челюстно-лицевой хирургии.