Александр Захарьян: «Мой основной принцип — это коллегиальность в сочетании с единоначалием» №1(54), 2012 год
Этот главный управленческий принцип лежит в основе работы руководителя — главного эксперта ФГУ «Главное бюро МСЭ по Новосибирской области» ФМБА России, доктора медицинских наук Александра Захарьяна. Выдержка золотой середины в построении рабочих отношений всегда является гарантом плодотворной работы руководителя и возглавляемого учреждения. Как доказательство: сегодня медико-социальная экспертиза по Новосибирской области представляет собой обширную сеть учреждений, состоящую из тридцати бюро, пяти экспертных составов главного бюро, шести отделов, обеспечивающих деятельность всего учреждения. Организация постоянно развивается. Ежегодно здесь проводится более 60 тысяч освидетельствований. О рабочих планах учреждения, его истории и других вопросах, связанных с ФГУ «Главное бюро МСЭ по Новосибирской области» ФМБА России, корреспонденту журнала рассказал его руководитель.
— Александр Гарьевич, расскажите, как зарождалась служба медико-социальной экспертизы в Новосибирской области. Что стало отправной точкой для истории учреждения и как охарактеризуете современный этап развития Главного бюро?
— Когда в 1999 году в нашем учреждении готовились к очередной юбилейной дате — это был 80-летний рубеж, мы обратились к архивам Новосибирской области. Согласно изученным документам, истоки становления нашей службы нужно отнести к далекому 1919 году. Именно в тот год вышло постановление о создании на территории Сибири отделов Труда и социального обеспечения, в функции которых входила организация врачебно-трудовых экспертных комиссий.
Первая серьезная реорганизация произошла в 1997 году. А именно: была создана Государственная служба медико-социальной экспертизы на праве самостоятельного юридического лица при Управлении социальной защиты населения Новосибирской области. Следующая важная веха в истории — это 2005 год, когда была создана Федеральная государственная служба медико-социальной экспертизы.
Помню, как в 1986 году я пришел в эту службу — у нас было всего около 60 врачей, существовала лишь сеть областных и районных врачебно-трудовых экспертных комиссий, отсутствовали другие структурные подразделения. На сегодняшний день у нас по штатному расписанию насчитывается 511 единиц и фактически занято 284 ставки. То есть численность коллектива за последние годы увеличилась примерно в четыре раза.
— А что можете сказать о качестве коллектива, его потенциале?
— У нас сформировалась отличная команда единомышленников, где главными являются единые взгляды, цели и задачи. На сегодняшний день у нас в коллективе один доктор медицинских наук, три кандидата медицинских наук, кроме того, работают два отличника здравоохранения РФ. Более половины врачей имеют высшую квалификационную категорию, 10% — первую категорию. Проводится работа по привлечению в службу молодых специалистов, формированию кадрового резерва и обеспечению преемственности передачи накопленного экспертного опыта новому поколению.
— Какие новые веяния наблюдаются в сфере медико-социальной экспертизы в Новосибирской области?
— Если брать во внимание кадровый вопрос, то в настоящее время нами ведется работа по привлечению дополнительных специалистов. Речь идет о врачах — специалистах по реабилитации, психологов, специалистов по социальной работе. Были созданы организационно-методический отдел, отдел по организации работы с документами, планово-финансовый отдел и отдел кадрово-правового обеспечения. Первопричиной таких изменений стал федеральный закон «О социальной защите инвалидов в РФ», принятый в 1995 году. Появились новые функции и задачи, что и потребовало привлечение дополнительных специалистов. Фактически эти специалисты были введены в 1997 году, но комплектация идет и сегодня.
— Ваше учреждение является подведомственным ФМБА России. Что, на ваш взгляд, изменилось с момента перехода в эту структуру?
— Наш переход от агентства по здравоохранению, после его ликвидации, к ФМБА России произошел в 2008 году. Став структурной единицей Федерального медико-биологического агентства, мы приобрели только плюсы. Первое, что нужно отметить, это появившаяся возможность унифицировать работу службы. Ведь раньше все замыкалось на уровне субъекта РФ и, соответственно, очень сложно было формировать единые подходы к проведению экспертизы, а также ведения документооборота. Курация службы Федеральным медико-биологическим агентством, владеющим богатейшим опытом по организации работы в сложнейших ситуациях и условиях, позволяет надеяться на своевременную, квалифицированную помощь в организационных, правовых вопросах деятельности учреждения и мощную материально-техническую поддержку. Если говорить от общего к частному, то в нашем учреждении заметно улучшилась материально-техническая база.
— Александр Гарьевич, вы возглавили Главное бюро два года назад. Какие рабочие планы у нового руководителя?
— В этом году 1 августа я отметил свой профессиональный юбилей — 25 лет службы в медико-социальной экспертизе. У меня был последовательный путь: от врача межрайонной ВТЭК до руководителя. Был председателем межрайонной врачебно-трудовой экспертной комиссии, областной ВТЭК. До вступления на эту должность отработал десять лет заместителем руководителя по экспертной работе. Эту сферу я изучил подробно, и есть наработанный опыт, который пригодится мне на этом посту. Из тех задач, которые стоят передо мной и коллективом сегодня, выделю основную — это сделать процесс проведения медико-социальной экспертизы более качественным, доступным и комфортным для больного. Это невозможно без совершенствования организационных решений в работе, укрепления материально-технической базы учреждения, переводе государственной услуги по проведению медико-социальной экспертизы граждан в электронный вид. Для этого нам необходима дополнительная компьютерная и другая оргтехника, ведь пока в каждом бюро есть только по два компьютера, а для полноценной работы требуется не менее 4—5 единиц. Думаем, что впоследствии этот вопрос также будет благополучно решен. А процесс совершенствования качества экспертизы перманентный, и очень сложно расставлять точки в этом деле.
— Как построена работа учреждения и какова его структура?
— Первичную экспертную работу осуществляют тридцать бюро. Для координации их работы и проверки качества создано пять составов главного бюро, которые в свою очередь подчиняются заместителю по экспертной работе Ольге Сергеевне Барковской. В ее же ведении находится организационно-методический отдел и отдел по работе с документами. Второй блок — это хозяйственные и общие вопросы. Его возглавляет заместитель руководителя по общим вопросам Любовь Александровна Семке. К этому блоку относятся отдел информационно-статистического обеспечения, отдел по общим вопросам, транспортный отдел.
Действует планово-финансовый отдел, находящийся в подчинении главного бухгалтера Нины Николаевны Петровой. Существует отдел кадрово-правового обеспечения, который напрямую подчиняется руководителю. Безусловно, мною осуществляется координация всех этих блоков.
— Александр Гарьевич, под общим словом «координация» определенно должны стоять конкретные управленческие принципы. Возможно, есть только один, но самый главный, который присущ именно вам. Поделитесь личным кредо руководителя.
— Я руководствуюсь принципом коллегиальности в сочетании с единоначалием. Как этот принцип действует на деле? Мы с помощниками совместно определяем основные направления, ставим задачи, назначаем исполнителей и далее — контроль за их исполнением.
— Какое из направлений работы учреждения является приоритетным? И почему?
— Мы обычно имеем дело с людьми, у которых уже есть признаки инвалидности, и поэтому приоритетным вопросом для наших специалистов является реабилитация лиц с ограниченными возможностями с последующим вовлечением их в общество. Наша задача — корректно использовать остаточные возможности гражданина, признанного инвалидом. Для этого как раз и разрабатываются индивидуальные программы реабилитации. Естественно, уделяется внимание и вопросам профилактики инвалидности.
С целью совершенствования реабилитационной деятельности и профилактики инвалидности постоянно проводятся рабочие встречи и конференции. Я вхожу в Совет по делам инвалидов при губернаторе Новосибирской области. Кроме этого у нас продолжается совместная работа в рамках заключаемых соглашений о взаимодействии с Министерством здравоохранения Новосибирской области, Министерством социального развития, Фондом социального страхования, Отделением Пенсионного фонда, Министерством труда, занятости и трудовых ресурсов, Всероссийской общественной организацией инвалидов. Постоянно проводим совместные конференции с лечебно-профилактическими учреждениями, где также рассматриваем вопросы, связанные с профилактикой и реабилитацией инвалидов. Активно участвуем в семинарах, круглых столах, проводимых организациями инвалидов. Стараемся во всех возможных сферах сотрудничать по максимуму.
— Наверняка есть статистические данные по уровню инвалидизации населения в Новосибирской области. Какие цифры на сегодняшний день отражают положение данного вопроса по сравнению с другими российскими регионами?
— Основным индикатором инвалидизации населения является показатель первичной инвалидности. По этому критерию Новосибирская область характеризуется средними российскими показателями: порядка 79 впервые признанных инвалидов в год на 10 тысяч населения. Есть регионы, где эти цифры значительно выше, есть и ниже этой отметки. Варьирование данного показателя также во многом зависит от нормативно-правовой базы. Недавний пример — принятие в 2005 году федерального закона «О монетизации льгот». Вместе с ним у нас сразу же выросло число обращений более чем в три раза, и соответственно увеличился показатель первичной инвалидности. Таким образом отразилось введение закона, когда вместо виртуальных льгот были утверждены конкретные денежные выплаты. Постепенно ситуация стабилизировалась, и на сегодняшний день мы приблизились по уровню первичной инвалидности к отметкам начала 2000 года.
— Хотелось бы обсудить еще один аспект деятельности учреждения — это научный. Исследуются ли на базе Главного бюро актуальные научные теории?
— В последнее время мы уделяем значительное внимание научным изысканиям в области МСЭ. За последние два года были защищены две кандидатские диссертации, посвященные социально-гигиенической характеристике лиц, пострадавших на производстве. В первом случае речь идет о пострадавших на производстве в результате несчастных случаев, во втором — об инвалидах, получивших профессиональные заболевания. Данные работы позволили изучить данный контингент населения по этим двум категориям и потребность этих людей в различных реабилитационных мероприятиях. Таким образом, это позволяет и здравоохранению, и органам социальной защиты планировать свою деятельность при условии, что становятся известны объемы предполагаемой работы.