Здоровье и производство: адресная медицинская помощь №5(76), 2015 год
Валерий Сергиенко — директор Научно-исследовательского института физико-химической медицины ФМБА России, доктор медицинских наук, профессор, академик, заслуженный деятель науки РФ, лауреат правительственных премий в области науки и техники, кавалер ордена Дружбы народов и ордена Почёта. Сегодня Валерий Иванович рассказывает о персонализированных подходах в медицине, в первую очередь промышленной.
— Идея персонализации в медицине существовала с самого начала. Ещё Гиппократ говорил, что необходимо лечить не болезнь, а больного, давать нужное именно ему лекарство в правильных дозах и — попытаемся продолжить мысль великого врачевателя — отслеживать эффективность лекарства в процессе терапии, осуществлять коррекцию лечения.
Термин «персонализированная медицина» вошёл в международный оборот в самом конце прошлого века с целью обозначить быстро развивающуюся отрасль здравоохранения. Решающим шагом в её прогрессе стала расшифровка генома человека. Появилась возможность получать информацию об индивидуальных особенностях конкретного пациента, определять характер возникновения и течения заболеваний, а также реакцию на определённые виды лечения.
Давайте взглянем подробнее на основные подходы персонализированной медицины — ещё недавно они казались медикам невероятными или неосуществимыми:
- предсказание на основе геномных данных вероятности возникновения того или иного заболевания с последующей разработкой профилактической индивидуальной схемы терапии;
- переход от традиционной клинической к персонализированной диагностике заболевания с учётом критериев субпопуляции — состояние нормы для таких групп может отличаться;
- индивидуальный подбор лекарственных средств на базе геномных предсказаний и терапевтического лекарственного мониторинга.
Если говорить об экономической стороне вопроса, а без этого сегодня невозможно выстраивать стратегию национального здравоохранения, то надо отметить, что персонализированный подход в медицине требует значительного усиления диагностического потенциала, проведения высокотехнологичных тестов. С одной стороны, это может приводить к удорожанию медицинских услуг, однако в конечном счёте должна произойти существенная экономия расходов на медицинскую помощь.
— Валерий Иванович, какие процессы происходят на фоне вышеозначенной тенденции в промышленной медицине?
— Эта её отрасль является неотъемлемой частью производственного процесса. Она состоит из двух разделов: гигиена труда, или промышленная гигиена (сюда входят профилактика и предупреждение заболеваний, связанных с вредными условиями труда), и медицина труда, то есть первая помощь на производстве. При этом профилактика — наиболее важная часть промышленной медицины. Эффективность того, насколько хорошо поставлена профилактика, или, проще говоря, предупреждение заболеваний, измеряется прежде всего количеством дней невыхода на работу сотрудников — при этом предполагается ответственное отношение к профилактике как со стороны работодателя, так и со стороны работника. Использование практики персонализированного подхода при разработке профилактических мероприятий — основа современной промышленной медицины. Производственные условия, физические нагрузки, возникающий в результате стресс — эти факторы и степень их возможного влияния на человека разнятся в зависимости от специфики производственной площадки. По-разному реагируя на производственный процесс, каждый сотрудник нуждается в различных профилактических мероприятиях.
— Какое место занимает ФМБА России, куда входит Научно-исследовательский институт физико-химической медицины, в сфере развития промышленной медицины и какова его роль в этом?
— Как известно, в соответствии с постановлением Правительства России Агентство организует проведение медико-санитарных мероприятий по предупреждению, выявлению причин, локализации и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, радиационных, химических и биологических аварий и инцидентов, распространения инфекционных заболеваний. В области промышленной медицины в функции ФМБА России входит оказание медико-санитарной помощи работникам предприятий ядерного энергетического комплекса, прикладной и фундаментальной науки, ракетно-космического комплекса, отдельных предприятий оборонной промышленности. Более 55 % сотрудников данных предприятий сталкиваются с вредными и опасными для здоровья производственными факторами. Среди основных функций Агентства в этом сегменте я бы выделил анализ соответствия вредных факторов производства комплексу лечебно-профилактических мероприятий и разработку индивидуальных комплексов соответствующего профиля для сотрудников в соответствии с принципами персонализированной медицины.
В ФМБА России данными вопросами занимаются такие организации, как Федеральный медицинский биофизический центр им. А.И. Бурназяна, НИИ гигиены, токсикологии и профпатологии (Волгоград), НИИ гигиены, профпатологии и экологии человека (Санкт-Петербург), Токсикологический центр ФМБА России (Клиническая больница № 123, г. Одинцово Московской области), НИИ промышленной и морской медицины (Санкт-Петербург), Южно-Уральский институт биофизики (Челябинская обл.) и др.
На кафедрах Института повышения квалификации ФМБА России осуществляется планомерная подготовка врачей по вопросам радиационной медицины, медико-санитарному сопровождению работ по уничтожению ядерного оружия. Ежегодно на базе института проходят обучение более 2,5 тыс. сотрудников учреждений здравоохранения ФМБА России.
— Какие научные и практические сферы деятельности отведены в данной сфере Научно-исследовательскому институту физико-химической медицины?
— Мы смотрим на эту проблему под углом зрения генетики. Я бы сказал, что персонализированная медицина постепенно переходит на уровень так называемой предсказательной медицины — расшифровка генома человека позволяет на научной основе прогнозировать, какие факторы окружающей среды и виды производственной деятельности будут отвечать конкретной личности, а какие препятствовать или вредить её развитию. Становится возможным заранее определять заболевания, которые могут оказаться для человека критичными. Немного утрируя, скажу, что в перспективе может появиться возможность профилактики заболевания за 50 лет до того, как оно настигнет человека!
Наш институт ведёт генетические исследования как среди разных профессий, так и среди различных групп населения: городского, в том числе крупных мегаполисов, сельского и т.д. Мы связаны со многими предприятиями и медсанчастями. Большой сегмент научной работы посвящён изучению микробного сообщества, которое населяет человека. Другая интересная область — фармакогеномика, эта наука помогает понять, какие лекарственные препараты могут быть максимально эффективными для конкретного человека, а также — что иногда бывает крайне важным — в каких дозах. В перспективе — внедрение в медицинскую практику так называемых «омиксных» технологий (геном, транскриптом, протеом, метаболом). Это достаточно сложная и нетривиальная задача, однозначного решения которой в мире не существует, тем более в области промышленной медицины.
Что касается текущей практики, то специалисты нашего института регулярно проводят семинары для тех врачей, которые в учреждениях системы ФМБА России занимаются вопросами персонализированной медицины.
— Какие вопросы стоят первыми в вашей рабочей повестке дня?
— Наш институт в ближайшее время ожидает реорганизация, в результате которой в его состав войдёт медико-санитарная часть, и на её базе будет развёрнут Центр персонализированной медицины. Планируется, что на первом этапе этот центр будет обеспечивать контингент учреждений ФМБА России. Впоследствии его опыт станет передаваться всему российскому здравоохранению. Планируется также развернуть с участием НИИ ФХМ производство новых диагностических чипов, которые создаются с применением нанотехнологий.
В 1984 году он преобразован в самостоятельный НИИ ФХМ Минздрава РСФСР. С 2006 года директором института является профессор В.И. Сергиенко. До этого учреждением долгое время руководил академик РАМН, профессор Ю.М. Лопухин – заслуженный деятель науки РСФСР, лауреат государственных премий СССР и РСФСР и премий Правительства России. В настоящее время Ю.М. Лопухин является почётным директором института.
НИИ ФХМ, входящий сейчас в систему ФМБА России, постоянно развивается. В начале 90-х годов на базе лаборатории биохимии клеточных культур НИИ ФХМ был образован отдел молекулярной биологии и генетики.
В настоящее время это мощное, хорошо оснащённое подразделение занимается проблемами генетики, геномики, протеомики, генной инженерии, клеточной биологии и биоинформатики.