×

Должности, опубликованные на сайте, указаны на момент публикации

ГКБ № 81: высокотехнологическая медицинская помощь становится повседневной практикой №1(72), 2015 год

Геннадий Габриэлян

Городская клиническая больница № 81 — многопрофильное лечебно-профилактическое учреждение, предназначенное для оказания специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи в круглосуточном режиме и являющееся клинической базой ведущих медицинских образовательных учреждений РФ. Наталия Викторовна Вёрткина посвятила этому учреждению 14 лет жизни, возглавляя его в качестве главного врача с 1997 по 2011 год. Недавно она вновь вернулась к руководству одной из самых заметных московских больниц.

— Наталия Викторовна, какие новые возможности открыла продолжающаяся реформа структур здравоохранения и системы медицинских услуг для медицинских учреждений Москвы?

— Начать надо с того, что реорганизация амбулаторной службы завершена, и это большое событие, закладывающее фундамент для других позитивных изменений. В нашем Северном округе создано четыре амбулаторных центра, каждый из которых обслуживает примерно 300 тысяч человек. Кроме того, в округе до недавнего времени существовал только один консультативно-диагностический центр — КДЦ № 6. Территориальный доступ к нему был не для всех удобен, и располагал он только одним компьютерным томографом, что, естественно, не обходилось без огромных к нему очередей, а ядерно-магнитных томографов не было вовсе. Теперь московские «северяне» имеют в своём распоряжении четыре КДЦ для взрослых и столько же для детей, оснащённых не только упомянутыми типами оборудования, но и ультразвуковыми аппаратами экспертного класса. Особенно актуально наличие самого современного оснащения, необходимого для исследования сердечно-сосудистой системы — летальность от этого вида заболеваний по-прежнему занимает первое место по всему миру.

Восемьдесят первая больница может поставить себе в зачёт завершение создания регионального сосудистого центра. Сосуды сердца и мозга — наиболее уязвимые в организме. Для помощи пациентам с такими проблемами в сосудистом центре открыты отделения рентгенохирургии, кардиохирургии, сосудистой и нейрохирургии. Пациенты попадают в кардиореанимационное отделение, что называется, с колёс: от момента прибытия пациента в машине скорой помощи до начала операции стентирования коронарных сосудов в отделении рентгенохирургии проходит совсем незначительный промежуток времени. Иногда врачам удаётся даже остановить развитие инфаркта миокарда, в других случаях делается реканализация поражённого сосуда.

Инсульты лечатся с использованием таких современных методик, как декомпрессии, что позволяет быстро выводить пациента из критической стадии заболевания и сохранять его трудоспособность. Реанимационные службы получили уникальное дыхательное оборудование. Все отделения сосудистого центра работают круглосуточно, и высокотехнологическая медицинская помощь становится повседневной практикой.

— Что ещё изменилось в больнице за последнее время?

— Я бы сказала, что деятельность врачебного коллектива стала ещё больше нацелена на результат. К примеру, к нам поступают пациенты с изменёнными сосудами нижних конечностей — ишемией, диабетической стопой и так далее. Благодаря развитой сосудистой службе уменьшилось количество ампутаций, а число реконструктивных операций на сосудах нижних конечностей, наоборот, возросло. Мне представляется, что о качестве медицинской помощи следует судить по очень простому критерию: помогла ли она человеку не стать инвалидом и вернуться к трудовой деятельности? У нас это происходит. Возьмём операцию по восстановлению проходимости сонной артерии, которой хорошо овладели наши хирурги: она предотвращает наступление инсульта и возможной инвалидности. И делаются такие операции в системе обязательного медицинского страхования, то есть бесплатно.

— Что вы думаете о продолжающейся реформе органов управления здравоохранением в столице?

— Дирекции по обеспечению деятельности государственных учреждений здравоохранения свою основную функцию — реорганизацию амбулаторного звена — выполнили. Новый создаваемый орган — объединённая дирекция — должен будет, насколько известно, уделять большее внимание такому фактору, как доступность медицинской помощи. В нём соберутся представители всех административных округов столицы. Теснее станет непосредственный контакт этого органа с населением — в частности, в данной инстанции будут рассматриваться письменные обращения и пожелания москвичей. При Департаменте здравоохранения создаётся также агентство по обеспечению работы всей амбулаторной службы Москвы. Другими словами, идеология продолжения реформы будет за объединённой дирекцией, а повседневной практикой станет руководить агентство.

— Каков ваш взгляд на оптимизацию штатов ЛПУ?

— Эта проблема возникла не сегодня и даже не вчера. Технологический прогресс в медицине, появление в лечебных учреждениях новых звеньев, таких, например, как дневные стационары, а также другие факторы изменили потребности отрасли во врачах определённых специальностей, снизили спрос на некоторые виды помощи. Узкая специализация врачей из блага иногда стала превращаться в тормоз дальнейшего развития… Например, раньше у нас отделение эндокринологии на 60 коек было перегружено, а сейчас в нём 30 коек — и никаких очередей. Или чистая хирургия: выяснилось, что это отделение способно работать в более интенсивном режиме при снижении числа коек, а высвобожденный резерв стал базой для организации нейрохирургического отделения, крайне необходимого в нашей обновлённой структуре. Вот это и можно назвать оптимизацией.

Сегодня нельзя обойтись без чёткого анализа работы каждой койки. Они ни в коем случае не должны простаивать. Мы ни одну службу не закрыли, работаем тем же набором отделений, которое было всегда. Однако руководители медучреждений получили новую степень свободы, они могут теперь переставлять кадры, руководствуясь потребностями рынка медицинских услуг. Это также одно из завоеваний проходящей реформы. Её стимулирует Департамент здравоохранения, открывая возможности для работы больницы в оптимальном экономическом режиме и требуя при этом, чтобы вся необходимая помощь оказывалась в полном объёме.

— Ещё об экономике: каким вы видите развитие системы ОМС?

— Сомневаться в её обоснованности причин не вижу, однако параллельно мы развиваем и платные услуги, в том числе сервисные. Например, пациент волен выбрать палату повышенной комфортности. Можно предложить медицинскую помощь жителям других городов или даже гражданам иностранных государств. Такие возможности для пополнения бюджета учреждения мы уже начинаем использовать. Учимся включать для этой цели современные коммуникации: интернет, печатные средства массовой информации Северного округа столицы и некоторых районов Подмосковья. Замечу, что подобные услуги не навязываются. Бывают случаи, когда человек собирается платить за то, что ему полагается бесплатно, — разумеется, подобные недоразумения всегда разрешаются в пользу пациента.

— И всё же у определённой части населения существуют опасения относительно будущности одноканального финансирования.

— На мой взгляд, людей должны беспокоить качество и объёмы медицинской помощи, и только. Здесь можно видеть позитивное развитие. Скажем, в травматологии 81-й больницы освоены такие операции, как постановка искусственных суставов, тазобедренных и коленных. Ещё недавно эти возможности казались уходящими в отдалённое будущее. Одноканальное финансирование должно беспокоить нас, медиков. Это мы должны рассчитать: сколько необходимо заработать средств, чтобы хватило на все потребности системы. В этой связи мы высоко ценим деятельность Департамента здравоохранения, который осуществляет для нас централизованные закупки медикаментов, оборудования и материалов, позволяя экономить или высвобождать финансовые ресурсы. Фонд ОМС объявил о повышении тарифов — и это тоже обнадёживающий фактор.