За здоровьем вместо Турции — в Нижнюю Салду! №2(52), 2011 год
В таёжном лесу, в восьми километрах от города Нижняя Салда, есть уникальный экологически чистый уголок с замечательным воздухом и особой целительной аурой. Именно в этом необыкновенном месте в ближайшие дни открывается только что построенный и оснащенный по последнему слову науки и техники центр медицинской реабилитации «Турмалин». Он создан при МСЧ № 121 ФМБА России, о новой структурной единице медико-санитарной части рассказывает ее начальник Людмила Олеговна Ревус.
— В центре «Турмалин» кроме природных факторов мы, разумеется, применяем и новейшие медицинские технологии. Например, в лечебной физкультуре — локоматы, роботизированные аппараты, которые позволяют тренировать определённые группы мышц и суставов по принципу биологической обратной связи. Если раньше лечебный плазмаферез использовался только для снятия острейших состояний, интоксикаций, то сейчас мы применяем эту технологию при «болезнях цивилизации» для нормализации обмена веществ, устраняя гиперхолестеринемию, гиперлипидемию определённого типа. Новая водолечебница будет оснащена всеми методами бальнеологической терапии: лечебными душами, гидромассажным бассейном, подводными тренажерами, подводным вытяжением.
Здесь же пациентам будет оказываться восстановительная помощь при заболеваниях сердечно-сосудистой, нервной систем, опорно-двигательного аппарата и желудочно-кишечного тракта. Он рассчитан на 70 мест и формируется на базе нашей медсанчасти, где сосредоточена лабораторная и функциональная диагностика, необходимая для работы центра. Готовность корпуса стопроцентная, всё получилось хорошо и красиво, приведём в порядок территорию и в ближайшие дни примем первых пациентов.
— Насколько мне известно, этот центр будет региональным для системы ФМБА?
— Да, поскольку система ФМБА в регионе представлена обширным ареалом обслуживания населения. Наработав за эти годы определённый опыт (первое отделение центра было создано еще в 2006 году), мы поняли, что наш потенциал больше, и мы стали принимать пациентов из других регионов. К нам охотно едут из Екатеринбурга, Нижнего Тагила и других городов России. Сейчас люди уже начинают понимать, что поправить здоровье в Нижней Салде можно ничуть не хуже, чем в Турции, откуда все чаще приходят сообщения об отравлениях и травмах наших туристов. С точки зрения медицины, проходить оздоровление лучше в той же климатической зоне, где проживает человек. Тем временем отдых и оздоровление можно благоприятно совместить в нашем центре. Здесь комфортные условия, очень хорошо организована бытовая составляющая пребывания и в центре, и в больнице. И, по отзывам пациентов, у них даже не возникает ощущения, что это глубокая провинция.
— С какими заболеваниями приходится сталкиваться при обслуживании работников НИИ машиностроения, которым ваша медсанчасть оказывает медицинскую и восстановительную помощь, и каковы результаты их реабилитации?
— Производство стало достаточно чистым, то есть несравнимо с тем, что было 40 лет назад: за последние десять лет мы ни разу не сталкивались с острым отравлением компонентами ракетного топлива. Мы имеем дело с патологией, связанной с воздействием небольших концентраций компонентов, которые не приводят к острым или хроническим отравлениям. Но они нарушают иммунную систему, вызывая отклонения в состоянии здоровья. По этой причине у нас включена онкологическая настороженность. А смысл всех лечебных и реабилитационных мероприятий — это воздействие неспецифического характера для защиты иммунной системы.
Наши пациенты очень довольны: после двухнедельного курса реабилитации повышается трудоспособность, реже возникают простудные заболевания. Мы провели анализ общей заболеваемости нашего контингента: этот показатель был в 2,5 раза выше, чем у обычного населения. Такие данные получаются потому, что наши работники обследуются лучше и тщательнее, так как строгий врачебный осмотр связан с допуском к вредным условиям труда. Но даже на этом исходном фоне, после систематически проводимого реабилитационного лечения, за последние четыре года мы отметили снижение заболеваемости на 37–40%. Этот результат порадовал!
Кроме того, мы регулярно выявляем у работников факторы риска: избыточный вес, гипертонию, курение. Пациентов с пограничными состояниями мы тоже берём на заметку, проводим их через отделение реабилитации, и результаты хорошие. Ведь смысл реабилитации не только в том, чтобы подлечить того, кто уже болен, но и не допустить, чтобы человек заболел.
В НИИ машиностроения прогрессивный директор и он требует обеспечения постоянного контроля здоровья работников, включая реабилитацию. Поэтому оздоровлением охвачен весь контингент предприятия.
А ещё у нас есть программа подготовки к родам. Мы создали специальную бесплатную программу реабилитации для беременных, которую осуществляют акушер-гинеколог, врач-педиатр, психотерапевт, медицинский психолог и методист ЛФК. Эти специалисты целенаправленно и вдохновенно занимаются с женщинами, готовя их к родам. В результате оказалось, что у этих женщин меньше осложнений при родах, значительно ниже процент перинатальных проблем у детей, и самое удивительное, что они приходят к нам после родов уже на платные занятия, чтобы быстрее прийти в хорошую форму — настолько привыкают заботиться о своем здоровье. Они приносят нам своих детей, даже здоровых, и мы с месяца жизни начинаем проводить им оздоровительный массаж. Надеюсь, благодаря этому у нас будет другое поколение, более здоровое.
— А вы ведете наблюдение за сотрудниками предприятия, вышедшими на пенсию, за членами семей, детьми?
— Да, конечно. Мы работаем большей частью в системе ОМС. Причем в таких небольших городках, как наш, есть то преимущество, что несколько поколений пациентов ходят к одному врачу, который фактически становится семейным. Наши доктора, идя по городу, чуть ли не каждый день встречаются со своими пациентами на улице, узнают друг друга, желают друг другу здоровья — это ли не основа тёплых и доверительных отношений.
— В предыдущем интервью вы говорили о кедре — дереве, в котором сосредоточено всё необходимое для жизни человека, с мощным лечебным и энергетическим потенциалом. Кедровая роща и сейчас есть в вашем городе? Вы используете её в лечебно-реабилитационной работе?
— К сожалению, судьба этой рощи печальная. Несмотря на то, что она является памятником природы областного значения, это не спасает ее существование. У городской администрации не хватает сил и средств для проведения природоохранных мероприятий: ограждения территории, налаживания охраны, организации экологического мониторинга за рощей с целью восстановления популяции кедров. И состояние её, к сожалению, не улучшается. Есть активисты, которые берегут рощу, школьные десанты очищают её от мусора. Администрация в прошлом году провела опахивание рощи с целью предупреждения лесных пожаров. Но это малоэффективно, ведь пожары происходят каждую весну. К счастью, кедры — могучие деревья, их не так легко сгубить. Роща стоит, туда часто ходят наши пациенты, кормят белок…
Добавлю еще, что на территории медсанчасти, которая занимает четыре гектара, есть наш любимый и красивый парк, который мы холим и лелеем, здесь растут и голубые ели, и клёны манчьжурские, и посаженные нами кедры, а наш садовник замечательно моделирует акации.
Еще в этом году при больнице мы построили очень красивую часовню в честь иконы Пресвятой Богородицы. Войти в неё можно как с улицы, так и с территории больницы. Её я тоже расцениваю как лечебный фактор. Когда персонал больницы собирал деньги на строительство этой часовни, то мы делали это больше для себя, поскольку медикам важна духовная поддержка. А оказалось, что это очень нужно пациентам. Они идут туда и получают душевное равновесие и силы, чтобы побеждать болезнь.