Амбулаторно-поликлинический центр № 62: команда единомышленников №7(64), 2013 год
Городская поликлиника № 62 функционирует с февраля 1972 года. В целях дальнейшего совершенствования организации и качества оказания специализированной медицинской помощи населению города Москвы в сентябре 2012 года к ГБУЗ «ГП № 62 ДЗМ» присоединены в статусе филиалов городские поликлиники № 39, 71, 113, 156 и 157, образовавшие вместе с головным учреждением Амбулаторно-поликлинический центр № 62, в коллективе которого в общей сложности насчитывается 735 врачей и 810 медицинских сестёр. В 2012 году здесь зарегистрировано 2 423 497 посещений (101 % к плану), а за девять месяцев текущего года — уже 1 861 004 посещения (94 % к плану). Подробнее о работе Центра рассказывает его руководитель — главный врач Татьяна Соколова, отдавшая этому лечебному учреждению тридцать лет своей профессиональной карьеры.
— Татьяна Васильевна, чем обернулась для АПЦ № 62 идущая сейчас реформа здравоохранения столицы?
— Уже год наши шесть поликлиник, ставшие амбулаторным центром, работают в одной команде. Срок небольшой, но достаточный для того, чтобы подвести некоторые итоги по выполнению задач, поставленных перед нами руководством Северного округа и Департаментом здравоохранения Москвы. Главным было сохранить единый коллектив нового центра — ведь не секрет, что административные и организационные реформы иногда заставляют людей принимать поспешные решения с целью сохранения своего профессионального статуса. Могу сказать, что эта задача выполнена — основной кадровый состав остался на своих местах и продолжает работать. Мы ощущаем себя единой структурой (думаю, здесь уместно сослаться на формулировку заместителя мэра Москвы по вопросам социального развития Леонида Михайловича Печатникова), несмотря на то, что формально состоим из шести лечебно-профилактических учреждений. Более того, в рамках программы реформы здравоохранения Москвы на базе 62-й поликлиники создано консультативное отделение с участием таких специалистов, как гематолог, нефролог, онколог, геронтолог, психиатр, психотерапевт, — и в результате у нас заметно повысился профессиональный уровень консультативной помощи. В пяти филиалах успешно работают бывшие окружные профильные отделения — эндокринологическое, физиотерапевтическое, кардиологическое, неврологическое, пульмонологическое, аллергологическое.
— Итак, отныне Центр по функциональному критерию представляет собой второй уровень медицинских учреждений.
— Совершенно верно. Центр является представителем второго специализированного уровня оказания медицинской помощи населению. Напомню, к первому относятся подразделения, оказывающие доврачебную, первичную врачебную, специализированную помощь при первичном приёме населения и его последующего диспансерного наблюдения. Это те поликлиники, в которых мы привыкли лечиться, они остаются в прежнем статусе. Наш второй уровень — это отделения, оказывающие населению первичную, а также специализированную, консультативно-диагностическую помощь. Третий уровень — это высококвалифицированная, высокотехнологичная медицинская помощь.
— Потенциал возрос и качественно, и количественно?
— Да, это заметно и по цифрам. Плановая мощность поликлиники — 750 посещений в смену, а по сегодняшним фактическим расчётам мы принимаем 984 пациента. Когда пациент приходит к нам сам — это одно, но у нас сместились приоритеты в сторону активных посещений участковыми терапевтами больных на дому, при необходимости направление их к узким специалистам, а также патронаж на дому. В поликлинике увеличилось число узких специалистов, о которых раньше мы могли только мечтать: у нас ведут приём колопроктолог, гематолог, нефролог, гастроэнтеролог, пульмонолог.
— А как видоизменилась ваша материально-техническая база?
— Радикально! Поменялось оборудование во всех кабинетах. Это касается в первую очередь рентгенологического оборудования, включая стоматологические установки, ультразвукового оборудования, теперь у нас есть экспертный класс, оснащение для кардиологии, в том числе холтеровского. Если раньше у нас действовал кабинет кардиографии, где использовалась только одна методика, то теперь это кабинет функциональной диагностики, где применяется уже много других методик.
Отдельно замечу, что теперь амбулаторный центр стал автономен в отношении магнитно-резонансных томографов (МРТ). Если раньше мы были прикреплены к стационарам и пациентам приходилось ездить в разные концы города, по месяцу стоять в очереди, чтобы получить эту услугу, то теперь МРТ входит в нашу базу.
У этой впечатляющей массы нового поколения аппаратуры (всего мы получили 89 единиц на сумму 193 миллиона рублей) существуют огромные новые возможности для диагностики заболеваний, в первую очередь социально значимых, на ранней стадии развития, что для нас чрезвычайно важно. Некоторые старые аппараты при этом отправились из кабинетов «вниз», непосредственно к докто-рам, что тоже положительно сказывается на качестве оказываемой помощи.
Большое внимание также уделяется информатизации нашей отрасли. Автоматизированное рабочее место главного врача и такие же места других врачей позволяют видеть в режиме реального времени движение очереди пациентов и принимать оперативные меры по её регулированию. Сегодня редко кто ждёт приёма у специалиста дольше пяти–шести дней, а если это время приближается к семи дням — мы уже бьём тревогу. Всё большее число пациентов сегодня знает, что они могут записаться на приём в любой из филиалов, и к нам в том числе.
— Какие ещё организационные новшества появились?
— Сейчас делается упор на стационарзамещающие технологии — речь идёт о дневных стационарах, которые действительно доказали свою эффективность. Разгружаются больницы, а главное — люди получают все нужные, иногда очень сложные процедуры и манипуляции, скажем лазерное облучение крови, не испытывая дополнительного стресса от госпитализации. Мы увеличили количество коек для дневных стационаров во всех филиалах и видим, что пациенты это одобряют.
— Что стало первоочередными задачами амбулаторного центра?
— Задачами нашего амбулаторного центра стали профилактика, диагностика и лечение заболеваний, требующих применения специальных методов исследований, обеспечение консультативной и диагностической помощи по профилю заболевания пациента. Для этого у нас и созданы консультативные отделения, в которых ведут приём узкие специалисты, например, сосудистый хирург, онколог. Это не совмещающие должности, а наши основные кадры.
— Продолжая тему одной из озвученных задач, конкретнее — профилактики, хочется затронуть связанную с этим идею о всеобщей диспансеризации населения, которая сегодня в действии в соответствии с указанием Министерства здравоохранения Российской Федерации. Итак, где и когда можно пройти полный врачебный осмотр и диагностику, если мы говорим о вашем Центре?
— Наш Амбулаторно-поликлинический центр № 62 также приглашает москвичей пройти диспансеризацию в своих поликлиниках. Граждане проходят диспансеризацию в медицинской организации по месту жительства, работы, учёбы или выбору гражданина, в которой они получают первичную медико-санитарную помощь (в поликлинике, в центре (отделении) общей врачебной практики (семейной медицины), во врачебной амбулатории, медсанчасти и др.). Участковый врач или участковая медицинская сестра, или сотрудник регистратуры подробно расскажут, где, когда и как можно пройти диспансеризацию, согласуют ориентировочную дату и период прохождения диспансеризации.
— Увы, но зачастую для современного человека, вопрос времени важнее собственного здоровья. Указанный фактор очень часто является причиной отказа пройти диспансеризацию. Сколько времени занимает эта процедура в вашем Центре?
— Прохождение обследования первого этапа диспансеризации, как правило, требует два визита. Первый визит занимает ориентировочно от одного до полутора часов, объём обследования значительно меняется в зависимости от возраста. Второй визит проводится обычно через один–шесть дней (зависит от длительности времени необходимого для получения результатов исследований) к участковому врачу для заключительного осмотра и подведения итогов диспансеризации. В нашем Амбулаторном центре диспансеризацию можно пройти и в субботу.
Если по результатам первого этапа диспансеризации у человека выявлено подозрение на наличие хронического неинфекционного заболевания или высокий и очень высокий суммарный сердечно-сосудистый риск, участковый врач сообщает об этом и направляет на второй этап диспансеризации, длительность прохождения которого зависит от объёма необходимого дополнительного обследования. А если вернуться к вопросу нехватки времени, то занятость на работе не должна быть причиной отказа от возможности обследовать свой организм. Напомню, что, согласно статье 24 Федерального закона № 323 Российской Федерации от 21 ноября 2011 года «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», работодатели обязаны обеспечивать условия для прохождения работниками медицинских осмотров и диспансеризации, а также беспрепятственно отпускать работников для их прохождения.
— Вопрос другого содержания: как формируется доход поликлиники?
— Наша деятельность оплачивается по оказанным услугам страховыми компаниями в рамках ОМС, и эти компании следят за нами очень внимательно. Проверяется обоснованность оказания услуги, делается экспертиза качества и пр. Начиная с конца нынешнего года нас будут финансировать по подушевому нормативу: определённая сумма на каждого из прикреплённых пациентов. Поэтому сейчас мы плотно работаем с регистром, призываем граждан прикрепляться к нам и, надо сказать, имеем положительную реакцию со стороны населения: уже половина потенциально возможного количества (всего прикреплённых 238 500 человек) стали к нам на медицинское обслуживание. Хорошим инструментом здесь является всеобщая диспансеризация по возрастным группам: приходя к нам для прохождения профилактического осмотра, человек, как правило, остаётся доволен его результатами. В общем, у лечебного учреждения появляется прямая экономическая заинтересованность в том, чтобы выявить хроническое заболевание ещё на «нулевом» этапе, когда нет клинических показаний, и затем лечить человека.
Департамент здравоохранения, надо сказать, анализирует нашу отчётность и подсказывает, в каком звене можно активизировать деятельность амбулаторного центра. Это касается в первую очередь объёмов и самого процесса всеобщей диспансеризации. Наконец, амбулаторный центр оказывает платные услуги, в основном по договорам с предприятиями, проводит периодические и предварительные медицинские осмотры — это тоже ложится в общую копилку доходов. Мы умеем хорошо работать с людьми, имеющими в своей профессии дело с вредными и опасными веществами, в том числе биологическими, или, скажем, ультразвуковым излучением, — за ними мы наблюдаем на регулярной основе.
— Интенсификация профессиональной деятельности врачей, надо полагать, положительно сказывается на их заработной плате?
— Несомненно, и здесь есть реальные успехи. Если в 2011 году средняя зарплата врачей в нашей поликлинике составляла 38 925 рублей в месяц, а среднего и младшего медперсонала — 23 789 и 11 188 рублей, то в третьем квартале текущего года соответствующие цифры показали 62 645, 44 074 и 30 742 рубля в месяц. Согласитесь, впечатляющая разница. Полагаю, что данный процесс будет продолжаться — и не в последнюю очередь потому, что наши врачи постоянно повышают свою квалификацию: на кафедре терапии Первого московского государственного медицинского университета имени И.М. Сеченова, на базе Городской клинической больницы имени С.П. Боткина, с которыми мы сотрудничаем уже двадцать лет. Подчеркну, что в амбулаторном центре сейчас работают пять докторов медицинских наук и сорок пять кандидатов наук. Добавлю, что не только зарплата является стимулом для наших врачей. Мы коллектив единомышленников, общаемся не только на работе, и День медицинского работника для нас, к слову сказать, настоящий праздник. Причём отмечаем мы его активно — обычно экскурсией. В этом году нас привечало Пушкиногорье. Профсоюз поликлиники постарался!
— Чувствуется, что на вашем примере высокая ставка на кадры оправдывает себя в очередной раз, доказывая беспроигрышность данного выбора руководителя.
— Да, наша поликлиника всегда отличалась не только по показателям деятельности, но и по кадровому составу, что тоже, на мой взгляд, сыграло положительную роль в нашем общем деле, которое мы удачно провели, то есть модернизации. В Центре сконцентрирован основной костяк специалистов, у нас работает много докторов, руководивших окружными специализированными отделениями: эндокринолог, хирург, офтальмолог, логопед, врач по восстановительному лечению.
Подводя итог изложенному, скажу, что мы гордимся и своим коллективом, и своими результатами!