Вадим Миленин: «Врач должен быть личностью» №7(71), 2014 год
Детская стоматологическая поликлиника № 41 Северо-Западного административного округа Москвы имеет 51,9 тыс. прикреплённого детского контингента, из них 5,2 тыс. — подростки от 14 до 18 лет. Здесь работают 39 стоматологов и врачи других специальностей, занято 94 % ставок. В 2013 году в поликлинике зарегистрировано 152 тыс. посещений, ожидаемое количество посещений — 171 тысяча. Руководит учреждением главный врач, кандидат медицинских наук В.В. Миленин.
— Детская стоматологическая поликлиника № 41 существует с 1971 года, — рассказывает Вадим Викторович. — В 1984-м она переехала в нынешнее, вновь построенное здание. По количеству приписанных пациентов мы находимся на третьем месте в Москве! Размеры не обязательно свидетельствуют о качестве, но могу сказать, что в полном соответствии с новыми правилами 41-ю поликлинику выбирают как обслуживающую и те семьи, которые живут достаточно далеко от нашей Сходненской улицы, скажем, из Химок, Красногорска и других мест ближнего Подмосковья. Это хорошо не только в смысле удовлетворения от побед в конкурентной борьбе с другими поликлиниками, но также и в экономическом отношении, если учитывать новый принцип подушевого финансирования. В силу ряда причин, например качества питьевой воды, Северо-Западный административный округ характеризуется низким «приростом» кариеса, и у нашей поликлиники существуют, образно говоря, производственные мощности, которые позволяют наращивать контингент.
Надо подчеркнуть, что детская стоматология является узкоспециализированной областью медицины. Каждый детский стоматолог совмещает в одном лице и диагноста, и «лечебника», и специалиста, способного проводить с ребёнком профилактическую работу. Зачастую эта функция выступает на первое место. Точно так же важна роль наших врачей-гигиенистов, которые работают в тридцати шести прикреплённых школах. Каким бы это ни показалось банальным, но учебно-методическая роль гигиениста начинается с того, что он должен научить детей правильно чистить зубы, а родителей — контролировать этот процесс. Достаточно сказать, что в школах ежегодно происходит около 40 тыс. профилактических приёмов, и по этому показателю можно представить себе масштаб соответствующей деятельности.
Программа модернизации московского здравоохранения затронула, естественно, и 41-ю поликлинику. Мы получили новое высококлассное оборудование на общую сумму, превышающую 10 млн рублей. Назову прежде всего стоматологические установки высочайшего качества. Они малошумные, а значит, дети их меньше боятся, испытывают меньший стресс. К главным подвижкам, которые стали следствием технологического перевооружения, можно отнести новые возможности не только в лечении, но и в диагностике заболеваний. И здесь нельзя не сказать о новом рентгеновском диагностическом оборудовании, таком как цифровые ортопантомографы.
В подходе к лечебному процессу в целом произошли заметные изменения. Сама работа стоматолога стала более структурированной — определены три ступени, на которых оказывается та или иная помощь. Да и процесс общения пациента с поликлиникой становится принципиально иным: можно не только дистанционно записываться на посещение, но и выбирать конкретного врача, что раньше казалось делом неслыханным.
У нашего учреждения есть ещё некоторые особенности. Как известно, поликлиника № 41 — одна из трёх в Москве, где дети могут получить стоматологическую помощь при общем обезболивании. Подобное назначение возникает, например, когда у ребёнка от двух лет и старше может быть поражено кариесом сразу несколько зубов — так проявляется множественный декомпенсированный кариес. Здесь необходимо применять ингаляционные анестетики, чем отлично владеют наши специалисты. Так что мы являемся последней инстанцией для детей, которых в стоматологии называют «неконтактными».
Кроме того, бесплатной лазерной медициной в стоматологических госучреждениях Москвы занимаемся только мы — это происходит уже в течение пяти лет. Речь идёт о пластике мягких тканей посредством лазера. Ткани заживают максимально быстро, ребёнок испытывает наименьший дискомфорт. Болезненность процедуры в послеоперационном периоде минимальна, а септические осложнения практически отсутствуют. Будем это направление развивать.
О чём хочется сказать особо? Каждый десятый из наших реальных или потенциальных пациентов — подросток от 14 до 18 лет, и таких молодых людей у нас свыше пяти тысяч. Все хотят быть красивыми, и все понимают, что во многом это зависит от состояния и часто даже формы зубов и прикуса. Поэтому я и мои коллеги как современные врачи (какие бы экономические проблемы за нашими спинами ни стояли, а они, поверьте, есть, перестройка любой отрасли без них не обходится) стараемся делать всё, чтобы эти мальчики и девочки выглядели достойно. Ведь сознание у них сильно изменилось: тот подросток, который был десять лет назад, и тот, который есть сейчас, — это совершенно разные люди. Сегодняшний молодой человек стремится к здоровому образу жизни, неотъемлемой частью которого является забота о зубах, и здесь наше профилактическое воздействие, теоретическое и практическое, ложится на хорошую почву. Мы стараемся быть максимально лояльными по отношению к их ожиданиям: начиная от устройства консультаций с профессурой из состава работающих у нас кафедр и кончая применением самых лучших зубоврачебных материалов из числа возможных. Особняком стоит ортодонтическая проблема, связанная с прикусом: в поликлинике осуществляется установка брекетов и других съёмных и несъёмных аппаратов. Большая часть лечебного процесса у нас бесплатна, хотя существует и набор платных услуг. Например, при установке брекета пациент нашего округа платит только за материал, то есть за сам аппарат. Обслуживание этого аппарата, корректировка осуществляются бесплатно, а продолжаться такой процесс может от года до пяти лет. Ежегодно мы ставим 300–400 брекетов, и количество посещений ортодонта год от года растёт. Общественное мнение, помноженное на рост качества данной услуги, — вот в чём можно видеть причину такого явления. Ну а врачи, со своей стороны, тоже считают, что подросток должен иметь возможность улыбаться во весь рот.
Что занимает меня больше всего как руководителя? Во всяком случае, не материальные ценности. Настоящий руководитель должен прежде всего заботиться о состоянии коллектива. Стараться поддерживать его в статусе объединения единомышленников. И ещё — людям должно быть удобно. Для этого делались ремонты, для этого закупалось медицинское оборудование и даже кондиционеры — чтобы было приятно работать тем, кто здесь практически живёт, медики ведь действительно живут в поликлинике.
В каждом молодом враче, который приходит в поликлинику, видишь своё будущее. Так же как мы в своё время становились врачами, только пройдя определённые этапы, современному выпускнику медицинского вуза надо многое преодолеть, чтобы врачом стать. Самое главное — самостояние молодого специалиста. Это не только обучение, это всё вместе; а результат возникает тогда, когда он становится этически грамотной личностью. То есть это должен быть профессионал, способный гордиться тем, что он сделал.