Клиническая больница Управления делами Президента РФ: остров человечности и передовых технологий №5(48), 2010 год
Эта больница уникальна не только тем, что расположена в национальном парке и лоси нередко заглядывают на её территорию. Здесь растёт более 120 видов деревьев, даже японская сакура. Есть питьевая минеральная вода с глубины более чем 1500 м, живая тамбуканская грязь и лечебный климат, но самое важное — это высокотехнологичная медицинская помощь, которая невозможна без современного оборудования и коллектива специалистов, насчитывающих более 1200 человек, который уже 35 лет сочетает испытанные временем методы с лучшими достижениями современной медицины. О том, как это удаётся, мы беседуем с главным врачом Еленой Яшиной.
Развивая традиции
Федеральное государственное учреждение «Клиническая больница» Управления делами Президента Российской Федерации начинает свою историю с 1964 года, когда Постановлением Совета Министров РСФСР от 18.11.1964 г № 1434 было утверждено проектное задание на строительство соматической больницы Управления делами Совета министров РСФСР на Открытом шоссе и выделен земельный участок в живописной лесопарковой зоне «Лосиный остров». В 1974 году закончилось строительство основных корпусов больницы, и Постановлением Совета министров РСФСР 07.01.1975 года №19 был утверждён акт государственной комиссии о приёмке в эксплуатацию корпусов, сооружений и служб Центральной клинической больницы Четвёртого Главного управления при Министерстве здравоохранения РСФСР.
Основными задачами новой больницы были профилактика и раннее выявление заболеваний сердечно-сосудистой и нервной систем, сахарного диабета, онкологических заболеваний, профилактика хронических заболеваний системы дыхания. Кроме основных лечебных и диагностических отделений, была создана лаборатория прогнозирования течения и исхода заболеваний, открыты вычислительный центр и отделение реабилитации.
Открывал ЦКБ председатель Совета Министров Российской Федерации М.С. Соломенцев, а журнал «Советский Союз» сообщил миру об открытии клиники высокого европейского уровня. Формированию клинико-диагностического комплекса способствовали главный терапевт Четвёртого Главного управления при Минздраве РСФСР профессор И.П. Замотаев и главный хирург — академик РАМН, профессор В.С. Савельев.
Сложный период строительства и подготовки к открытию Больницы в 1974 году лёг на плечи и.о. главного врача Л.Н. Пирятинской, а первым главврачом стал заслуженный врач РСФСР А.В. Шелепин, руководивший с 1974 по 1986 год. Далее больницу возглавляли Ю.Н. Гвоздев (1986–2002) и В.Н. Филько (2002–2008).
История, этапы и идеология становления больницы неразрывно связаны с лучшими традициями правительственной медицины. В настоящее время ФГУ «Клиническая больница» Управления делами Президента РФ является многопрофильным медицинским учреждением, предоставляющим в первую очередь высокотехнологичную и специализированную медицинскую помощь прикреплённому контингенту. В течение года различные виды стационарной медицинской помощи (хирургическая, терапевтическая, реабилитационная) получают около 12 тыс. пациентов.
Электронное око главного врача
— Елена Романовна, какова динамика показателей работы учреждения?
— В прошлом году было пролечено и прооперировано на 1,5 тыс. человек больше, чем в предыдущем при неизменившейся летальности, хотя мы стали брать тяжёлых онкологических больных. Госпитальная летальность у нас составила 0,6% — в пять раз ниже, чем по Москве. План по количеству койко-дней больница перевыполнила и заработала на 100 млн рублей больше, чем в 2008 году. Этих показателей нам удалось достичь во многом благодаря созданному единому информационному пространству.
Елена Романовна подходит к огромному компьютерному экрану, висящему на стене, щёлкает мышкой, и перед нами появляются схемы, диаграммы, а если присмотреться, меняются цифры в реальном времени, то есть мы видим жизнь больницы.
— Это комплексное решение производителей прикладных информационных систем, — рассказывает Е.Р. Яшина, а именно: в основу положена одна из лучших, на мой взгляд, медицинских (госпитальных) информационных систем «Интерин-PROMIS», разработанная Институтом программных систем РАН (руководитель проекта Я.И. Гулиев). Её модули охватывают практически все бизнес-процессы учреждения: «Электронная история болезни», «Параклиника», «Регистратура», «Лаборатория», «Аптека», «Питание», «Платный отдел» и т.д. ФГУП «Главный научно-исследовательский вычислительный центр» Управления делами Президента Российской Федерации (руководитель направления С.В. Писаренко), совместно с производителями бухгалтерской системы 1С: «Бухгалтерия-8» (руководитель А.И. Гайдуков), выполнили работы по интеграции информационных систем и сделали реальностью прозрачность работы учреждения для главного врача.
Любые эффективные работы подведомственного учреждения являются результатом чётко сформулированных задач вышестоящим руководством: Финансово-экономическим и Главным медицинским управлениями УДП РФ.
Многофакторный анализ данных, имеющихся в развёрнутых информационных системах, особенно актуален в условиях вступления в силу Федерального закона от 8 мая 2010 года № 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений».
И опять возвращаемся к медицине. Основой предоставляемой медицинской помощи является хирургическая служба больницы, которой руководит заместитель главного врача по хирургии — кандидат медицинских наук А.В. Латышев. Научными руководителями многие годы являются доктор медицинских наук, профессор, академик РАМН И.И. Затевахин и профессор кафедры хирургии РГМУ М.Ш. Цициашвили. Хирургия представлена общехирургическим и эндохирургическим отделениями, отделением колопроктологии, гинекологии, урологии, андрологии, травматологии, офтальмологии, эндоскопии. В конце 2009 года открыты отделения кардиохирургии и онкологии.
Особо хочется отметить несколько хирургических направлений: урология (научный руководитель — доктор медицинских наук, профессор С.П. Даренков). В урологических отделениях применяются лапарои ретроперитонеоскопические вмешательства при лечении заболеваний мочевого пузыря, простаты, верхних мочевых путей и почек (нефрэктомии, резекции почек и мочевого пузыря, простатэктомии, цистпростатэктомии, сложные реконструктивные операции, дробление и удаление камней мочевых путей). В клинике с успехом применяются малоинвазивные и лапароскопические методы лечения недержания мочи у женщин. Всего в урологических отделениях выполняется около 900 операций в год.
Эндохирургия (научный руководитель — доктор медицинских наук Э.А. Галямов). Выполняются уникальные по сложности операции с применением высокотехнологичных инструментов и оборудования. Среди них такие, как лапароскопические вмешательства при грыжах пищеводного отверстия диафрагмы, резекции желудка и гастроэктомии.
Травматология и ортопедия (научный руководитель — доктор медицинских наук, профессор А.В. Скороглядов).
— Экстренно поступившему пациенту с острой травмой мы оказываем необходимую хирургическую помощь в первые сутки после поступления, — рассказывает заведующий отделением, кандидат медицинских наук Михаил Николаевич Березенко. — Это оптимально для результатов лечения и выгодно пациенту. Передовой опыт мы реализуем и в двух наших плановых специальностях: травматологии и ортопедии. Мировой лидер в травматологии — это Ассоциация остеосинтеза со штаб-квартирой в Швейцарии. Мы являемся АО-клиникой и применяем современные методики интрамедуллярного остеосинтеза с использованием оригинальных металлических конструкций швейцарской компании «Синтез». Наши врачи обучаются этому в Швейцарии. Отделение отлично оборудовано: артроскопическая стойка, электронно-оптический преобразователь «Церама» для выполнения малоинвазивных хирургических вмешательств, при повреждениях длинных трубчатых костей.
— Ваша клиника выполняет редкую операцию эндопротезирования голеностопного сустава. Успешно?
— Да, первую такую операцию мы провели в середине 2009 года, а всего сделали 8 операций. Раньше общепринятой методикой был артродез, когда из двух зол выбирали меньшее: сустав переставал двигаться, зато пропадал болевой синдром.
Предыдущие операции в других клиниках не давали хорошего результата, так как эндопротезы первых двух поколений из-за своих конструктивных особенностей плохо держались в мягких тканях. Мы же стали сразу работать с эндопротезом последнего, третьего, поколения, производимым компанией «Депюи». Он удачно сконструирован и может находиться в теле человека до 10 лет. Больные реабилитируются в течение 2,5 месяцев. Пациенты избавляются от изнурительной боли, начинают ходить и даже бегать. Эндопротезирование голеностопного сустава показано при подагрическом артрите, последствиях перелома лодыжек, асептическом некрозе таранной кости.
Феи и волшебники страны Зрения
Отделение офтальмологии, созданное и возглавляемое учеником академика РАМН С.Н. Фёдорова, профессором Игорем Эдуардовичем Иошиным, конкурирует с лучшими европейскими клиниками: из 11 видов высокотехнологичных операций здесь выполняют восемь. А к концу года делать будут все, включая пересадку роговицы.
Экскурсию по отделению проводит заведующий оперблоком кандидат медицинских наук Гайк Торникович Хачатрян.
— Отделение полностью оборудовано новейшей аппаратурой фирмы Zeiss. Здесь у нас стоит трёхцветный лазер Lumenis, и каждый цвет предназначен для лечения определённой патологии сетчатки. Вот компьютерный томограф для глаза, позволяющий изучить каждый из десяти слоев сетчатки. А этот уникальный комплекс позволяет определить толщину и кривизну роговицы, рассчитывает индивидуальную программу операции для каждого глаза пациента и передаёт эту информацию в операционную на эксимерный лазер MEL-80.
— Сколько же времени нужно, чтобы вернуть пациенту радость видеть мир?
— Новые технологии, когда нет швов, позволяют за один день выполнять операции при катаракте, глаукоме и рефракционные операции. Человек приходит к нам утром, в течение часа проходит обследование, ещё час его готовим к операции, а после неё больной отдыхает, полулёжа в удобном кресле. Получает горячий обед и после повторного осмотра врача уходит домой — с нормальным зрением.
Старшая медицинская сестра Ирина Петровна Сидякина добавляет штрих к картине работы отделения:
— За рубежом, как нам рассказывали, часто в больницах тебе мило улыбаются, но души ты не чувствуешь. А ведь все заслуживают к себе нормального отношения — не по кошельку, не по должности, а просто потому, что люди. Для нас каждый пациент — единственный и последний.
Читая книгу отзывов и предложений отделения, понимаешь, что это правда: «Ощущение такой теплоты и нежности, что острота проблемы сразу снижается. Я дважды попадала в операционную в руки искусного волшебника с его феями. Выделить кого-то — это ничего не сказать».
Три кита кардиохирургии
Обнажённое сердце ритмично сокращается, а его сосудов нежно касаются тончайшие инструменты с незаметными глазу нитями. И ни капли крови. Это операция аортокоронарного шунтирования на работающем сердце, видеозапись которой показывает мне заведующий отделением, кандидат медицинских наук Александр Валентинович Гагаев — сердечно-сосудистый хирург высшей категории. В отделении выполняются сложнейшие операции: резекция аневризм левого желудочка, лечение осложнений инфаркта миокарда, реконструктивные операции на клапанах сердца, операции при патологии восходящего отдела аорты, при сочетанном поражении коронарных и брахиоцефальных сосудов и другие.
— Александр Валентинович, что необходимо для такой работы?
— Первое — высокотехнологичность диагностики и операционного вмешательства. До него мы должны узнать всё не только о сердце, но и обо всех органах больного. Поэтому отделение экипировано аппаратурой для неинвазивных и инвазивных методов исследования, инструментарием, расходными материалами, операционной, реанимационными местами по современным стандартам. Второй принцип — семейственность. Я считаю, что носителем достижений является врачебно-сестринский коллектив. Хотя хирург вроде бы «солист», но я называю его «дирижёром». А дирижёр, если у него даже барабанщика отнять, сразу теряет качество исполняемого произведения. Поэтому каждый специалист должен быть очень хорошо подготовлен, на что уходят годы.
Анестезиолог — ключевая фигура, особенно тот, что поддерживает искусственное кровообращение. Очень важны сёстры-анестезистки, перфузионистки, даже циркулирующая сестра с её умением быстро находить что-то в огромном количестве расходных материалов, не расстерилизовать сложно заложенную вещь.
А диагносты, которые всё видят? А кардиологи, которые готовят больного? А сёстры, круглосуточно выполняющие назначения? Реаниматологи тоже играют центральную роль, интенсивно ведя больных при ущербных функциях жизненно важных органов. Наконец, когда больного поднимают из реанимации в палату, он требует тщательного наблюдения всего медперсонала.
Всё это и заставляет относиться к нашему делу как коллегиальному, семейному. Каждый пациент для нас — родственник, от которого ты уже не сможешь отказаться никогда, как бы всё ни складывалось, и уже не отнесёшься к нему плохо или равнодушно.
Наконец, третья очень важная позиция: денег с больного мы принципиально не берём. Потому что с родственников деньги не берут. И тогда возникает интересное и логичное следствие: независимость доктора в суждениях и заключениях. Если я рассуждаю только с позиции интересов больного, то я свободен в своих оценках, решениях и действиях. И меня невозможно заставить сделать не показанную манипуляцию и, наоборот, не сделать необходимую.
Отделение работает шесть месяцев с момента открытия. Выполнено более 50 операций на открытом сердце. Оперирующая бригада — ученики академика РАМН Б.А. Королёва. Особую признательность за поддержку при открытии отделения хочется выразить академику РАМН Р.С. Акчурину.
Новое оружие онкохирургов
В 70-е годы врачи Клинической больницы стали пионерами колонофиброскопии с полипэктомией, которую они провели самодельной петлей из гитарной струны. А сегодня онкохирурги больницы выдвинулись на передовой край борьбы с раком, вооружившись уникальной установкой для гипертермической химиоперфузии, которую они разработали в союзе с отечественными инженерами. Кроме того, они — единственные в России хирурги, выполняющие сложнейшую операцию субтотальной перитонэктомии при первичных и метастатических опухолях брюшины.
Рассказывает заведующий отделением онкохирургии, профессор Михаил Дмитриевич Тер-Ованесов, торакальный хирург высшей категории, доктор медицинских наук:
— Отделение работает около года. Я и мои коллеги — хирурги А.В. Левицкий и Э.Э. Леснидзе и опытный химиотерапевт А.Г. Кирсанов — выходцы из торакального отделения Российского онкологического научного центра им. Н.Н. Блохина РАМН, ученики академика М.И. Давыдова. Поэтому мы реализуем агрессивную онкохирургию: большой объём вмешательства с мультивисцеральными резекциями, стандартной радикальной и расширенной радикальной абдоминальной и медиастинальной лимфодиссекцией в комбинации с химиотерапией. Такая хирургия агрессивна по отношению к болезни. Нам приходится оперировать различные опухоли внутренней и наружной локализации на всех стадиях, часто в условиях осложнённого течения. Но наши основные научные направления — это первичные опухоли брюшины и местнораспространённый рак желудка, при этих заболеваниях мы проводим интраоперационную гипертермическую интраперитонеальную химиоперфузию.
Готовы оказывать высокотехнологичную медпомощь населению, но…
— Для нас основная проблема — получение квот на высокотехнологичную медицинскую помощь в Министерстве здравоохранения и социального развития РФ с тем, чтобы стала реальностью возможность бесплатной высокотехнологичной медицинской помощи гражданам России, а не только прикреплённому контингенту, — говорит главный врач. — Самое обидное, что мощности учреждения и квалификация кадров позволяют это и законодательная база тоже, но Минздравсоцразвития России отказывает третий раз, при этом продолжая декларировать доступность и качество.
ФГУ «Клиническая больница» Управления делами Президента Российской Федерации — состоявшееся многопрофильное медицинское учреждение — представляет собой наиболее устойчивую модель для кризисного периода. Узкоспециализированные научно-производственные комплексы и институты, сформированные в советский период, по праву являются базисом классических клинических подходов, гордостью российской медицины, школами врачей, умеющих в первую очередь клинически мыслить, а не закрываться щитом безликих стандартов. К сожалению, именно узкоспециализированные учреждения оказались наиболее уязвимыми в условиях рыночной экономики, и вместе с «устаревшим» в погоне за «европодходами» может быть утрачено «фундаментальное» и «лучшее».
В периоды реформ и перемен взгляд в будущее не всегда бывает точным. Сегодняшний день больницы — это последовательная каждодневная работа по сохранению и приумножению лучших традиций советской школы клинической и кремлёвской медицины, а также формирование организационных и информационных технологий, направленных на повышение эффективности работы многопрофильных медицинских учреждений.