Краевая больница № 3: модернизацию своего учреждения мы начали 15 лет назад №2(52), 2011 год
Краевая больница № 3 — одна из лидирующих медицинских организаций Забайкальского края, в рейтинге его лечебно-профилактических учреждений она занимает самое высокое место на протяжении уже нескольких лет. Больница вошла в 100 лучших медицинских учреждений Сибирского федерального округа и внесена во Всероссийский национальный регистр «Сто лучших учреждений системы здравоохранения России». Хорошая материально-техническая база, высокопрофессиональный коллектив, умелое руководство — вот главные составляющие, благодаря которым лечебное учреждение достигло таких успехов.
В этой больнице поражает все: идеально убранная территория, щеточка газона напоминает футбольное поле, четкие ряды деревьев, посаженных заботливыми руками медработников, чистота и уют в помещениях, комфортные условия для работы всего персонала больницы, достойная заработная плата медработников, абсолютно бесплатное лечение и обследование для населения. Нет недостатков в финансовых средствах. Это совсем не то, что пишут и говорят о здравоохранении сегодня. Модернизацию своего лечебного учреждения, как говорит главный врач ГУЗ «Краевая больница № 3», заслуженный врач РФ Николай Горяев, он начал 15 лет назад.
— Нас к этому подтолкнула непростая ситуация, — вспоминает Николай Ильич. — В середине 90-х годов обслуживаемое предприятие Министерства среднего машиностроения прекратило свое существование. Мы оказались одни в окружении нескольких муниципальных учреждений здравоохранения, к которым традиционно приписывалось определенное количество населения.
Необходимо было уже на первом этапе изменить устоявшиеся традиции, переориентировать потоки больных, сформировать новые. А для этого нужно было сделать очень многое. В первую очередь — в короткие сроки организовать предоставление населению медицинских услуг, которые оно не могло получить в других лечебно-профилактических учреждениях района и области и обеспечивать их качество и доступность. Работа шла в различных направлениях. Укреплялась материально-техническая база больницы, закупалось новое современное лечебно-диагностическое оборудование, проводилась профессиональная подготовка и переподготовка медицинских кадров. За короткий период времени мы открыли несколько специализированных центров: центр профессиональной патологии, центр плановой хирургии, центр амбулаторного гемодиализа, диагностический центр и другие. Наши услуги стали востребованными не только в регионе, но и в целом Забайкальском крае. То есть мы создали устойчивую конкурентоспособную систему медицинского обеспечения населения. Обеспечили доступность и высокое качество медицинских услуг. Свели к минимуму риски зависимости от бюджетного финансирования. В консолидирующем бюджете внебюджетные средства составляют более 80%. Именно недофинансирование во все времена явилось для нас главным мотивирующим фактором, позволяющим искать новые формы, пути и методы медицинского обеспечения населения, расширять перечень медицинских услуг. На наш взгляд, простые инвестиции в медицинские организации порождают иждивенчество и не способствуют развитию, что мы видим сплошь и рядом в муниципальных учреждениях здравоохранения. Мы и сегодня не останавливаемся на достигнутом. Благодаря современному диагностическому оборудованию стало возможным выполнение высокотехнологических операций на позвоночнике, спинном мозге в нашем центре плановой хирургии. Значительно укреплен центр амбулаторного гемодиализа — он стал самым крупным в Забайкальском крае. Развитие получил диагностический центр. В настоящее время рассматриваем вопрос об открытии на нашей базе сосудистого центра. И это лишь часть наших планов.
— Николай Ильич, сегодня реформа здравоохранения — одна из обсуждаемых в обществе тем. В большинстве случаев она вызывает резкую критику со стороны не только населения, но и профессиональных медицинских кругов.
— Должен сказать, что оценка любых реформ субъективна. При желании можно видеть положительное, а можно и не видеть позитивное и делать упор только на недостатки. Прежде чем критиковать, необходимо разобраться в том, что сегодня представляет собой система здравоохранения.
В настоящее время Министерству здравоохранения и социального развития России приходится разрешать проблемы, копившиеся в здравоохранении десятилетиями. Их просто невозможно решить в короткий период времени. Давайте разберемся в деталях. Представьте себе: громоздкая, находящаяся на полном государственном финансовом обеспечении система здравоохранения советского периода времени практически в неизменном виде автоматически перенесена в другое государство, с новым экономическим укладом, кризисами, перестройками. Требуется определенный период времени к адаптации организационной структуры построения системы здравоохранения к новым социально-экономическим условиям. Следует признать тот факт, что, по сути, на сегодняшний день у нас нет национальной системы здравоохранения. Существует множество систем здравоохранения, функционирующих автономно независимо друг от друга. Эффективно управлять этим множеством просто невозможно. Отсюда порождается ряд пока неразрешимых проблем: эффективность расходования финансовых средств, расслоение населения в уровне и качестве оказываемой медицинской помощи, ее доступности. В этих условиях невозможно выработать общую стратегию развития системы, как это все требуют. Проблема, для решения которой также потребуется время.
Что касается удовлетворенности населения качеством представляемых медицинских услуг, следует сказать то, что ни в одной стране мира нет полного удовлетворения населения в оказываемой медицинской помощи. Зависит это от ряда известных причин, в том числе от ответственности населения за собственное здоровье, качества оказываемых различного рода услуг и т. д. Думаю, и эта компонента в нашем обществе наконец-то появилась. Это позитивный момент, являющийся своеобразным двигателем в решении имеющихся проблем в здравоохранении. Но в то же время большую часть критики в адрес здравоохранения я бы отнес к руководству субъектов федерации. В каждом субъекте есть губернаторы, мэры городов, главы муниципальных образований — именно они определяют стратегию развития региона, в том числе системы здравоохранения. Здесь, на мой взгляд, нужно правильно расставлять приоритеты и не стесняться заниматься проблемами, существующими в региональном здравоохранении.
В этот сложный период времени для ускорения процесса реформирования здравоохранения нам как никогда необходима консолидация всех здравых сил общества, ученых, практиков. Сегодня Министерство здравоохранения и социального развития России делает очень много для стабилизации ситуации в здравоохранении. Многие проекты приобретают системное значение и будут являться своеобразным фундаментом для дальнейшего развития отрасли.
Нужно понимать также то, что большинство результатов деятельности системы здравоохранения немного отодвинуты во времени, нужно набраться терпения.
— Основной причиной неэффективности здравоохранения считают недостаточное финансирование.
— Я не вполне согласен с вами. Когда мы говорим о финансировании здравоохранения, мы почему-то упоминаем только государственный сектор инвестиций и умалчиваем об иных источниках финансирования. Думаю, в настоящее время это некорректно и является лишь одним из аргументов для чиновников различного уровня оправдывать неэффективность управления выделенными финансовыми ресурсами. Следует понимать, что в середине 2000 года финансирование здравоохранения из государственных и негосударственных источников составило относительно ВВП 5,4%, а в 2002 году достигло 6%. В настоящее время, с учетом всех источников финансирования, этот показатель находится на уровне среднеевропейского.
Нужно учитывать тот факт, что сегодня в субъектах РФ каждый четвертый рубль инвестируется в здравоохранение. На мой взгляд, дальнейшие вложения непременно негативным образом отразятся на реализации социальных программ и на развитии других отраслей народного хозяйства регионов. Связываю это с парадоксальной ситуацией: с одной стороны, мы говорим, что нам не хватает финансовых средств, требуем их увеличения, а с другой стороны, мы не можем или не умеем их рационально использовать. Основная причина хорошо известна: низкая медицинская и экономическая эффективность использования полученных финансовых ресурсов, которая имеет множество слагаемых, и их необходимо изучать, систематизировать, искать рациональные пути решения.
— Николай Ильич, на ваш взгляд, в новом законе «Об обязательном медицинском страховании в РФ» есть что-то новое для медицинских организаций?
— Определенно могу сказать, что для медицинских организаций новый закон «Об обязательном медицинском страховании в РФ» ничего нового не дал. Регламентация статей расхода финансовых средств ОМС сдерживала и сдерживает развитие медицинских организаций и внесла свою определенную лепту в существующее в настоящее время положение в системе здравоохранения. Если хотя бы 20% средств ОМС можно было тратить на приобретение оборудования, обучение медицинского персонала, то сегодня модернизация здравоохранения нам обошлась бы значительно дешевле.
— В последние два года на базе вашего лечебного учреждения прошли две спартакиады хирургов Забайкалья и Сибири, какие ваши успехи?
— Конкуренция была сильнейшая, но наша команда заняла в обоих случаях второе призовое место.
— Вы были участником и стали абсолютным чемпионом спартакиады в стрельбе из мелкокалиберной винтовки.
— Это верно, что-что, а стрелять я умею.
— Все-таки, каков стиль вашего управления?
— В свое время один из выдающихся управленцев ХХ века Генри Форд в книге «Моя жизнь, мои достижения» поделился своими мыслями о том, что наиболее выдающиеся результаты в его бизнесе были достигнуты демократичными методами управления. Но на поверку, как он пишет, это была диктатура. В здравоохранении организация медицинской помощи населению основана на выполнении приказов, распоряжений, инструкций, стандартов, порядков, только в промежутках между этими выполнениями можно расслабиться. Нам всем в итоге предстоит построить новую в качественном отношении отрасль, привлекательную для инвестиций, эффективную в управлении, находящуюся в постоянном развитии.